|
Бизнес-класс. Архангельск
14 марта 2005 (9)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Симфония, рождённая в Нью-Йорке
Встречаясь с артистами и музыкантами, я часто слышу тревожные нотки
безнадёжности - состояния, враждебного творчеству. Действительно, здание санкт-
петербургского киноцентра, купленное казино, архангельская "свечка", моментально
отреставрированная и снабжённая подсветкой, как только было утверждено решение
об открытии в бывшем Дворце культуры ещё одного торгового центра: Веселья мало:
торговля идёт в гору, чего никак не скажешь о культуре и образовании. Тупость и
мздоимство чиновников - задолго до явления миру пресловутого 122-го закона -
убедительно описал губернатор Салтыков-Щедрин, зато внутреннюю силу искусства
очень ясно показал миру Франсуа Трюффо в "Последнем поезде метро". С чего бы ни
бесились народы - с жиру или от иного угара, - найдутся знаменитые и безвестные
хранители ценностей.
Пути настоящего искусства к вершинам славы отнюдь не выстелены ковровыми
дорожками, но нищета оскорбительна - не только для художника, но и для всех, кто
живёт по соседству. Эту истину понимают меценаты, создающие фонды и
попечительские советы, поддерживающие галереи, концертные залы и творческие
коллективы во всём мире. Ведь в США, откуда приехали в Архангельск музыкант и
дирижёр Мартин Пьецух (на снимке) и его удивительная жена Елизабет Фолк -
режиссёр и постановщик театра и оперы, музыканты и актёры тоже лишены
государственной поддержки.
За пределами Washington D.C.
Мартин Пьецух приехал в Архангельск сразу после гастролей в Санкт-Петербурге,
где, как сообщал ГТРК "Культура", маэстро выступал за мирное сосуществование
джазовой и симфонической музыки. Под сводами Большого зала филармонии играли
академический концерт и биг-бенд под управлением Сергея Гусятинского. Пьецух
меняет амплуа. Покидая дирижёрский пульт, он превращается в виртуозного, крайне
эмоционального саксофониста. Диапазон вкусов известного американского музыканта
велик. Окончив Президентский католический университет, Мартин научился не только
искусству дирижёра, но и прошёл полный исполнительский курс по медным и
деревянным духовым инструментам. Он собрал коллекцию саксофонов, флейт,
кларнетов, фаготов, гобоев и английских рожков - и каждый обретает свой голос в
руках у хозяина, имеющего богатейший репертуар произведений разных стилей и
жанров.
Прежде чем переселиться в Нью-Йорк и сделаться странствующим артистом в союзе с
женой Елизабет, дарованиями, эрудицией и чувством стиля которой он неподдельно
восхищается, Мартин Пьецух долго прожил в Вашингтоне. В начале своей
головокружительной музыкальной карьеры он играл на саксофоне в Военно-морском
оркестре США, а впоследствии дирижировал симфоническим оркестром и руководил
Филармоническим обществом Конгресса США. Это высокий статус, способный
обеспечить пожизненный достаток и признание, но черта, отличающая Пьецуха, это
постоянная жажда новизны. Он мечтал посмотреть мир, постичь музыкальные традиции
разных народов и понять особенности их души, для того, чтобы его персональный
диалог с миром стал более многогранным.
Любовь и сцена
Можно долго перечислять коллективы, которыми управлял Мартин Пьецух, но любовь к
Элизабет, которую он встретил в Нью-Йорке, дала ещё один импульс его
путешествиям и творческим проектам, раскрывающим разные пласты мировой культуры
- как перед самими артистами, так и перед очевидцами их представлений.
Элизабет Фолк не получила академического образования, но её кругозор и
восприятие мира изумляют. В 1960 году - девчонкой - она уехала из американской
провинции в артистический Нью-Йорк и выросла как дитя бурных 60-х. Занималась
режиссурой спектаклей и бродвейских шоу. Элизабет стала первой женщиной-
режиссёром, чья авторская постановка Hamlet On Trial (что можно перевести как
"Дело Гамлета"), впервые представленная на фестивале в штате Аризона, получила
поддержку общества Shakrspeare's Globe London и право быть удостоенной внимания
соотечественников Шекспира. Бродвей многолик и полон неожиданностей - стоит
вспомнить, что "Вестсайдская история" Бернстайна есть не что иное, как
бессмертный сюжет "Ромео и Джульетты", развёрнутый на улицах Манхэттена: В
представлении, где американский суд выносит приговор датскому принцу как убийце
Полония, ей удалось донести до зрителей сам дух Шекспира!
Элизабет поражает знанием мировой литературы, истории театра, музыки и
кинематографа и особой пластикой сознания, способного тонко воспринимать и
трансформировать ткань любого художественного явления. Содружество с талантливым
режиссёром дало жизнь новым проектам в Америке, Европе и России. Они устраивают
перфомансы, очень мощные по энергетике и вызывающие ответную волну интереса у
публики. "Наши общие проекты - это наши с Мартином дети, - говорит Элизабет. -
И у каждого из них есть любящие отец и мать".
Сибирь и Дальний Восток
Число музыкальных представлений, которые ставил в разных странах Мартин Пьецух,
уже превосходит восемь сотен. Он с огромным почтением относится к своему
предшественнику Леонарду Бернстайну - создателю масштабных композиций, сходных
по жанру с оперой, где сочетаются симфоническая музыка и джаз,
латиноамериканский фолк и поп-музыка. Универсальность и свобода самовыражения
влекут Пьецуха к новым экспериментам. О замечательном камерном оркестре под
управлением Владимира Онуфриева Мартину рассказали в Санкт-Петербурге, но
столицы - это не та часть России, с которой он вошёл в музыкальный и театральный
мир бескрайней страны, главным богатством которой Пьецух считает именно
культуру.
С середины 90-х Мартин Пьецух включился в деятельность Азиатско-Американского
музыкального общества Центра театрального искусства имени Кеннеди. Он ставил
оперу и балет с якутскими и красноярскими коллегами, дирижировал Тихоокеанским
симфоническим оркестром, выступал с джазовыми музыкантами Владивостока.
Через два дня в Архангельске
Приезд Мартина и Элизабет в Архангельск совпал с открытием театрального
фестиваля Виктора Панова. Сразу после перелёта Пьецух с присущей ему неукротимой
энергией сразу включился в действие вместе с Сергеем и Анджелой Манукян, группой
"Волга" и архангельскими джазовыми музыкантами. Ему сразу пришлась по нраву
атмосфера "Амадея", который выглядит сегодня как достойный джазовый клуб.
Ваш камерный оркестр - это уникальное явление культуры, говорит Мартин Пьецух, с
талантливыми музыкантами и замечательным дирижёром. Этот коллектив, несомненно,
достоин интересных гастролей, участия в современных международных проектах.
Десять дней работы, которые завершатся концертом 17 марта в кирхе, - это
увлекательный процесс взаимообогащения. Он делится творческим горением, вникая
во все нюансы, свойственные творческой манере Архангельского камерного. Скорее
всего, этот дружеский визит не будет последним!
Маэстро привёз с собой партитуры композиторов, мало известных нам до сих пор.
Следуя традиции великих мастеров Нью-Йорка, он решил объединить в одной
программе композиторов разных рас и национальностей.
Концерт откроется Концертом для саксофона и струнного оркестра Александра
Глазунова, где Мартин Пьецух выступит как солист, отдавая дань уважения
петербургской школе композиции. Затем будет "Бразильская Бахиана" уроженца Рио-
де-Жанейро Эйтора Вилла-Лобоса. Получив мировую известность, он умер на родине
в возрасте 72 лет. Современники вспоминают этого бразильского композитора как
человека редкой энергии, всю жизнь любившего хорошие сигары и крепкие напитки.
Псалм и фуга для струнного оркестра - сочинение Алана Хованесса (настоящее имя
Алан Ованес Чакмакджян) - американского композитора армянского происхождения.
Исследователь старинной музыки, знаток национальных традиций Индии, Японии,
Кореи, он мастерски владел специфическим звуком музыки Армении и черпал
вдохновение в григорианских литургических песнопениях. "Панамский танец"
темнокожего музыканта из Вудвилла Уильяма Гранта Стилла добавит музыки солнца
холодным мартовским вечером, а "Серенада" Йозефа Сука - зятя столь почитаемого
меломанами Дворжака - завершит этот концерт великолепной музыкой, которой по
праву гордятся чехи.
Сегодня в США изрядную долю финансирования художественных, музыкальных и
театральных проектов берут на себя меценаты, а развивают каждый из них арт-
менеджеры, окончившие университетский курс. О вторых мы только начинаем мечтать,
а богатые и образованные люди в Архангельске, как и по всей России в целом, увы,
в дефиците. Элизабет Фолк уверена: они вырастут и вспомнят традиции
предшественников. "Сначала бизнесмен покупает хороший костюм и собственный дом,
потом занимается его убранством, но рано или поздно он заботится не только о
внешнем изяществе, но и о совершенстве ума, о духовной жизни", - говорит она. И
почему-то я, с комком в горле, вспоминаю лицо Роберта де Ниро в заключительных
кадрах великого фильма Серджо Леоне "Однажды в Америке":
| |