Бизнес-класс. Архангельск
25 июля 2005 (28)
Оксана Созинова,
Обувь для среднего класса: рынок и перспективы
Обувной рынок России развивается очень неравномерно. Данная статья,
подготовленная еженедельником деловых кругов "Бизнес-класс" совместно с
консалтинговой группой "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru), посвящена
анализу сформировавшегося на сегодняшний день рынка обуви для среднего класса и
перспективах развития этого направления торговли.
По мнению экспертов, российский обувной рынок прочно застрял на ранней стадии
своего развития. Свои 10% рынка отечественные производители занимают в сегментах
недорогой мужской обуви, а также войлочной. Европейская обувь представлена у
нас, главным образом, продукцией из Италии, Германии и Испании. Но импортеры
занимают сегодня лишь 60% российского обувного рынка. А 25-30% принадлежат так
называемым аутсорсинговым российским компаниям, у которых есть собственные
дизайнеры, технологи, маркетологи.
Эти компании занимают средне-высокую ценовую нишу. Их обувь порой не уступает по
качеству европейской, а по цене оказывается более доступной, ориентированной на
людей, которые не хотят переплачивать за брэнд. Эти компании сами разрабатывают
свои обувные коллекции, заказывают их производство, а потом реализуют готовую
обувь в российских магазинах, в том числе и в собственных розничных сетях. Но и
тут российские обувные фабрики обойдены вниманием: аутсорсинговые компании
заказы размещают за рубежом, в основном в Китае и Турции. Делать обувь дома
невыгодно, ведь в России производственные издержки из-за высоких налогов
значительно выше, чем в том же Китае.
В среднем житель Москвы и Санкт-Петербурга тратит на покупку обуви на 40-50%
больше, чем средний житель Российской Федерации. В 2004 году россияне приобрели
247 млн пар обуви. Большая часть обувного рынка (кроме сегмента детской обуви),
по некоторым оценкам до 75%, приходится на женскую обувь. Основной поставщик
обуви для граждан России - Китай.
Из этой страны ввезено около 75% пар обуви, еще 9% привезли из Турции и только
около 2% из Италии, но доля итальянской обуви на рынке РФ существенно выше, т.
к. не всегда итальянская обувь сделана в Италии, что является следствием
процесса глобализации - переноса производств в страны с более дешевой рабочей
силой. Кроме того, одними из основных поставщиков обуви в Россию являются
Вьетнам и Украина.
Рынок
В настоящее время в мире производится около 14 млрд пар обуви в год. В Европе
выпускают примерно 1,5 млрд пар, из которых 2/3 производится в Западной Европе и
только 1/3 в Восточной. Несмотря на то, что в Европе производится всего 10% от
суммарного количества обуви, изготовленной во всем мире, европейские страны
являются лидерами по выпуску качественной обуви.
Обувной рынок России представляют 12 крупных предприятий и около 70
мини-производств.
На долю российской промышленности приходится около 0,3% мирового производства
обуви, так что о серьезной конкуренции с лидерами мирового производства говорить
пока рано. Если до середины 2003 года в обувном производстве темпы роста падали,
то сейчас снижаются общие объемы производства легкой промышленности: за 2004 год
этот показатель отрасли потерял 3%. Причины: незаконный ввоз обуви в страну и
увеличение официального ввоза обуви иностранных производителей. В Сибири
проблема незаконного ввоза еще острее из-за сосед-ства Китая.
Итальянская обувная промышленность лидирует в мире в сегменте обуви среднего и
высокого класса. Основными конкурентами итальянских обувщиков на мировом рынке
являются Испания и Португалия, при этом если итальянцы специализируются на
производстве обуви среднего и высокого класса, то конкуренты производят в
основном более дешевую обувь.
Одним из основных импортеров обуви для Италии является Россия, только за
последние 4 года импорт обуви из Италии увеличился на 30%. Также немаловажен еще
тот факт, что россияне предпочитают закупать в Италии дорогую обувь. В 2004 году
она составила около 45 евро за 1 пару, что примерно на 30% превышает аналогичный
показатель по таким странам-импортерам, как США и Германия. Причем статистика
показывает, что средняя цена поставляемой из Италии обуви растет из года в год.
Это подтверждает ориентированность россиян на обувь более высокого класса.
По оценкам розничных продавцов, около 80% обуви класса "люкс", продаваемой в
России, - это итальянская обувь. Причем розничная цена на такую обувь в России
превышает отпуск-ную цену итальянских производителей на 200-300%. Итальянские
производители давно перешли на создание специальных коллекций, предназначенных
для российского рынка с учетом специфики рынка и предпочтений российского
потребителя. Интересно узнать, что Россия не только импортирует обувь из Италии,
но и продает в Италию обувь собственного производства, в основном детскую.
Средний класс и перспективы рынка
С начала ХХI века доходы российских граждан растут высокими темпами. Начиная с
2000 года в реальном выражении состоятельность россиян растет в среднем на 8% в
год. Рост доходов, естественно, ведет к увеличению объема потребительского рынка
России. Если в 1999 году он не превышал 100 млрд. долларов, то в 2004 году уже
составил свыше 245 млрд. Таким образом, номинальный прирост внутреннего рынка
страны примерно 30 млрд. долларов в год.
На долю среднего класса России, который сегодня составляет примерно 20%
населения страны (10 млн семей), приходится более 50% всего российского
потребления. Динамичный и достаточно обеспеченный средний класс провоцирует рост
многих рынков, которые ориентированы на удовлетворение его потребностей,
появляются рынки с высокой рентабельностью, инвестиции в которые способны дать
максимальный импульс всей экономике страны.
Рынок одежды и обуви для среднего класса в России составляет порядка 23-25 млрд.
в год, что сопоставимо с рынком недвижимости, в несколько раз больше
автомобильного рынка и рынка техники для дома. По оценкам экспертов, за
ближайшие пять лет рынок обуви для сегодняшнего среднего класса вырастет на 30%,
к нему еще прибавятся расходы новых членов среднего класса в размере примерно 3
млрд. долларов в год. Таким образом, совокупный рынок обуви для среднего класса
к 2010 году может составить 35-40 млрд. долларов, а средний темп его роста -
около 8-10% в год.
Прогноз. По сценарию Москвы и Санкт-Петербурга: с ростом доходов происходит
резкий уход потребителей с вещевых рынков, где им предлагают азиатский
ширпотреб, в марочные магазины для среднего класса. В обозримом будущем продажи
обуви вырастут примерно на 10-15%. Однако состояние рынка будет во многом
зависеть от действенности мер против "серого" импорта и занижения таможенной
стоимости. Ожидается также дальнейшее ужесточение конкуренции во всех ценовых
сегментах обувного рынка.
Оксана Созинова,
КГ "Магазин готового бизнеса"
sozinova@deloshop.ru
НАША СПРАВКА
До последнего момента самым динамичным обувным сегментом считался средний (цена
за пару обуви от $100), но в последнее время активнее всех растут сети нижнего
ценового сегмента - супермаркеты. По результатам опроса, проведенного в прошлом
году ВЦИОМ по заказу Института внешней торговли Италии, марка CARLO PAZOLINI,
например, стоит у российских покупателей на пятом месте по узнаваемости.
А по данным маркетингового агентства "КОМКОН", та же CARLO PAZOLINI входит в
десятку самых популярных обувных торговых брэндов в России. Эксперты отмечают,
что такие компании не стремятся охватить весь рынок и вести конкурентную борьбу
широким фронтом, а концентрируют внимание на удовлетворении потребностей того
рыночного сектора, который занимают представители среднего класса.
Продолжение читайте
в следующем номере "БК".
|