Бизнес-класс. Архангельск
18 июля 2005 (27)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ
Электрификация железной дороги зависит от инвесторов
В начале июля в Архангельске проходила ассамблея начальников Северной железной
дороги - Ярославского, Вологодского, Сосногорского, Сольвычегодского,
Архангельского отделений. Участники ассамблеи встретились с главой администрации
Архангельской области Николаем Киселевым, обсудили проблемы и перспективные
проекты развития дороги. Основная идея встречи - в развитии транспортного
хозяйства должны принимать участие заинтересованные стороны: бизнес и власть.
Начальник Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - Василий БИЛОХА начал
брифинг с журналистами с главного: Северная железная дорога давно стала донором
регионов. Ежегодно Российские железные дороги на развитие своего хозяйства
выделяют до 25 млрд рублей. Из них около 3 млрд рублей затрачивается на развитие
железнодорожных линий и сферы соцкультбыта в Архангельской области.
Сверхнорма
В первом полугодии этого года перевозка на Северной железной дороге превысила 37
млн тонн. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 105,8%. Сверх
задания перевезены нефтепродукты, лесные грузы, черные металлы, уголь,
металлолом, стройматериалы. На Архангельском отделении СЖД перевозятся в
основном бумага, целлюлоза, стройматериалы и нефтепродукты. Железнодорожники
отмечают, что в связи с активным развитием Российской горной компании почти в
два раза увеличился объем погрузки строительных материалов. За три месяца этого
года грузооборот АО "СЖД" приблизился к 14 млрд тонн.
Инвестиции
Известно, что основными партнерами железной дороги в Архангельской области
являются предприятия лесопромышленного комплекса. По рельсам перевозится более
55% продукции ЛПК. И это сотрудничество планируется расширять за счет улучшения
качества предоставляемых услуг, сокращения сроков транспортировки, введения
системы гибкого регулирования тарифов.
"Весь бизнес, который пользуется железной дорогой и который в перспективе
планирует сюда выходить, намерен улучшить состояние инфраструктуры, увеличить
пропускную способность линий. В любом случае, в развитие ж/д хозяйства
необходимы вливания трех сторон - бизнеса, губернии и ОАО "РЖД". Железная дорога
- это та инфраструктура, в которую бизнес хорошо вкладывает деньги. Это
долгосрочные инвестиции", - считает Василий Билоха.
Он добавил, что в планах компании на ближайшую перспективу - сократить время
следования по ведущему направлению Архангельск - Москва. Среди основных
тенденций пассажирских перевозок Василий Билоха назвал большой спрос на вагоны
очень высокого класса обслуживания. Но все же значительная часть населения ездит
в вагонах так называемого эконом-класса. Благодаря именно таким перевозкам РЖД
удается выполнять массовые перевозки по всей стране. Только за шесть месяцев по
Северной железной дороге перевезено почти 15 млн пассажиров.
Перспектива
В этом году на Архангельском отделении Северной железной дороги был открыт пункт
технического обслуживания локомотивов на станции Обозерская. На его возведение и
техническое оснащение затрачено около 300 млн рублей. Здесь идет обслуживание
электровозов не только СЖД, но и Октябрьской железной дороги.
В июне на станции Коноша после реконструкции открылось вагонное депо. Ремонт
продолжался с ноября 2004 года и обошелся в 35 млн рублей. Но основная часть
оборудования для работы поступит осенью. В Коношском депо ремонтируются вагоны
со всех российских железных дорог, а также приватный подвижной состав некоторых
предприятий. Тут трудятся 360 человек, в месяц через депо проходят до 240
вагонов. В августе вагонное депо в Коноше отметит 70-летний юбилей.
В 2005 году на АО "СЖД" планируется провести капитальный ремонт 71 км пути,
заменить 86 стрелочных переводов. Всего на развитие линий в Архангельской
области направят 318 млн. рублей.
ОАО "РЖД" официально заявило, что в Архангельской области не будет закрыто ни
одного малодеятельного участка. На это Василий Александрович обратил особое
внимание: железная дорога на таких линиях выполняет ремонт путей, локомотивов и
вагонов пока только за свой счет, хотя "убыточные линии не имеют права
существовать без вливания бизнеса и региональных бюджетов".
Что касается обновления подвижного состава, в этой части работы участники
ассамблеи определили две основные трудности - нехватка средств и отсутствие
налаженного промышленного выпуска вагонов и локомотивов. К сожалению, пока
отечественное вагоностроение не в состоянии выполнить тот объем заказов, который
необходим для работы Российских железных дорог.
Вторая платформа
В феврале 2005 года губернатором Архангельской области Николаем Киселевым и
президентом ОАО "Российские железные дороги" Геннадием Фадеевым было подписало
соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного
транспорта. Оно включает различные аспекты сотрудничества, от грузовых и
пассажирских перевозок, инвестиционной деятельности, налоговой политики до
взаимодействия в области образования, здравоохранения, использования
промышленного и научного потенциала.
Начальник Архангельского отделения Северной железной дороги Валерий ШИЛЕНКО
отметил, что региональный бюджет должен частично финансировать затраты РЖД на
ремонт ж/д путей. В этом году только на платформенное хозяйство Архангельскому
отделению выделено 100 млн рублей. В сентябре в Архангельске начнется
капитальный ремонт высокой платформы. "Пассажиропоток требует строительства
второй платформы, а следовательно, и подземного перехода для нее. Однако денег
катастрофически не хватает. Доходная часть АО "СЖД" не покрывает расходы
металлоемкой структуры железных дорог", - говорит Валерий Шиленко.
Сотрудничество железнодорожников и бизнеса активно развивается в Вологодской
области. Северная железная дорога совместно с ОАО "Северсталь" разрабатывает
новый единый технологический процесс переправки грузов. Грузопоток на
Вологодском отделении СЖД, особенно на участке Кошта - Череповец - Вологда,
постоянно растет из-за увеличения перевозок в направлении северных портов. Такая
же ситуация складывается на "Северстали" - в связи с ростом объемов выплавки
металла до 12 миллионов тонн в год, количество поступающего на комбинат сырья
также возрастает. Новая технология сократит простой вагонов в Череповецком
железнодорожном узле и снизит эксплуатационные расходы на содержание подвижного
состава. Металлургам снизится плата за пользование вагонами ОАО "РЖД" за счет
сокращения вагонооборота.
**************************************************
В последнее время на Северной железной дороге растут объемы транспортировки
нефтепродуктов. Сегодня перевалка нефтепродуктов компании "Роснефть" на экспорт
через Архангельский морской торговый порт составляет около 3 млн тонн в год.
Этот объем планируется увеличить до 5 млн. Развиваются и щебеночные перевозки.
Чтобы освоить эти нагрузки, железной дороге надо увеличить пропускную
способность - строить дополнительные и обновлять уже имеющиеся подъездные пути к
порту и нефтяному терминалу в поселке Талаги, приступить к электрификации
участка Обозерская - Архангельск. Финансирование этого проекта должно
осуществляться не только за счет средств ОАО "РЖД", но и за счет привлечения
инвесторов и средств из областного бюджета.
|