Бизнес-класс. Архангельск
18 июля 2005 (27)
Архангельское УФАС России
К сведению
Изданы рекомендации банкам при предоставлении потребительских кредитов
Практика предоставления потребительских кредитов населению выявила, что клиенты
банков недостаточно информируются обо всех условиях кредитования. Полная
стоимость потребительского кредита с учетом всех дополнительных комиссий и
платежей во многих случаях существенно превышает заявленную процентную ставку по
кредиту, а при оценке стоимости услуги потребительского кредитования
потенциальный заемщик прежде всего ориентируется на ее уровень.
Неточное указание всех условий предоставления, в том числе периодичности
взимания комиссий и платежей, вводит потребителя в заблуждение. Уловки, к
которым прибегают банкиры, просты. К основному проценту по кредиту банки
накручивают так называемые скрытые проценты за открытие счета, за его
обслуживание, штрафы за досрочное погашение кредита и т.д. В результате цена
кредита увеличивается в два, а то и в три раза.
26 мая 2005 года Федеральная антимонопольная служба и Центральный банк
Российской Федерации издали совместные рекомендации кредитным организациям по
стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов,
которые разработаны на основании статьи 23 Федерального закона "О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг".
Кроме очевидных вещей, таких как: название, регистрационный номер, место
нахождения, контактный телефон и веб-сайт, минимальный и максимальный срок
кредита, сумма (лимит кредитования), валюта кредита, - банкам рекомендуется
указать все возможные комиссии, которые будет обязан выплатить потребитель в
течение действия кредитного договора.
Центральный Банк и ФАС России советуют банкам делать информацию максимально
наглядной. Так, например, данные по расчету суммы процентов и дополнительных
расходов, порядок и периодичность начисления процентов рекомендуется
иллюстрировать примерами расчета, а выплаты платежей - графиками. Самое важное
требование: ко всей достоверной и полной информации об условиях предоставления,
использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме
потребитель должен иметь доступ до заключения кредитного договора. Это позволит
потребителю сравнить условия потребительских кредитов разных банков и сделать
осознанный выбор. Возможность осознанного выбора является одним из условий
справедливой конкуренции между банками на рынке потребительского кредитования.
Кредитным организациям необходимо учесть, что если в рекламе банковских услуг по
потребительскому кредитованию сообщается хотя бы об одном из видов расходов
потребителя по получаемому кредиту, то указываются и все остальные расходы по
потребительскому кредиту.
Использование рекомендаций в работе кредитных организаций будет способствовать
защите конкуренции на рынке банковских услуг, повышению прозрачности
деятельности кредитных организаций, формированию более полного представления об
услугах кредитных организаций и повышению доверия к ним со стороны населения.
Более подробная информация и текст рекомендаций размещены на сайте ФАС России:
WWW.fas.gov.ru и на сайте Архангельского УФАС России: arhmonopol.nm.ru
|