Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
21 марта 2005 (10)
Александр Ходаков,

Стартующим бизнесам поможет почкование:

В 2004 году Россию охватил настоящий бэби-бум. Давно уже на улицах не было столько будущих мам и детских колясок. Подобный бум роста сегодня испытывает и региональная экономика малого и среднего предпринимательства. По данным консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса", число заявок на поиск и покупку бизнеса, например в Архангельской области, по сравнению с прошлым годом увеличилось вдвое. Как считают эксперты, именно в прошлом году появилось немало людей, решивших свои насущные задачи с квартирами, машинами, дачами, личной экономической стабильностью и скопивших свободные деньги для того, чтобы начать, наконец, свой частный бизнес.

Эта статья, подготовленная еженедельником деловых кругов Архангельской области "Бизнес-класс" совместно с консалтинговой группой "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru), посвящена анализу сформировавшихся на сегодняшний день групп потенциальных приобретателей действующих бизнесов. Кто-то из них еще не решил, чем заняться, кто-то, наоборот, стремится воплотить давнишнюю мечту о любимом деле, но большинство объединяет то, что в предпринимательстве эти инвесторы стремятся максимально минимизировать риски первого периода, а значит, покупка уже действующего предприятия для них является самым оптимальным вариантом начать свое дело. Если за рубежом новый бизнес начинают, как правило, выпускники институтов (на деньги родителей или на кредиты банка) и предприниматели, диверсифицирующие свою деятельность, то в России картина совсем другая.

Покупатели-

женщины

Одной из самых многочисленных групп новичков бизнеса сегодня являются женщины. Многие помнят, что еще пять-семь лет назад женщина за рулем автомобиля была редкостью. Сегодня же почти половина легковых машин в крупных городах управляется представительницами прекрасного пола. Догнав мужчин на дорогах, они дружно принялись осваивать штурвалы бизнеса.

Три четверти новых бизнес-леди успели поработать в среднем слое административного персонала разных компаний, родить детей, но быть зависимой от мужа и сидеть дома не желают, да и возвращаться на работу в чье-то подчинение тоже не торопятся. Остается почти единственное - одной или с подругами "стартовать" небольшой бизнес, как правило, в сфере торговли или услуг.

Вот почему сегодня большой спрос на бутики модной одежды, салоны красоты, клубы - спрос растет в сферах деятельности, где успех дела во многом зависит от качеств самого предпринимателя. Там, где лучшие женские качества - тонкий вкус, природное чутье на модные тенденции и коммуникабельность - способствуют достижению хорошего результата в бизнесе. Ориентироваться на данную группу инвесторов можно при продаже небольших понятных бизнесов из сферы услуг, торговли, индустрии красоты, общественного питания. В самом начале своей коммерческой деятельности большинство бизнес-леди не склонны считать каждую копейку при покупке готового бизнеса, гораздо важнее для них, чтобы управление компанией не требовало больших усилий со стороны владельца, а все текущие вопросы можно было решать без привлечения посторонней помощи (возможность сохранить статус самостоятельной и успешной хозяйки предприятия).

Теснимые

конкурентами

Еще одну не менее многочисленную категорию покупателей бизнеса сегодня образуют люди, имеющие опыт ведения собственного дела, но понимающие, что их время в этой области уже прошло. Такие предприниматели переходят в новый бизнес под давлением обстоятельств в тех сферах, где еще недавно у них было успешное дело, известность и высокие доходы.

Время от времени в различных отраслях происходит вытеснение мелких игроков более сильными, недружественные поглощения слабых фирм разросшимися холдингами. Так пару лет назад прошла волна полиграфистов, потерявших или добровольно оставивших свой прежний бизнес и стремящихся приобрести что-то новое, прибыльное, с меньшим фоном конкуренции. С такими же намерениями на рынок готового бизнеса в свое время пришли торговцы сотовой связью, потом те, кто торговал бытовой техникой, сахаром, мясом. Это сильные предприниматели, но в новом бизнесе, который такие люди стремятся приобрести, как правило, новички.

Именно поэтому данная группа приобретателей может быть заинтересована в предложениях о продаже небольших производственных компаний (мебельное или кондитерское производство, колбасный цех, мукомольный комбинат, молочный мини- завод), где весь производственный процесс контролирует профессиональный технолог, а административное управление компанией лежит на наемных менеджерах. Вопрос цены у таких покупателей стоит не на первом месте, во главу угла эта категория предпринимателей ставит заявленные финансовые показатели и другие данные из инвестиционного меморандума. Если хотя бы одна цифра в реальности будет отличаться от заявленной, под сомнение сразу попадет все описание предприятия и сделка, скорее всего, не состоится.

Бизнесмены-переселенцы

Следующую группу активных приобретателей действующих компаний составляют переселенцы. Это в США или в Европе почти неважно, где ты живешь и работаешь, везде схожий уровень инфраструктуры и заработков. А в России те, кто заработал денег, тянутся жить в мегаполисы. В большом городе можно быстрее приумножить средства, и у детей появится возможность получить достойное образование.

Привыкшие зарабатывать на жизнь своим трудом, такие предприниматели вынуждены на новом месте стартовать или покупать новый бизнес, чаще всего из другой сферы, отличной от той, которая была у них на родине.

И несмотря на то, что опыта таким бизнесменам не занимать, все равно их можно отнести к категории новичков, потому что на новом месте другие условия и традиции ведения предпринимательской деятельности.

Эта группа приобретателей также может быть ориентирована на покупку небольших производственных предприятий, автосервисов, компаний сферы услуг, фирм, работающих в туриндустрии. Цена для таких покупателей имеет значение, но они, как правило, плохо ориентируются в градации цен на подобные бизнесы в другом регионе и после заключения сделки купли-продажи предприятия еще долгое время обращаются за помощью в решении текущих вопросов к продавцу бизнеса.

Бизнесмены-

реалисты

Не менее многочисленную группу покупателей готовых бизнесов составляют бывшие владельцы всевозможных магазинов: еще пять-семь лет назад в Москве, например, работало большое количество гастрономов и универсамов, принадлежавших разным частным лицам. Сегодня их практически не осталось, потому что разрозненных частников поглотили сетевые супермаркеты, которые в последнее время активно двинулись покорять регионы. Теперь это дело времени, когда владельцы розничных торговых точек в регионах почувствуют, что пришло время сменить направление бизнеса. Особо чуткие к перемене обстоятельств деловые люди делают это заблаговременно, не дожидаясь того момента, когда их бизнес обанкротится.

Если учесть, что подобные тенденции вхождения на местные рынки крупных столичных игроков идут в самых различных отраслях, то понятно, почему бизнесмены- пессимисты, которых правильнее называть реалистами, уже сегодня начали поиск новых направлений деятельности, где менее всего можно ожидать прихода столичных гигантов.

Как правило, осторожные предприниматели меняют направление бизнеса с дальним прицелом, а именно переходят в отрасли, где в центре не сложились крупные игроки, обладающие преимуществами масштаба производства, а поэтому меньше шансов, что начнется тотальная экспансия. Такие покупатели ориентированы на поиск небольших производственных объектов, транспортных и логистических компаний, узкоспециализированных магазинов. Эти предприниматели хорошо знают, каким трудом зарабатываются деньги, и поэтому при заключении сделки о купле- продаже действующего бизнеса они торгуются о цене до последнего, зато продавец может быть на 100% уверен, что отдает свой бизнес в заботливые руки.

Наследники бизнесменов

Если на Западе родители дают денег на новый бизнес своим чадам только после получения хорошего образования, то у нас потомки богатых семей зачастую получают наследство в самый неожиданный момент и никак не применительно к окончанию института. Чаще всего такой момент наступает тогда, когда глава семьи понимает, что управлять крупным бизнесом ему уже трудно, или (если речь идет о высокопоставленном чиновнике) отпущенное время службы подходит к концу, а детям лучше оставить реальное дело, дающее приличный заработок. Тогда идет срочный подбор бизнеса для недорослей - не зарекомендовавших себя на практике представителей младшего династического поколения. Особенно нелегкая ситуация возникает, когда детям не нравится бизнес родителей или они предпочитают заниматься чем-то другим. В подобных случаях родители срочно подыскивают какой- то новый бизнес, отвечающий склонностям уже взрослого наследника. Чаще всего такие приобретатели стремятся купить какой-нибудь эффектный, престижный, имиджевый бизнес - центр красоты, бар-ресторан, клуб и т. д. Вопрос цены в таких случаях рассматривается в последнюю очередь.

"Будем теперь почковаться!"

В качестве одного из способов снижения рисков на старте, интересующих сегодня большинство предпринимателей из всех перечисленных категорий, используется пришедший к нам с Запада метод "легкого старта", или, как порой его еще переводят, "льготного предпринимательства". Здесь подразумевается франчайзинг как способ вхождения в бизнес. За быстроту распространения бизнеса, доказавшего свою эффективность, некоторые эксперты в шутку называют его "почкованием", поскольку каждая торговая точка, открытая по этой схеме, как две капли воды похожа на предыдущую не только дизайном, но и генерируемым финансовым потоком.

Весной заметно оживляется торговля так называемыми "женскими" бизнесами - салоны красоты, бутики бижутерии, магазины готовой одежды и обуви и т. д. И франчайзинговые предложение в этом плане не являются исключением. Особым спросом среди новичков в предпринимательской деятельности всегда пользовались недорогие франшизные предложения известных фирм, работающих в перечисленных областях. Так, за последние две недели было продано в регионы три франшизы "Iness M. PARIS" - розничная торговля элитной бижутерией, часами и аксессуарами (стоимость франшизы без учета затрат на помещение - 17 тысяч долларов), в стадии подписания договора о приобретении франшизы находится две заявки на салоны красоты "Инфанта" (30 тысяч долларов). Всплеск интереса к этим франчайзинговым предложениям объясняется довольно просто: конец февраля - начало марта характеризуется повышенным спросом на товары подобного профиля и услуги beauty-индустрии. А значит, покупателям таких франшиз предоставляется уникальная возможность успешного старта - получить максимальную прибыль в первый месяц после открытия нового магазина.

Александр Ходаков, КГ "МГБ" Khodakov@deloshop.ru



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя