Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
25 июля 2005 (28)
Светлана Корельская

Артист дистанцируется от свары

Когда знакомишься с новыми людьми, приезжающими сюда, или общаешься со знакомыми, живущими в других местах, часто слышишь вопрос: "А что у вас там интересного происходит, в Архангельске?".

Сама интонация, с которой человек произносит эти слова, может многое сказать о нём, и любая нотка интереса мгновенно располагает к собеседнику. Если живёшь в каком-то городе довольно-таки долго, у тебя всегда найдётся, что рассказать о нём, но рассказать - одно, а показать и дать почувствовать - совсем другое. Всё-таки наиболее яркое представление о городе складывается из духовных импульсов, и самый лучший способ - оторвавшись от повседневности, вытащить куда-нибудь своих гостей: посмотреть интересный спектакль, сходить на концерт или показать что-нибудь в записи.

Путаница с датами

Сейчас настал момент, когда мне хочется постепенно собрать хороший архив, рассказывающий об архангельских артистах и художниках. Почему-то принято считать, что они переживают не лучшие времена, но это плоское, двумерное представление, а время не линейно.

В недавнем интервью Панов сказал: "Нам повезло, ведь мы жили в восьмидесятые!". Согласна, но только отчасти. Действительно, в восьмидесятые годы был какой-то особый прилив энергии. Сдвигались привычные рамки, возникали немыслимые творческие союзы.

Что-то забывается, и это очень плохо, но что-то, несомненно, продолжается - и увольте от оценок. Где-то в середине того бурного десятилетия на сцене появился Андрей КОРЕЛЬСКИЙ (на снимке слева). Его музыкальный проект назывался "Лаборатория", и, думается мне, это слово очень верно отражало всё, что происходило в умах и сердцах.

Потом были другие проекты, но сейчас не о них. К счастью, и теперь в Архангельске продолжаются разного рода творческие эксперименты - более или менее известные миру. Если, к примеру, The Blind Vandal едет на гастроли или "Анфиса" записывает интересный альбом, то начиналось всё это в ту пору, когда Андрей Корельский и Саша ЯНИЧЕК (на снимке справа) стали работать в одной студии звукозаписи. Если быть точнее, то в 1992 году.

Эстетика жанра

Яничек пришёл в музыку ещё в начале 70-х годов - тогда в одиннадцатой школе, где он в своё время учился, собирались хулиганы и под руководством педагогов в целях перевоспитания сами делали и шлифовали гитары. Понемногу играли Высоцкого, Beatles, писали что-то своё...

Сначала была семиструнная гитара, потом шестиструнная - в ансамблях, в армии, между боевыми дежур- ствами, потом Саша вернулся в Архангельск, сколотил собственную банду "Элизиум" - так они назывались, когда играли на танцах в ДК работников просвещения. Освободилась более просторная площадка в ДК строителей, поменялся состав и возникла группа "Домино". Только потом Яничек поступил в музыкальное училище.

"Вся эта игра сопровождалась изготовлением аппаратуры, - вспоминает он сегодня. - Сколачивали колонки и усилители. Где сами паяли, где платили деньги таким же орлам. Как-то случилось так, что музыка, аппаратура и электротехника слились воедино: днём попаял - вечером поиграл.

Так или иначе, сочинялись какие-то песни, и возникало желание их зафиксировать не только на нотном стане. Начались опыты по звукозаписи на магнитофонах, переделанных под многоканальники.

Ещё существовала другая музыка - её нельзя было услышать на эстраде. Шансон, не в том понимании, в котором он существует сегодня и от которого меня тошнит. Настоящий шансон, который для меня даже в чём-то недосягаем. Французы. Они делали всё в лучшем смысле эстрадно, культурно и красиво.

Вот недавно я полюбил Шарля Трене. Слушаешь - и не можешь понять, то ли это музыка из фильма, то ли спектакль... Исполнять настоящий шансон мешало незнание французского языка. А однажды старшая дочь записала и перевела для меня известную песню, которой раньше начиналась "Кинопанорама", и смог петь её, вникая в смысл".

Вы чувствуете истоки "Яничек-варьете" - эстрадного коллектива, высоковостребованного публикой в 90-е? Изначально его питала малоизвестная магнитофонная культура. Вроде записи поэмы "Лука Мудищев" в исполнении Василия Качалова, со всем его артистизмом да под симфонический оркестр, или песен Леонида Утёсова, которые он пел на богемных вечеринках.

Кстати, если вам приходится ездить в автобусах и покидать салон в самый неподходящий момент из-за навязчивых "страданий" какого-нибудь Михаила Круга, то Яничек поделился забавным наблюдением: почему-то на 61-м и 6-м маршрутах этой гадости нет!

Школа звукорежиссуры

Записал - прослушал - переписал. Сам процесс доставлял огромное удовольствие. Сочиняли и аранжировали мелодии вместе с Виктором Хабаровым, а когда Яничек окончательно отошёл от танцплощадок, он набрал собственный класс гитары всё в том же ДК строителей.

В перестроечные годы Саша двинулся в видеобизнес, который существовал у нас очень краткий промежуток времени. Зато в бывшем кинотеатре "Север", принадлежавшем наполовину компании АТК, а наполовину муниципалитету, и возникла первая студия с замахом на большой шоу-бизнес. Возник аппаратурный комплекс, который можно было ставить в больших концертных залах и даже под открытым небом на городских праздниках.

В студию пришёл Корельский, официально - сторожем, неофициально - звукооператором и начинающим звукорежиссёром, а несколько позднее ещё и артистом. Вместе работали в "Яничек-варьете". Не без противоречий, но в целом довольно продуктивно записывали архангельский андеграунд.

Сейчас Александр Яничек заведует музыкальным отделом театра кукол. Продолжает сочинять музыку. Андрей Корельский - директор объединения "Артекс", временно - в ожидании окончания затянувшегося ремонта театра драмы - студия обитает в стенах музыкального лицея Баренц-региона. Есть надежда, что к октябрю она переместится в помещение, предназначенное специально для звукозаписи.

В архиве "Артекс" есть разные записи - от "Сполохов" времён Харламова, "Яничек-варьете", "Апокалипсиса" до ныне пишущихся и гастролирующих архангельских коллективов. Андрей работает на постоянной основе звукорежиссёром группы The Blind Vandal. Они выступали и были хорошо приняты любителями арт-рока в Польше, Голландии, США, много ездят по стране. "Здесь надо отдать должное Александру Мезенцеву, - говорит Андрей. - Существуют два ежегодных фестиваля, которые он тащит, на одном из них появляются молодые команды - поэтому он и получил название "Второй эшелон". Издаётся газета "Беломор-буги", есть регулярная передача на радио. Недавно открылся новый музыкальный клуб "Колесо".

Творчество - это свобода

Меня удивляет: когда заходит речь о культуре Архангельска, в фокусе появляются одни и те же люди. Доказывая собственную значимость, каждый старается замолчать другие явления, не менее самобытные и интересные. Творческие амбиции понятны, однако для той художественной среды, откуда вышли Яничек и Корельский, характерны минимум агрессии и огромное стремление к независимости. Художники, музыканты и артисты, в каком бы жанре они ни работали, - хрупкий и драгоценный материал, но почему-то мало кто это понимает.

Время от времени в Архангельске появляются коммерчески успешные проекты - такие, как то же "Яничек-варьете" или, позднее, "Лос-Хулиганос". Они достигают определённого пика популярности, затем следует спад, новый подъём... Это живой процесс.

Меня радует появление таких мест, как "Амадей", где выступают очень разнородные музыкальные коллективы. Десятки раз собиралась сказать Дмитрию Семакову спасибо, что в его бизнес-проектах нашлось место для этой тонкой материи. Когда я сижу и разговариваю с повзрослевшим мальчишкой, который когда-то выступал на сцене, не претендуя на особую исключительность, а потом вдруг понимаю, что передо мной состоявшийся артист со свойственной ему пластичностью ума и эстетическим чутьём, то испытываю очень сильное чувство, похожее на прозрение.

"Новый проект - это всё равно что влюбиться", - сказал Саша Яничек. Да, я тоже жду от вас новых альбомов, концертов и спектаклей - как же иначе? И выключаю телевизор, когда в местной программе новостей вижу и слышу, как разговор о культуре на областном уровне подменяет драчка за власть и деньги. Слава Богу, что вы так далеки от этого!



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя