|
Бизнес-класс. Архангельск
9 мая 2005 (17)
Екатерина РОДИОНОВА
Качественное обслуживание привлекает покупателей
Для руководителей предприятий сферы торговли все более важным и актуальным
сегодня становится удержание постоянных покупателей, улучшение качества
обслуживания и повышения квалификации персонала. Ведь не секрет, что успешные
продажи не менее чем в 80% случаев напрямую зависят от работы продавца.
Нередко директора торговых сетей задаются вопросом: "Почему не растут продажи?".
Увы, придя в магазин, покупатели часто видят продавцов, разгадывающих кроссворд
или читающих книги, разговаривающих с коллегами на личные темы или принимающих
пищу на рабочем месте. Как можно ожидать роста, если продавцы курят на улице
прямо у входа в магазин, разговаривают по телефону и попросту не подходят к
клиентам, сидя на стуле и занимаясь своими личными делами? А если их удается
поднять с насиженного места и поинтересоваться понравившимся товаром (например,
шубкой), зачастую можно услышать в ответ фразу типа: "А какой суммой вы
располагаете?".
Большинство руководителей бывает сильно удивлено, когда узнает правду об
истинном положении дел в своей компании. Особенно это касается схем непроведения
денег через кассу или несоблюдения установленного времени работы. В одной из
фирм, например, продавцы могли начать рабочий день позже обычного на полчаса
(при этом кассовый аппарат выключался, обнулялся, после чего устанавливалось
время 11.00, и пробивался чек, согласно которому рабочий день начинался якобы
вовремя). В другом случае, продавцы могли позволить себе закончить рабочий день
за час до официального закрытия магазина, объясняя это неким "техническим
перерывом".
К сожалению, многие владельцы крупных магазинов-салонов, вложив большие деньги в
интерьер и рекламу, почему-то забывают об обучении и мотивации персонала, сводя
работу с ним к набору-увольнению. Правильно ли это? Ведь задача руководителей
сегодня удержать работников, замотивировать их, повысить квалификацию. Сейчас
все больше и больше компаний уделяют внимание качеству обслуживания в своей
сети, прежде всего, потому, что сервис сегодня - это важное конкурентное
преимущество.
Дать объективную и независимую оценку работы продавцов не так легко, как может
показаться на первый взгляд. Директор торговой сети не может оценить работу
персонала в силу своей занятости, администратор магазина, соответственно, тоже,
но по причине личных отношений, которые у него неизбежно складываются с каждым
из подчиненных ему продавцов. Опрос покупателей тоже не всегда дает точную
информацию. Так, работая с телефонными базами данных, мы столкнулись с тем, что
покупатели зачастую не помнят всех нюансов обслуживания, что-то они могут просто
не заметить, а чего-то (соблюдение стандартов обслуживания) просто не знать.
Таинственный покупатель
Наиболее объективно и независимо оценить работу персонала торговой сети можно,
используя такой метод маркетинговых исследований, как Mystery Shopping
("таинственный покупатель"). Его главное преимущество - секретность и
неожиданность проверки. С помощью данного метода анализируется работа персонала
по целому ряду критериев, включая внешний вид, установку поддерживание и выход
из контакта, вежливость, доброжелательность, посторонние разговоры, присутствие
на рабочем месте, скорость обслуживания покупателей, фиксирование времени ухода
и прихода на работу персонала, кассовую дисциплину, выкладку, порядок в отделе и
т.д.
Данная методика включает в себя регулярное и длительное осуществление в
магазинах оценочных акций с помощью "подставных" покупателей, которые проводят
контрольные закупки. Технология проведения мистерии шоппинга предполагает
многократные (не один десяток раз) проверки продавцов большим количеством
шопперов разного возраста и пола, что необходимо для выявления определенной
закономерности и выведения коэффициента согласия шопперов. Так, например, если
один "подставной" покупатель отметил, что за все время наблюдения продавец
дважды разговаривал по телефону, а остальные шопперы не застали его за беседами
ни разу, это скорее похоже на исключение из правил. Или, если продавца каждый из
шопперов не раз наблюдал за чтением романа Дарьи Донцовой и разгадыванием
японских кроссвордов - видимо, такое поведение у продавца уже вошло в привычку.
Так, при проверке сети по продаже обуви продавец занимался на работе и чтением
книг, и был многократно замечен в соседних отделах, в аптеке, в ближайшем
продуктовом магазине. Иной раз он вообще закрывал отдел и отсутствовал где-то по
часу. Разумеется, такие действия продавца послужили основой для принятия самых
серьезных мер. И этот случай не единичен.
Проблема дисциплины
Проблема производственной дисциплины - это "больное" место, пожалуй, для каждого
торгового предприятия. Одна из компаний, например, выяснила, что в самой
проходимой зоне вот уже несколько месяцев продажи находились фактически на нуле.
Результаты мистерии шоппинга показали, что в этом отделе продавцы, как правило,
регулярно отсутствовали на рабочем месте, причем около 15-20 минут! Покупатели
ждали их, дергали дверь в подсобное помещение, но тщетно. Никого! Лишь спустя
время в отделе появлялась угрюмая, с запахом табачного дыма продавщица, которая
тут же садилась на стул и начинала заполнять накладные.
Оценка компетентности
Не менее важным при проведении мистерии шоппинга представляется и оценка
компетентности продавцов. Сделать это можно по-разному: либо путем тестирования
персонала в присутствии руководства либо путем проверки знаний с помощью
шопперов при использовании скрытой аудиозаписи. Как показывает практика,
зачастую на вопросы, например, о законе защиты прав потребителей продавцы дают
настолько расплывчатые ответы, что путают не только покупателя, но и себя. Даже
элементарные вопросы о том, с какого момента начинается гарантийный срок, вводят
их в заблуждение.
Оценивая технику предложения товара, шопперы также сталкивались с самым
различным поведением со стороны продавцов. Так, в одной торговой сети,
занимающийся продажей верхней одежды, продавец, чтобы завлечь покупателя, в речи
постоянно использовала уменьшительно-ласкательные суффиксы, типа: "классненько
на вас", "пуговички красивые", "шовчики супер!" Согласитесь, выглядит это нелепо
и смешно, когда в роли покупателя выступает солидный мужчина лет пятидесяти.
Ясно, что работа с персоналом не должна сводиться к разовым акциям и
мероприятиям. Начинать ее необходимо с анализа реального и желаемого поведения
продавцов. Мистерию шоппинг необходимо проводить, хотя бы 2 раза в год, чтобы
проверять насколько соблюдаются введенные в организации стандарты обслуживания.
Мистерия шоппинг
Кроме того, проведение мистерии шоппинга может дать ответ на вопрос о лучших и
худших продавцах. Результаты проведения данного исследования используется
руководителями торговых сетей чаще всего для:
принятия кадровых решений: о премировании, о повышении продавца в разряде или
в должности (старший продавец, администратор), вынесении предупреждения
сотрудникам, неудовлетворительно прошедшим оценку, увольнении худших продавцов;
оценки необходимости в тренинге или разработке тренинга персонала по
обслуживанию клиентов. Тренинг опирается на собранную в процессе оценки
информацию, и фокусируется на направлениях сервиса, требующих улучшения;
разработки программы мотивации, по результатам Mystery Shopping, в процессе
которой может осуществляться награждение сотрудников. Может быть разработана как
система премирования или депремирования, в основу которой лягут конкретные
нарушения или особо важные достижения сотрудников магазина, так и ряд
коэффициентов сервиса, которые индивидуально присваиваются продавцам по
результатам проверки и до проведения следующей волны Mystery Shopping.
В заключение хочется заметить, что метод Mystery Shopping применяется сегодня не
только для оценки обслуживания в своей компании, но и для сравнения ее с
конкурентами. Знание реального положения дел на предприятии и стремление к
улучшению качества обслуживания является обязательным условием успешной
деятельности компании на рынке.
| |