Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
13 июня 2005 (22)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ

Маргаритинская стала брэндом

Похоже, история крупнейшей торговой ярмарки в России пополнится особым разделом. О том, что брэнд "Маргаритинская ярмарка" планирует запатентовать частная компания, широкой общественности стало известно не далее как неделю назад.

Председатель комитета торговли и потребительского рынка обладминистрации Александр Гречаный заявил, что "приватизация" названия, мягко говоря, неэтична. А некоторые журналисты тут же поспешили охарактеризовать ситуацию как очередной скандал между Гречаным и Попаренко, в холдинг которого и входит "Поморская ярмарка".

С чего все начиналось?

Известно, что Маргаритинская ярмарка была крупнейшим местом торговли в XVI-XVII веках. Товары, купленные и проданные здесь, расходились не просто по всей Западной Европе, но и по всему восточному миру. В 1917 году ярмарка прекратила свое существование. Попытки возобновить ее позже были неудачными. И только в 2002 году, после почти векового перерыва, Маргаритинская ярмарка все-таки состоялась. Тогдашний губернатор Анатолий Ефремов акцентировал - это он предложил возобновить исконно поморскую традицию. Было решено проводить и культурную, и деловую программу ярмарки, и, естественно, саму выставку. Организацией последней и занимался ВЦ "Поморская ярмарка" как уполномоченная компания обладминистрации в части организации выставочно-ярмарочной деятельности.

"В 2002, 2003, 2004 годах проведением Маргаритинской ярмарки занимались мы. Нарабатывался определенный опыт. Такое масштабное мероприятие требовало немалых людских, финансовых и интеллектуальных затрат. И я с уверенностью могу сказать, что эта ярмарка, я имею в виду выставочную часть, возрождена нами", - рассказывает Елена Мухина, возглавлявшая ВЦ "Поморская ярмарка" до недавнего времени. Нынешний директор Сергей Алешинцев добавляет - претензии к центру никогда не высказывались, более того, за проведение Маргаритинской ярмарки выдавались грамоты и дипломы: В свою очередь областная администрация комментирует: условия проведения ярмарки были написаны под конкретную фирму и утверждены еще прежним руководством области, выделялись бюджетные день-ги. Теперь появились и еще будут появляться другие организации, аналогичные "Поморской ярмарке", которые тоже желают проводить мероприятия такого масштаба. Им и дается шанс ради того, чтобы ярмарки проходили на соответствующем уровне.

Конкуренция не будет здоровой

По сути, разгорающийся скандал с брэндом "Маргаритинская ярмарка" отражает противостояние не Попаренко и Гречаного и даже не обладмини-страции и "Поморской ярмарки". Это первый раунд конкурентной борьбы между компаниями выставочного бизнеса. Дело в том, что на выставочно-ярмарочном рынке появился еще один оператор - Архангельская торгово-промышленная палата (АТПП) в лице ООО "Кант", директором которой является заместитель руководителя АТПП Елена Анисимова. Она, как и большая часть сотрудников "Канта", бывший работник ВЦ "Поморская ярмарка". А когда на рынке работает уже не одна, а две компании, то, простите, есть из чего выбирать.

В феврале 2005 года областной совет по выставочно-ярмарочной деятельности принял решение: организаторы трех выставок - "Архангельск-Экспо", "Архангельское качество" и "Маргаритинская ярмарка" - будут определяться по результатам конкурса. Таким образом, ВЦ "Поморская ярмарка" лишили статуса уполномоченной компании администрации Архангельской области.

С этим и не согласились "поморцы". "Экспо" - абсолютно наш брэнд. 14 лет я с командой делаю эту выставку, и больше никто. Мы не хотим бросать и Маргаритинскую ярмарку, которую делали три года. Мы не говорим о деловой и культурной программе", - объясняет Елена Мухина. По ее словам, то, что было решено на совете, и заставило найти выход - "попытаться зарегистрировать торговые марки наших брэндов в патентном бюро".

- Мы решили защитить свой бизнес, - продолжает Елена Мухина. - То, что нарабатывалось годами, у нас просто крадут, используя административный ресурс. Для развития бизнеса существует здоровая конкуренция. И мы к ней готовы, но когда покушаются на самые козырные проекты, выведенные на определенный уровень, о какой конкуренции может идти речь? В течение нескольких лет раскручивалось имя "Поморской ярмарки", разрабатывались и реализовывались программы и проекты. А теперь приходит кто-то другой и говорит: "Это буду делать я"! Разве не нонсенс?

Директор ВЦ "Поморская ярмарка" Сергей Алешинцев беспокоится - годовой план работы организации разослан во все справочники, опубликован в Интернете, отправлен в Международный союз выставок-ярмарок. В российских и международных каталогах уже указаны сроки, организаторы. Ведется консультационная работа. "А теперь нам заявляют, что будет конкурс! Если честно, мы ночами не спали: Мы не против истории и не претендуем ни на что, кроме проведения выставки, которая выведена нами на хороший уровень", - добавляет Сергей Алешинцев.

Триединства не будет?

Можно долго говорить, чем недовольна "Поморская ярмарка", как работает ООО "Кант", что не устроило област-ной выставком и что повлияло на его февральское решение. Но сейчас ясно одно - "Поморская ярмарка" не желает отдавать свои проекты, ООО "Кант" тоже хочет работать, в частности, получая заказы от обладминистрации, а власть заинтересована в качественном, комплекс-ном проведении мероприятий на высшем уровне.

Но почему шумиха поднялась именно из-за Маргаритинской ярмарки, ведь "Архангельск-Экспо" тоже "приватизируют"? Похоже, что никто не спорит с правом собственности "Поморской ярмарки" на "Экспо", но Маргаритинская ярмарка - это все же святое:

"Маргаритинскую ярмарку стали проводить не по инициативе "Поморской :", а с подачи губернатора Анатолия Ефремова. Я помню, что задолго до этого движение "Поморское возрождение" высказывало эту идею на страницах газеты "Бизнес-класс". И здесь вопрос в том, этически возможно ли регистрировать историческое, исконно народное название?" - считает вице-президент Архангельской торгово-промышленной палаты Елена Анисимова.

И уже другой вопрос: почему обладминистрация решила проводить тендер и выбирать организаторов выставок? И почему у обладминистрации такой интерес к коммерческой деятельности небюджетных организаций? Не есть ли это использование административного ресурса для удовлетворения частных бизнес-интересов? Но если раньше на проведение выставок облбюджет выделял деньги, то теперь это делается за счет самих участников. Елена Владимировна уверена - марка "Маргаритинская ярмарка" должна быть зарегистрирована на общественную организацию или на власть.

Варианты

"Поморская ярмарка" уже подала необходимый пакет документов на регистрацию брэнда. В областной администрации заверяют, что даже если права на использование торговой марки будут переданы ВЦ, это решение будет опротестовываться. Но если это сделать не удастся? Здесь варианты развития событий могут быть разными, но если "поморцы" и чиновники не найдут общего языка, то о большом будущем Маргаритинской ярмарки можно будет забыть. После регистрации брэнда всем, кто будет использовать марку, придется платить. Обладминистрация этого делать не будет, да и скандал подмочит репутацию выставки.

"Если мы хотим, чтобы Маргаритинская ярмарка была по-настоящему красивым, интересным мероприятием и давала высокие результаты, то одного оператора выставочно-ярмарочной деятельности мало. И планировалось, что Маргаритинскую ярмарку будут проводить две сильные компании", - рассказывает председатель областного комитета торговли и потребительского рынка Александр Гречаный. Однако "Поморская ярмарка" пошла другим путем и решила присвоить себе имя знаменитого торгового мероприятия:

Но если разобраться, разве можно запатентовывать такие названия, как "Ломоносов", "Писахов", "Соломбала", "Архангельск", "Малые Корелы"? Они придуманы не вчера и не сегодня: С другой стороны, никто и не покушается на существующие брэнды, компании, предприятия, СМИ ("Архангельск", "Малые Корелы", "Соломбала", "Соловецкая", "Север", "Пур-Наволок").

Конечно, может, решение "Поморской ярмарки" возникло отчасти из-за неуверенности компании в открытом и честном проведении тендеров. Ведь все мы знаем, как порой у нас организуются конкурсы, исход которых пред-определен заранее. В любом случае, точку в этом вопросе поставит время. Обидно только, что на пути Маргаритинской ярмарки вновь могут возникнуть препятствия. После 1917 года ее пытались проводить в начале 20-х и 90-х годов. Но тщетно. Не повторить бы этот печальный опыт.

Справка "БК"

Маргаритинская ярмарка со дня основания первого морского порта России - города Архангельска - без преувеличения была главным событием в торгово-экономической жизни не только всего Северо-Запада, но и России в целом. Это была первая международная российская ярмарка, первое русское "окно в Европу", главная визитная карточка русской торговли в XIV-XVII вв. Ежегодные таможенные поступления от архангелогородской ярмарки составляли до 2/3 всех денежных доходов государственной казны.

Начало Маргаритинской ярмарки приурочено к дате древнего осеннего праздника - Поморского Нового года, который настоящие коренные поморы отмечали в начале осени, ведя отсчет не от Рождества Христова, а со дня сотворения мира.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя