Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
7 марта 2005 (8)
Светлана КОрельская

POST POST POST - искусство сообщения

Вам ещё не известно, что в Архангельске готовится выставка mail art? Вполне возможно, что вы до сих пор не сталкивались с таким явлением. Тогда пусть тот, кто знает, немного умерит гордыню, пока те, кто сомневается, а также автор этих строк разбираются, откуда оно вылилось, что вобрало и куда устремляется. В любом случае мы получим небезынтересную информацию и, может быть, немного повеселимся - стоит ли говорить о современном искусстве с постным и многозначительным выражением лица?!

Вначале было слово, потом люди стали создавать всевозможные сочетания изображения и текста на камне, папирусе и бумаге. Они играли словами, образами, артефактами - чем дальше, тем более витиевато и легкомысленно. Так незаметно - слово за слово, картинка плюс другая - человек и оглянуться не успел, как концепция взаимодействия двух начал дала жизнь разнообразным художественным стратегиям.

Наверное, даже хорошо, что до сих пор лишь некоторые из них вскользь упоминают в школе и далеко не все изучают в университетской программе - меньше штампов копится в сознании. Только печально становится, когда сотрудники неплохих музеев изобразительного искусства не самых маленьких городов мира до сих пор говорят о футуристах, сюрреалистах и дадаистах начала XX века с некоторым презрением. А уж нынешняя художественная богема Нью-Йорка, считают иные до чрезвычайности грамотные искусствоведы, рушит все ценности, выпестованные цивилизацией.

Мир - это всё, что происходит

Пусть кто-то считает творчество Велимира Хлебникова опасной заумью, а жизнь его клиническим случаем, пусть держит Энди Уорхола за странного извращенца, который коллекционировал порожние банки из-под супа, и подвергает его работы сомнению. Только опровергнуть факт, что эти фигуры прошлого - предтечи искусства наших дней, уже невозможно. Они значатся во всех художественных энциклопедиях мира.

"Ведь поэты рисуют, - говорил Хлебников. - А стихи станут баловством: Смотрите, я уже перечёркиваю: Я не переписываю - не могу, а дорисовываю, окружаю со всех сторон - чтобы стало ещё яснее:"

Знак в сочетании с текстом давал новый визуальный текст. Быструю передачу мгновенного, чтоб читалось и смотрелось в один миг. Заумная поэзия, визуальность, саунд-поэзия, бук-арт, мэйл-арт: Меняющиеся формы авангарда есть игра сознания художников, обгоняющих своё время и прозревающих будущее.

Виртуальные слои

Мэйл-арт с его полувековой историей и собственной теорией включает множество разнородных художественных явлений, и всё-таки определяющим словом здесь будет стратегия.

Дано: некая совокупность авторских работ, почтовые знаки, адреса и почтовая служба, доставляющая послания в заданных направлениях. Выстроить функцию и найти: города, через которые следует поток авторской корреспонденции - индивидуальных открыток в индивидуальных конвертах, вновь созданных или каким-то образом видоизменённых объектов.

Художники любят проявлять индивидуальность, любят писать письма, любят играть. Так, играючи, они создают новую реальность, где непременно присутствует радостная энергия, которую нью-йоркское содружество обозначило словом fun.

Добавь и отправь

Отцом первой волны mail art признан Рэй Джонсон, основавший в 1955 году Нью- Йоркскую школу корреспонденции (New York Correspodance (sic!) School). Параллельно в этом же направлении начинали работать участники движения Fluxus. Пятьдесят лет тому назад начала вырисовываться международная сеть художников и поэтов, сочетающих несколько способов самовыражения в пространстве почтового конверта. Английское слово network как нельзя лучше передаёт смысл того, что наполняло коммуникации задолго до появления Интернета.

"Конфигурации возможных отношений будут всегда постоянно меняться, но чем сильнее они меняются, тем больше у них возможностей стать более крепкими. Это игра, к которой люди относятся с известной долей легкомыслия и остроумия, но она дышит воздухом смертельной серьёзности. Эта текучая сеть взаимоотношений может быть ощутима материально, подобно ткани, из которой соткана психическая жизнь, и она существует несмотря на окружающую пустоту". Цитата из предисловия Генри Мартина к интервью с Рэем Джонсоном 1984 года (пер. Ю. Гика) раскрывает принцип межчеловеческих отношений в системе мэйл-арт.

Появление электронных коммуникаций не убило течение. Они, по мнению Юрия Гика, стали носителями основного коммуникационного процесса. Обычная почта по-прежнему служит для обмена работами и рассылок информации. Полный переход в электронику не интересен.

Закрыта дверь? Откройте форточку!

Мода на мэйл-арт, сменившая моду на визуальную поэзию, оказалась очень живучей, и до сих пор это один из самых актуальных форматов для реализации художественных проектов. В Америке мэйл-арт поднимался в те времена, когда в крупных галереях воцарился мейнстрим, а творческую индивидуальность в них не приветствовали. Да и самой индивидуальности не хватало воздуха в однообразных интерьерах.

В России мэйл-арт высыпался из самиздатовских тетрадей в эпоху тотального диктата над печатным словом.

"За столиком поближе к окну вечно сидел недавно выпущенный из лагеря Саша Асаркан. Плешивый, с зубами, изъеденными цингой, ходивший в стужу в одном пиджаке, он был великий Воспитатель. Он воспитывал интеллект. Вокруг него всегда была стайка совсем юных мальчиков и девочек, с трепетом внимавших непрекращавшемуся потоку Сашиных афоризмов, идей, удивительных выдумок.

Саша вечно что-то затейливо рисовал на конвертах, клеил, покрывая поверхность конверта всю целиком - лет через тридцать станет ясно, что это и был "мэйл-арт" в чистом виде!" - в воспоминаниях Анатолия Брусиловского о ранних шестидесятых всплывает идея Джонсона установить так много значимых отношений, как только это возможно.

Хэппенинги и "книги художника" дали жизнь этим остро индивидуальным миниатюрам! В 80-е в жанре мэйл-арт наиболее последовательно работали экспериментаторы из Ейска Ры Никонова и Сергей Сигей. Традиция утвердилась в мире художественного андеграунда и набрала силу в 80-е, отличительной чертой которых стал отказ от направленности на узкий круг "посвящённых".

:И небо в чашечке цветка

Играя в бисер, а то и забавляясь целыми фрагментами мироздания, натура художника и мыслителя пускается в путешествие по прозрачному и многообразному миру соответствий, где время от времени высвечиваются архетипы.

"В абсолютно скучных вещах я видел космос. Я мог смотреть на лампочку и видеть звезду:" - сказал один космополитичный художник, поэт и музыкант. Сейчас я не хочу называть его имени, но огромное счастье встретиться с ним после концерта в Санкт-Петербурге стало для меня главным событием лета-2004.

Молодой журналист Ольга Мигунова (на снимке) приехала в "Арт-ангар" - центр современного искусства на Соловецких островах, где общалась с художниками Флоренскими, их собратьями-"Митьками", а ещё Ольгой Хан, Андреем Суздалевым, а впоследствии - другими мэйл-артистами из 10 городов России, уже через в Интернет.

С марта по май дизайнеры, художники, поэты и просто заинтересованные люди будут обмениваться открытками, а в середине мая в Архангельске откроется выставка, где одни участники проекта встретятся "в реале", а другие будут развивать коммуникативную стратегию, используя все доступные каналы.

Теперь условия участия в проекте. Каждый автор делает 5 открыток - кроме конвертов и открыток он имеет полное право придумывать собственные марки и штампы - помимо официальных. Серия из пяти открыток предполагает тиражность (не менее 5 экземпляров каждого комплекта). Это может быть печатная техника: офорт, шелкография, даже струйный принтер или ксерокс - если автор работает в компьютерной графике и придумает, как это можно художественно обыграть. Допускаются и приветствуются ручная раскраска, коллажи, стикеры и другие необычные для почтовой связи формы.

Светлана КОрельская

С координатором проекта Ольгой Мигуновой связывайтесь по e-mail: mailart@bk.ru.

Работы присылайте и приносите по адресу: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, 4, офис 902.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя