Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
25 июля 2005 (28)
Оксана Созинова,

Обувь для среднего класса: рынок и перспективы

Обувной рынок России развивается очень неравномерно. Данная статья, подготовленная еженедельником деловых кругов "Бизнес-класс" совместно с консалтинговой группой "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru), посвящена анализу сформировавшегося на сегодняшний день рынка обуви для среднего класса и перспективах развития этого направления торговли.

По мнению экспертов, российский обувной рынок прочно застрял на ранней стадии своего развития. Свои 10% рынка отечественные производители занимают в сегментах недорогой мужской обуви, а также войлочной. Европейская обувь представлена у нас, главным образом, продукцией из Италии, Германии и Испании. Но импортеры занимают сегодня лишь 60% российского обувного рынка. А 25-30% принадлежат так называемым аутсорсинговым российским компаниям, у которых есть собственные дизайнеры, технологи, маркетологи.

Эти компании занимают средне-высокую ценовую нишу. Их обувь порой не уступает по качеству европейской, а по цене оказывается более доступной, ориентированной на людей, которые не хотят переплачивать за брэнд. Эти компании сами разрабатывают свои обувные коллекции, заказывают их производство, а потом реализуют готовую обувь в российских магазинах, в том числе и в собственных розничных сетях. Но и тут российские обувные фабрики обойдены вниманием: аутсорсинговые компании заказы размещают за рубежом, в основном в Китае и Турции. Делать обувь дома невыгодно, ведь в России производственные издержки из-за высоких налогов значительно выше, чем в том же Китае.

В среднем житель Москвы и Санкт-Петербурга тратит на покупку обуви на 40-50% больше, чем средний житель Российской Федерации. В 2004 году россияне приобрели 247 млн пар обуви. Большая часть обувного рынка (кроме сегмента детской обуви), по некоторым оценкам до 75%, приходится на женскую обувь. Основной поставщик обуви для граждан России - Китай.

Из этой страны ввезено около 75% пар обуви, еще 9% привезли из Турции и только около 2% из Италии, но доля итальянской обуви на рынке РФ существенно выше, т. к. не всегда итальянская обувь сделана в Италии, что является следствием процесса глобализации - переноса производств в страны с более дешевой рабочей силой. Кроме того, одними из основных поставщиков обуви в Россию являются Вьетнам и Украина.

Рынок

В настоящее время в мире производится около 14 млрд пар обуви в год. В Европе выпускают примерно 1,5 млрд пар, из которых 2/3 производится в Западной Европе и только 1/3 в Восточной. Несмотря на то, что в Европе производится всего 10% от суммарного количества обуви, изготовленной во всем мире, европейские страны являются лидерами по выпуску качественной обуви.

Обувной рынок России представляют 12 крупных предприятий и около 70 мини-производств.

На долю российской промышленности приходится около 0,3% мирового производства обуви, так что о серьезной конкуренции с лидерами мирового производства говорить пока рано. Если до середины 2003 года в обувном производстве темпы роста падали, то сейчас снижаются общие объемы производства легкой промышленности: за 2004 год этот показатель отрасли потерял 3%. Причины: незаконный ввоз обуви в страну и увеличение официального ввоза обуви иностранных производителей. В Сибири проблема незаконного ввоза еще острее из-за сосед-ства Китая.

Итальянская обувная промышленность лидирует в мире в сегменте обуви среднего и высокого класса. Основными конкурентами итальянских обувщиков на мировом рынке являются Испания и Португалия, при этом если итальянцы специализируются на производстве обуви среднего и высокого класса, то конкуренты производят в основном более дешевую обувь.

Одним из основных импортеров обуви для Италии является Россия, только за последние 4 года импорт обуви из Италии увеличился на 30%. Также немаловажен еще тот факт, что россияне предпочитают закупать в Италии дорогую обувь. В 2004 году она составила около 45 евро за 1 пару, что примерно на 30% превышает аналогичный показатель по таким странам-импортерам, как США и Германия. Причем статистика показывает, что средняя цена поставляемой из Италии обуви растет из года в год. Это подтверждает ориентированность россиян на обувь более высокого класса.

По оценкам розничных продавцов, около 80% обуви класса "люкс", продаваемой в России, - это итальянская обувь. Причем розничная цена на такую обувь в России превышает отпуск-ную цену итальянских производителей на 200-300%. Итальянские производители давно перешли на создание специальных коллекций, предназначенных для российского рынка с учетом специфики рынка и предпочтений российского потребителя. Интересно узнать, что Россия не только импортирует обувь из Италии, но и продает в Италию обувь собственного производства, в основном детскую.

Средний класс и перспективы рынка

С начала ХХI века доходы российских граждан растут высокими темпами. Начиная с 2000 года в реальном выражении состоятельность россиян растет в среднем на 8% в год. Рост доходов, естественно, ведет к увеличению объема потребительского рынка России. Если в 1999 году он не превышал 100 млрд. долларов, то в 2004 году уже составил свыше 245 млрд. Таким образом, номинальный прирост внутреннего рынка страны примерно 30 млрд. долларов в год.

На долю среднего класса России, который сегодня составляет примерно 20% населения страны (10 млн семей), приходится более 50% всего российского потребления. Динамичный и достаточно обеспеченный средний класс провоцирует рост многих рынков, которые ориентированы на удовлетворение его потребностей, появляются рынки с высокой рентабельностью, инвестиции в которые способны дать максимальный импульс всей экономике страны.

Рынок одежды и обуви для среднего класса в России составляет порядка 23-25 млрд. в год, что сопоставимо с рынком недвижимости, в несколько раз больше автомобильного рынка и рынка техники для дома. По оценкам экспертов, за ближайшие пять лет рынок обуви для сегодняшнего среднего класса вырастет на 30%, к нему еще прибавятся расходы новых членов среднего класса в размере примерно 3 млрд. долларов в год. Таким образом, совокупный рынок обуви для среднего класса к 2010 году может составить 35-40 млрд. долларов, а средний темп его роста - около 8-10% в год.

Прогноз. По сценарию Москвы и Санкт-Петербурга: с ростом доходов происходит резкий уход потребителей с вещевых рынков, где им предлагают азиатский ширпотреб, в марочные магазины для среднего класса. В обозримом будущем продажи обуви вырастут примерно на 10-15%. Однако состояние рынка будет во многом зависеть от действенности мер против "серого" импорта и занижения таможенной стоимости. Ожидается также дальнейшее ужесточение конкуренции во всех ценовых сегментах обувного рынка.

Оксана Созинова, КГ "Магазин готового бизнеса" sozinova@deloshop.ru

НАША СПРАВКА

До последнего момента самым динамичным обувным сегментом считался средний (цена за пару обуви от $100), но в последнее время активнее всех растут сети нижнего ценового сегмента - супермаркеты. По результатам опроса, проведенного в прошлом году ВЦИОМ по заказу Института внешней торговли Италии, марка CARLO PAZOLINI, например, стоит у российских покупателей на пятом месте по узнаваемости.

А по данным маркетингового агентства "КОМКОН", та же CARLO PAZOLINI входит в десятку самых популярных обувных торговых брэндов в России. Эксперты отмечают, что такие компании не стремятся охватить весь рынок и вести конкурентную борьбу широким фронтом, а концентрируют внимание на удовлетворении потребностей того рыночного сектора, который занимают представители среднего класса.

Продолжение читайте в следующем номере "БК".



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя