Бизнес-класс. Архангельск
11 апреля 2005 (13)
Инф.
Честный бизнес выиграет от нового закона:
В конце месяца Правительство РФ планирует внести на рассмотрение Государственной
Думы окончательный вариант проекта закона "О защите конкуренции", разработанный
Федеральной антимонопольной службой совместно с Минэкономразвития. 3 февраля
2005 года законопроект был одобрен на заседании правительства. Среди всех
законодательных новшеств последнего времени, пожалуй, сложно найти проект,
вызвавший столько споров и противоречивых мнений.
Новый закон и поправки в Кодекс об административных правонарушениях (которые
также предлагает ФАС России) не только кардинально меняют проводимую в стране
антимонопольную политику, но и дают самой антимонопольной службе больше
возможностей для пресечения действий, угрожающих конкуренции. А это вызывает
опасения у крупного бизнеса.
Это понимают и авторы законопроекта "О защите конкуренции". Выступая на первой в
2005 году коллегии ФАС России, Игорь Артемьев (на снимке) заявил: "Мы готовы
идти навстречу крупным компаниям, разъяснять суть нового закона, убеждать в его
пользе, в том, что честный бизнес от принятия закона "О защите конкуренции"
выиграет". За последний месяц публичное обсуждение законопроекта прошло в
Государственной Думе, Совете Федерации, Торгово-промышленной палате и Высшей
школе экономики.
Новые возможности
Новый закон во многом действительно предоставляет органу по защите конкуренции
новые полномочия, например, в ведении расследований. Но в то же время он
значительно снижает административное бремя на хозяйствующие субъекты. В
частности, тотального контроля над приобретением акций, слияниями и поглощениями
больше не будет. Пороговые значения суммарных активов участников сделки для ее
предварительного согласования повышаются до 3 млрд рублей, а для уведомления о
совершении сделок - до 200 млн рублей.
Также отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций.
Предварительного разрешения будет требовать только приобретение блокирующего
(25%+1), контрольного (50%+1) и пакета акций, исключающего возможность
блокирования решений акционера третьими лицами (75%+1). Но и это еще не все.
Проект закона "О защите конкуренции" отменяет предварительное согласование
создания финансовых организаций (и увеличения их уставного капитала) и
антимонопольный контроль в отношении некоммерческих организаций.
Олигополию - под контроль
Таким образом, внимание ФАС России после вступления в силу нового закона будет
сконцентрировано только на крупных сделках, которые могут оказать влияние на
экономику, а малый и средний бизнес будет избавлен от ненужной мелочной опеки.
Поясняя нововведения в антимонопольном законодательстве, Игорь Артемьев обратил
внимание на то, что для эффективного выявления и пресечения антиконкурентных
действий в проекте закона уточнены многие основополагающие понятия.
В новом законе предусмотрено современное, а не столетней давности определение
монопольного положения на рынке. Его суть - если больше половины рынка
принадлежит трем игрокам, то ФАС России получает право антимонопольного
регулирования такого рынка. Именно такие схемы, называемые олигополией, и
преобладают - от трех до пяти игроков хозяйничают на рынке без всяких внешних
признаков скоординированности, но им под силу диктовать цены, условия поставок и
даже исключать потребителей из обслуживания как невыгодных. Кроме того, в законе
вводится понятие согласованных действий, что позволит в судах доказывать ценовые
сговоры и раздел рынков по территориальному признаку.
Помощь узаконят
Еще одна важная проблема, которую, по замыслу авторов, должен решить новый
закон, - предоставление органами власти индивидуальных льгот и преимуществ
отдельным хозяйствующим субъектам. Предполагается ввести в законодательство
понятие государственной помощи и существенно ограничить ее предоставление
исчерпывающим перечнем случаев. То есть предоставление госпомощи будет возможно
только в случаях стихийных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций или когда
госпомощь будет предоставляться через федеральный, региональный или
муниципальный бюджеты.
Сурово, но справедливо
Игорь Артемьев не раз отмечал, что нарушения антимонопольного законодательства
наносят огромный вред экономике и негативно сказываются на развитии социальной
сферы. Однако штрафы для нарушителей применяются символические. Сегодня к ним,
как к уличным хулиганам, применяются штрафы, измеряемые МРОТами, а МРОТ при
расчете штрафов равен 100 рублям. Максимальный штраф для юридических лиц - 5000
МРОТ (около 17 тысяч долларов), а для физических лиц - еще меньше. Даже для
олигархов районного масштаба суммы смехотворные.
Поэтому антимонопольщики возлагают большие надежды на введение в Кодекс об
административных правонарушениях так называемых оборотных штрафов и предлагают
наказывать по европейским стандартам: в процентах от годового оборота компании-
нарушителя, например, 0,5 - 2 % за злоупотребление доминирующим положением на
рынке и 1-4% за картельный сговор. А это может нанести серьезный урон даже
крупной компании.
Защита конкуренции
По замыслу авторов законопроекта, все эти новшества должны значительно увеличить
эффективность политики защиты конкуренции, а стало быть, и экономической
политики в целом, ведь конкуренция - одна из основ рынка, без которой нет и не
может быть устойчивого развития. Если законопроект пройдет через Государственную
Думу, не потеряв "остроты" своих основных положений, уже в 2006 году мы можем
рассчитывать на новое, современное и эффективное антимонопольное
законодательство, которое будет способствовать развитию конкуренции, а жесткие
санкции за его нарушение станут сдерживающим механизмом для потенциальных
нарушителей.
|