Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
13 июня 2005 (22)
Денис СЕЛИВАНОВ

Новые возможности Архангельского порта

В силу своего географического положения, Архангельский порт практически с первых лет существования испытывает две проблемы: судоходные каналы требуют ежегодного дноуглубления в значительных объемах, а для обеспечения круглогодичной навигации необходима ледокольная проводка. Это, в свою очередь, влияет на размеры портовых сборов, величина которых зачастую отталкивает потенциальных грузоперевозчиков. Но всё это может отойти на второй план, если:

Санкт-Петербургский институт "Ленморниипроект" представил администрации Архангельской области революционный план - строительство в Архангельске глубоководного морского терминала. Реализация проекта коренным образом смогла бы по-влиять на развитие не только архангельского транспортного узла, но и всей экономики региона.

Сложности

На фоне других морских ворот России Архангельский морской торговый порт даже сегодня, когда грузооборот постоянно увеличивается, не может предложить условия, которые есть, скажем, в Мурманске, Санкт-Петербурге, Выборге. Главным образом это связано с его географическим положением. Наш порт всегда в первую очередь выполнял стратегическую функцию. В тяжёлые для страны годы Архангельск обеспечивал экономические связи с внешним миром. Балтика и Чёрное море в этом смысле слишком уязвимы. Так было в годы Первой и Второй мировых войн. Но в мирное время возможности нашего порта зачастую оказываются невостребованными - другие порты могут предложить то, чего в Архангельске нет по определению.

Зимой для судов требуется ледокольная проводка на значительные расстояния, чем обусловлена низкая конкурентоспособность порта в части портовых сборов. По данным Владимира Титова, генерального директора ОАО "Архангельский морской торговый порт", портовые сборы в Архангельске в 2,5 раза выше, чем в Питере, в 3 раза выше, чем в Мурманске (и прежде всего за счет ледового сбора). Порт расположен относительно далеко от моря, поэтому проводка судов осуществляется по искусственному подходному каналу длиной более 35 миль. Для поддержания необходимых глубин требуется большой объем ежегодного ремонтного черпания. Существующие глубины на канале и у причалов не позволяют принимать суда с осадкой свыше 9,5 м. В порту три грузовых района, расположенные на разных берегах реки и довольно далеко друг от друга.

Всё это как раз и влияет на степень привлекательности АМТП, точнее сказать, "отвлекает" грузы в другие порты.

Из истории вопроса

Дноуглубительные работы в порту ведутся с 1887 года, и к 1900 году глубины фарватеров были доведены до 6 метров, а к началу Первой мировой войны все судоходные каналы были углублены до 6,6 метра. Поэтому когда в Архангельск хлынул огромный поток военных грузов, старейший русский морской порт оказался в состоянии их принять прямо на городские причалы.

В 1914 году появилась возможность и были начаты работы по развитию аванпорта Экономия, но даже в те времена Экономия рассматривалась как временный аванпорт. Наиболее подходящим местом, по мнению специалистов, были Железные Ворота - пролив между северной оконечностью острова Мудьюг и материком, ведущий в Сухое море. Этот вариант и предложен сегодня ОАО "Ленморнии-проект".

Торговые отношения России с зарубежными странами в последние годы заметно оживились. Это видно даже на примере Архангельского порта, год от года набирающего обороты. Но наши успехи не идут ни в какое сравнение с экономическими достижениями соседей по Северо-Западу, где активно строятся новые и развиваются существующие морские портовые комплексы.

В то же время доля порта Архангельск в грузообороте портов Северо-Запада России в последнее десятилетие упала, даже сегодня порт работает на половину своих мощностей. Исключение составляет перегрузка наливных грузов (нефтепродуктов), которая появилась только в последние два года.

Перспективы

Несмотря на все перечисленные проблемы, ситуация в перспективе может кардинально измениться, причём в нашу пользу. И тому есть весьма существенные предпосылки. Именно на Севере сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых. А значит, дорога на экспорт должна пролегать через северные порты. Кроме того, на фоне увеличения судоход-ства в Балтийским море и возможных его ограничений в будущем, выход России к морю вновь приобретает стратегическое значение. Вопрос с портовыми сборами также актуален, но он может быть частично смягчен, и его решение находится в руках Министерства транспорта и связи РФ.

Остаются проблемы транспортной инфраструктуры: недостаточные глубины, длинный подходной канал, раздробленность порта. Частично вопрос с недостаточными глубинами решается путем дополнительной перевалки груза на крупнотоннажные суда в других портах - Мурманск, Киркенес (проект "Поморская линия"), но для привлечения больших грузопотоков эту проблему необходимо решать кардинально.

И вот как раз для этого Архангельску необходим новый глубоководный терминал. С такой идеей выступил институт "Ленморниипроект". Идея проведения таких работ принадлежит академику Академии транспорта России Александру Фокеевичу Парфёнову, который всю жизнь проработал в институте и в течение 33 лет, с 1971 по 2004 годы, его возглавлял.

Новый порт

Морской терминал должен отвечать ряду требований. А именно:

- место должно находиться как можно ближе к транспортным коммуникациям и, по возможности, в существующих границах Архангельского порта;

- для проектируемого глубоководного района порта береговая полоса должна быть свободна от застройки - для размещения портовой инфраструктуры с учетом перспективы развития;

- желательно также, чтобы берег был приглубым, тем самым обеспечивая наименьшие затраты на дноуглубительные работы при создании подходного канала;

- для спокойной стоянки судов у причалов прилегающая к ним акватория должна быть максимально защищена от волнения.

Таких мест на Белом море не так уж и много. Институтом было установлено, что место для нового района должно находиться на Зимнем (восточном) берегу Двинского залива Белого моря. На этом побережье в процессе поиска такой площадки было рассмотрено несколько возможных мест на островах Лебедин и Муравой, на западном берегу острова Мудьюгский и в районе северо-восточной части губы Сухое море.

После сравнения и оценки наиболее подходящим и целесообразным местом для расположения портового района был выбран район северо-восточной части губы Сухое море. Там возможно строительство перегрузочных комплексов для нефтеналивных грузов, минеральных удобрений, угля, металла, лесных, генеральных грузов и контейнеров.

Причальная линия практически прямолинейна, ее общая длина составляет 5 км. Водный подход к новому грузовому району будет осуществляться по каналу протяженностью 13 км, глубиной 14 метров, что позволит принимать суда дедвейтом до 70 тысяч тонн.

К глубоководному району от города Архангельска железная и автомобильная дороги подойдут с южной стороны. Длина подъездной железной дороги до нового района ориентировочно составит 55 км. Трасса автодороги предположительно будет длиной примерно 45 км. Ориентировочная стоимость строительства нового района порта при полном его развитии может составить $1,6 млрд.

Новые перспективы

Специалисты "Ленморнии-проекта" проанализировали тенденции в области грузоперевозок и сделали вывод, что грузооборот нового глубоководного района Архангельского порта может составить около 30 млн тонн в год, и этот грузооборот может быть достигнут к 2020 году. Сто-процентную гарантию дать, конечно, не сможет никто, но уже сегодня есть все предпосылки к увеличению поставок сырья и других грузов как на экспорт, так и в районы Крайнего Севера. И здесь у Архангельска есть сильный конкурент - Мурманск. Следовательно, выбор нужно делать уже сейчас.

24 мая этого года на Совете по морской деятельности при главе администрации Архангельской области институт "Ленморниипроект" предложил руководству области концепцию создания глубоководного района Архангельского морского порта. 6 июня губернатор Николай Киселёв направил письма на имя полпреда Президента в СЗФО Ильи Клебанова и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Вячеслава Рукши с просьбой поддержать идею строительства порта и выделить сред-ства на проведение проектно-изыскательских работ в 2006 году.

На основании всего этого "Ленморниипроект" сделал вывод, что строительство глубоководного района порта в северо-восточной части Сухого моря актуально, целесообразно и реально. Выход крупнотоннажных судов из этого района в любой иностранный порт будет независим от погодной и политической обстановки в мире.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя