Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
9 мая 2005 (17)
Екатерина РОДИОНОВА

Качественное обслуживание привлекает покупателей

Для руководителей предприятий сферы торговли все более важным и актуальным сегодня становится удержание постоянных покупателей, улучшение качества обслуживания и повышения квалификации персонала. Ведь не секрет, что успешные продажи не менее чем в 80% случаев напрямую зависят от работы продавца.

Нередко директора торговых сетей задаются вопросом: "Почему не растут продажи?". Увы, придя в магазин, покупатели часто видят продавцов, разгадывающих кроссворд или читающих книги, разговаривающих с коллегами на личные темы или принимающих пищу на рабочем месте. Как можно ожидать роста, если продавцы курят на улице прямо у входа в магазин, разговаривают по телефону и попросту не подходят к клиентам, сидя на стуле и занимаясь своими личными делами? А если их удается поднять с насиженного места и поинтересоваться понравившимся товаром (например, шубкой), зачастую можно услышать в ответ фразу типа: "А какой суммой вы располагаете?".

Большинство руководителей бывает сильно удивлено, когда узнает правду об истинном положении дел в своей компании. Особенно это касается схем непроведения денег через кассу или несоблюдения установленного времени работы. В одной из фирм, например, продавцы могли начать рабочий день позже обычного на полчаса (при этом кассовый аппарат выключался, обнулялся, после чего устанавливалось время 11.00, и пробивался чек, согласно которому рабочий день начинался якобы вовремя). В другом случае, продавцы могли позволить себе закончить рабочий день за час до официального закрытия магазина, объясняя это неким "техническим перерывом".

К сожалению, многие владельцы крупных магазинов-салонов, вложив большие деньги в интерьер и рекламу, почему-то забывают об обучении и мотивации персонала, сводя работу с ним к набору-увольнению. Правильно ли это? Ведь задача руководителей сегодня удержать работников, замотивировать их, повысить квалификацию. Сейчас все больше и больше компаний уделяют внимание качеству обслуживания в своей сети, прежде всего, потому, что сервис сегодня - это важное конкурентное преимущество.

Дать объективную и независимую оценку работы продавцов не так легко, как может показаться на первый взгляд. Директор торговой сети не может оценить работу персонала в силу своей занятости, администратор магазина, соответственно, тоже, но по причине личных отношений, которые у него неизбежно складываются с каждым из подчиненных ему продавцов. Опрос покупателей тоже не всегда дает точную информацию. Так, работая с телефонными базами данных, мы столкнулись с тем, что покупатели зачастую не помнят всех нюансов обслуживания, что-то они могут просто не заметить, а чего-то (соблюдение стандартов обслуживания) просто не знать.

Таинственный покупатель

Наиболее объективно и независимо оценить работу персонала торговой сети можно, используя такой метод маркетинговых исследований, как Mystery Shopping ("таинственный покупатель"). Его главное преимущество - секретность и неожиданность проверки. С помощью данного метода анализируется работа персонала по целому ряду критериев, включая внешний вид, установку поддерживание и выход из контакта, вежливость, доброжелательность, посторонние разговоры, присутствие на рабочем месте, скорость обслуживания покупателей, фиксирование времени ухода и прихода на работу персонала, кассовую дисциплину, выкладку, порядок в отделе и т.д.

Данная методика включает в себя регулярное и длительное осуществление в магазинах оценочных акций с помощью "подставных" покупателей, которые проводят контрольные закупки. Технология проведения мистерии шоппинга предполагает многократные (не один десяток раз) проверки продавцов большим количеством шопперов разного возраста и пола, что необходимо для выявления определенной закономерности и выведения коэффициента согласия шопперов. Так, например, если один "подставной" покупатель отметил, что за все время наблюдения продавец дважды разговаривал по телефону, а остальные шопперы не застали его за беседами ни разу, это скорее похоже на исключение из правил. Или, если продавца каждый из шопперов не раз наблюдал за чтением романа Дарьи Донцовой и разгадыванием японских кроссвордов - видимо, такое поведение у продавца уже вошло в привычку.

Так, при проверке сети по продаже обуви продавец занимался на работе и чтением книг, и был многократно замечен в соседних отделах, в аптеке, в ближайшем продуктовом магазине. Иной раз он вообще закрывал отдел и отсутствовал где-то по часу. Разумеется, такие действия продавца послужили основой для принятия самых серьезных мер. И этот случай не единичен.

Проблема дисциплины

Проблема производственной дисциплины - это "больное" место, пожалуй, для каждого торгового предприятия. Одна из компаний, например, выяснила, что в самой проходимой зоне вот уже несколько месяцев продажи находились фактически на нуле. Результаты мистерии шоппинга показали, что в этом отделе продавцы, как правило, регулярно отсутствовали на рабочем месте, причем около 15-20 минут! Покупатели ждали их, дергали дверь в подсобное помещение, но тщетно. Никого! Лишь спустя время в отделе появлялась угрюмая, с запахом табачного дыма продавщица, которая тут же садилась на стул и начинала заполнять накладные.

Оценка компетентности

Не менее важным при проведении мистерии шоппинга представляется и оценка компетентности продавцов. Сделать это можно по-разному: либо путем тестирования персонала в присутствии руководства либо путем проверки знаний с помощью шопперов при использовании скрытой аудиозаписи. Как показывает практика, зачастую на вопросы, например, о законе защиты прав потребителей продавцы дают настолько расплывчатые ответы, что путают не только покупателя, но и себя. Даже элементарные вопросы о том, с какого момента начинается гарантийный срок, вводят их в заблуждение.

Оценивая технику предложения товара, шопперы также сталкивались с самым различным поведением со стороны продавцов. Так, в одной торговой сети, занимающийся продажей верхней одежды, продавец, чтобы завлечь покупателя, в речи постоянно использовала уменьшительно-ласкательные суффиксы, типа: "классненько на вас", "пуговички красивые", "шовчики супер!" Согласитесь, выглядит это нелепо и смешно, когда в роли покупателя выступает солидный мужчина лет пятидесяти.

Ясно, что работа с персоналом не должна сводиться к разовым акциям и мероприятиям. Начинать ее необходимо с анализа реального и желаемого поведения продавцов. Мистерию шоппинг необходимо проводить, хотя бы 2 раза в год, чтобы проверять насколько соблюдаются введенные в организации стандарты обслуживания.

Мистерия шоппинг

Кроме того, проведение мистерии шоппинга может дать ответ на вопрос о лучших и худших продавцах. Результаты проведения данного исследования используется руководителями торговых сетей чаще всего для:

принятия кадровых решений: о премировании, о повышении продавца в разряде или в должности (старший продавец, администратор), вынесении предупреждения сотрудникам, неудовлетворительно прошедшим оценку, увольнении худших продавцов;

оценки необходимости в тренинге или разработке тренинга персонала по обслуживанию клиентов. Тренинг опирается на собранную в процессе оценки информацию, и фокусируется на направлениях сервиса, требующих улучшения;

разработки программы мотивации, по результатам Mystery Shopping, в процессе которой может осуществляться награждение сотрудников. Может быть разработана как система премирования или депремирования, в основу которой лягут конкретные нарушения или особо важные достижения сотрудников магазина, так и ряд коэффициентов сервиса, которые индивидуально присваиваются продавцам по результатам проверки и до проведения следующей волны Mystery Shopping.

В заключение хочется заметить, что метод Mystery Shopping применяется сегодня не только для оценки обслуживания в своей компании, но и для сравнения ее с конкурентами. Знание реального положения дел на предприятии и стремление к улучшению качества обслуживания является обязательным условием успешной деятельности компании на рынке.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя