Бизнес-класс. Архангельск
23 мая 2005 (19)
Елена светличная
Малому бизнесу прочат большое будущее...
В настоящее время в малом бизнесе Архангельской области занято более 90 тысяч
человек. Их доля в общей численности экономически активного населения составляет
14%. В 2004 году малыми предприятиями произведено продукции более чем на 11 млрд
рублей - на 30% больше, чем в 2003 году. Однако многие проблемы сферы малого
предпринимательства до сих пор остаются нерешенными. Этому и была посвящена VII
областная конференция предпринимателей, которая проходила в Архангельске 19-20
мая.
"Существующий порядок регистрации предпринимателей малого бизнеса сложен и
запутан. Каждому, кто его проходит, надо давать государственную награду", -
считает глава администрации Архангельской области Николай Киселев. И это лишь
частичка в большом объеме трудностей: несовершенства системы налогообложения,
слабости государственной поддержки малого предпринимательства и нормативно-
правовой базы:
В конце апреля в Санкт-Петербурге прошло совещание по вопросам поддержки малого
и среднего предпринимательства СЗФО, на котором присутствовала генеральный
директор Архангельского агентства "Бинар" Елена Попова. Участники встречи
отметили основные проблемы малого бизнеса, которые характерны и для
Архангельской области. Это, прежде всего, отсутствие стабильной нормативно-
правовой основы. Должны быть приняты новые законы и откорректированы уже
имеющиеся, включая налоговый, бюджетный и гражданский кодексы. "Необходимы
конкретные меры по созданию здоровой конкуренции среди компаний, устранению
монополизма, решению кадровой проблемы и доступности кредитных ресурсов", -
рассказала Елена Владимировна. По ее словам, в Санкт-Петербурге поднимались и
вопросы снижения финансовой нагрузки на предпринимателей, упрощенного доступа к
информационным ресурсам.
Сегодня государство делает акцент на развитие малых и средних предприятий,
которым необходима поддержка власти.
Первый шаг в этом направлении уже сделан - в конце апреля принята Федеральная
программа развития малого предпринимательства.
Господдержка
Реализация программы будет проходить в несколько этапов. В первую очередь, это
разработка и согласование новых механизмов поддержки. На основе мониторинга
сектора МП предполагается расширить финансирование программы. Планируется
усилить концентрацию ресурсов из федерального бюджета на наиболее эффективных
направлениях.
Средства в виде субсидий будут предоставляться субъектам на конкурсной основе.
Деньги пойдут на создание так называемых бизнес-инкубаторов, поддержку
предприятий, производящих товары для экспорта, развитие системы кредитования и
инфраструктуры поддержки МП в научно-технической сфере.
Мировая практика показывает, что 90% малых предприятий не могут начать свой
бизнес без заемных средств. Сегодня спрос на кредиты со стороны малых
предприятий значительно превышает предложение. Реальная потребность
предпринимателей России в кредитах в прошлом году превысила 1 млрд рублей.
Развитие системы кредитования субъектов МП по федеральной программе будет
осуществляться в рамках субсидирования части процентной ставки по кредитам,
полученным в банках микрокредитными организациями - потребительскими союзами,
потребкооперацией. Таким образом, делается упор на объединение малых предприятий
в целые институты, которые выступят посредниками между малыми формами бизнеса и
банками. Это позволит решить две задачи - заинтересовать банки, которым сейчас в
принципе не выгодно финансировать малый бизнес из-за больших рисков и
незначительного объема заимствующихся средств, а также снизить процентные ставки
по кредитам.
В этом году на реализацию Федеральной программы поддержки малых предприятий
выделено 1,5 млрд рублей. На инновационные проекты будет потрачено около 800 млн
рублей.
Однако все разделы программы должны реализовываться с обязательным условием -
финансированием из региональных и частных фондов.
Бизнес-инкубатор
Одной из важнейших стратегических задач, поставленных правительством в сфере
развития предпринимательства, является создание сети бизнес-инкубаторов -
структур, размещающих на своих площадках малые предприятия и оказывающие им
консалтинговые, образовательные, офисные и другие услуги.
Это целая система бухгалтерского, правового, финансового сопровождения бизнеса,
которая позволит значительно снизить высокие издержки на администрирование
бизнеса.
"По сути, мы уже работаем по программе бизнес-инкубирования, которая так активно
обсуждается в последнее время. Обучение молодых специалистов проходит в течение
двух лет - мы оказываем помощь в открытии фирмы, регистрации частных
предпринимателей, ведении бухгалтерии. Потом компании развиваются, перерастают в
ООО, становятся самостоятельными", - продолжила Елена Попова.
По ее словам, одно из условий создания бизнес-инкубатора, который будет
поддержан федеральным и областным финансированием, - наличие площади минимум в
500 кв. м. Только в этом случае возможна федеральная поддержка проектов. Сейчас
агентство обладает лишь площадью, равной 100 кв. м.
Елена Попова отметила, что потребность руководителей компаний, малых фирм и
организаций в комплексной помощи и поддержке ведения бизнеса достаточно велика.
"Агентство создано в рамках Федеральной программы развития предпринимательства в
России при участии комиссии Европейских сообществ по программе "Тасис".
"Бинар" проводит консультирование по основным аспектам предпринимательской
деятельности, правильной подготовке заявки на грант для получения финансирования
из средств международных программ и фондов.
В агентстве проходят семинары, тренинги, оно оказывает практическую поддержку,
предоставляет информационные материалы, офисную технику. "Агентство поддержки
малого и среднего бизнеса "Бинар" - единственная в своем роде организация,
предоставляющая такие услуги в области", - сказала Елена Попова.
Консолидация сил
Для решения проблем развития предпринимательства все более актуален вопрос
объединения заинтересованных в этом участников бизнеса.
В муниципальных образованиях области работают советы предпринимателей,
проводятся областные и региональные конференции деловых людей.
Эксперты утверждают, что с введением закона об общих принципах организации
местного самоуправления муниципальная власть приобретет больше полномочий, малые
предприятия будут перерегистрированы по месту МО, а значит и львиная доля
налогов не уйдет в "общий котел".
Кроме того, ставка делается на управленцев-бизнесменов, которые будут способны
возглавлять местные власти, отстаивать собственные интересы. Создание советов по
предпринимательству при главах муниципальных образований - тоже некий способ
найти диалог между администрацией и бизнесом.
Неделю назад подобное объединение появилось в Приморском районе. Из 564
юридических лиц, зарегистрированных на этой территории, лишь 314 прошли
перерегистрацию. Работает около тысячи предприятий малых форм собственности.
В сфере малого предпринимательства задействовано 10-15% населения от общей
численности занятых в экономике района. При этом большая часть МП относится к
сфере торговли, сельского хозяйства и транспортного обслуживания.
Перпективы есть
"Мы не занимаемся мониторингом ситуации, не изучаем потребности населения
района, города, региона в тех или иных продуктах и услугах. Например,
эффективность использования месторождений торфа в Приморском районе ниже 1%.
Однако торф может быть альтернативным источником топлива. Его активно используют
в странах Балтии, в Норвегии, Швеции, Финляндии. Мы же тратим на одну семью по
20-30 кубометров дров за сезон и не задумываемся над тем, что лежит у нас под
ногами, - считает глава Приморского района Юрий Сердюк. - Почему-то в наших
магазинах продаются переработанные грибы и ягоды из Вологды. Разве только соседи
могут позволить себе заниматься таким бизнесом? И это лишь малая часть того, что
не охватывает малое предпринимательство.
Другой важный вопрос - средняя зарплата на малых предприятиях района едва
превышает 1200 рублей, тогда как средняя зарплата по району - более 6 тысяч
рублей. Нам есть куда развиваться, работать вместе, решать общие задачи. В этом
и поможет созданный при главе района совет".
Юрий Иванович добавил, что этот совещательный орган, состоящий из 11 человек,
будет высвечивать насущные проблемы предпринимательства, порой невидимые
властями, помогать в решении важнейших для него вопросов на муниципальном и
областном уровнях.
О действительно эффективных шагах в этом направлении, об идеях, высказанных на
VII областной конференции предпринимателей, мы расскажем в следующих выпусках
"Бизнес-класса".
|