Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
22 августа 2005 (31)
Марина ВАВИЛИНА

Дорога через Арктику обретет второе дыхание?

Северный морской путь с давних времен являлся транспортной магистралью для поморов. Систематическое же освоение Арктики, положенное на научную основу, начиналось при Петре Великом и Михаиле Ломоносове. При советской власти, в 1932 году, было принято постановление об организации Главного управления Северного морского пути и поставлена задача: "проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути". В те годы Северным путем занималась команда высококлассных специалистов во главе с Отто Шмидтом.

Архангельская область имеет самое непосредственное отношение к Арктике: Земля Франца-Иосифа, новоземельские территории входят в состав Северного морского пути. Что представляет из себя великий путь сейчас и каковы его перспективы - с этими вопросами мы обратились к заместителю директора департамента транспорта администрации Архангельской области Александру БАКИНУ.

- Александр Михайлович, в июне в Совете Федерации состоялся "круглый стол", где обсуждались вопросы возрождения Северного морского пути. Наконец-то федеральная власть обеспокоилась нынешним состоянием российской Арктики?

- Трасса Северного морского пути проложена через шесть морей: от Новой Земли до Берингова пролива

- и покрывает более трех с половиной тысяч миль морского пространства. Не так давно навигацию на ней обеспечивали десятки ледоколов, метеостанции и гидрографические суда, маяки и ледовая авиаразведка, сотни специалистов и ученых. Это была уникальная дорога, какой не располагала ни одна страна в мире, по ней перевозилось до семи миллионов тонн грузов. Но с началом перестройки движение здесь замерло. Добыча руд цветных металлов, которая держала на себе всю экономику Севера, была признана экономически невыгодной - слишком дорогими стали перевозки при минимальном объеме добычи. В результате из оставшихся семи ледоколов пять уже исчерпали свой ресурс. До 90% береговых объектов, обеспечивающих проводку судов, находятся в аварийном состоянии. Увы, это реальное состояние Северного морского пути. Как же не бить тревогу на самом высоком государственном уровне?

- Но ведь у Северного морского пути своя управленческая команда, она-то где?

- Сейчас она входит в состав центрального аппарата агентства морского и речного транспорта и не является сама по себе юридическим лицом - у штаба в шесть человек нет никаких прав и полномочий. А между тем только администрация имеет право контролировать Севморпуть: налагать штрафы, следить за каботажем, давать разрешение судам на плавание по СМП. Следовательно, в настоящее время северные моря часто являются зоной бесконтрольного пользования. Различные суда и плавсредства, выходящие на тра-ссу Севморпути без получения соответствующего разрешения от администрации СМП, будут подвергать риску экологической катастрофы Арктику, риску гибели - экипажи судов. Кроме того, нелегальный выход судов в Арктику приносит еще и немалые экономические убытки. Такие суда не платят ледокольный сбор и нарушают законы о конкуренции - ведь их фрахтовые ставки на перевозку грузов меньше, чем у законопослушных судовладельцев, платящих ледокольные сборы (таких, как ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Архангельский морской торговый порт").

К тому же в Арктику приходит бизнес, и за ним тоже необходим контроль, чтобы грамотно использовать государственное имущество, в частности ледоколы, и сохранить хрупкую природу Арктики. Поэтому администрацию Северного морского пути необходимо возродить как юридическое лицо.

- А если все останется по-прежнему?

- По мнению российских экспертов, если немедленно не начнется модернизация арктической транспортной системы, то по Северному морскому пути караваны поведут японцы, американцы и норвежцы. Большой интерес к этой трассе у Китая, ведь путь из Роттердама до Иокагамы, Шанхая, Ванкувера по СМП на 25-30% короче, чем южные маршруты. Окупаемость российского ледокольного флота возможна только при том условии, если грузооборот на трассах Севморпути составит не менее 4-5 млн тонн грузов в год. А в 2004 году этим путем перевезено лишь 1,7 млн тонн грузов. Полное расконсервирование Севморпути обойдется России в кругленькую сумму - $7 млрд. А выделяемых сейчас средств хватает лишь на достройку атомохода "50 лет Победы".

- Что реально делается для восстановления управления главной арктической магистрали России?

- В западном секторе Арктики начался подъем, связанный с освоением прибрежных и шельфовых нефтегазовых месторождений. В Ненецком округе организована морская перевозка нефти с Варандейского месторождения, на очереди - Приразломное и уникальное Штокмановское месторождения. Если в 2004 году из Арктики было вывезено 4 млн тонн нефтепродуктов, то до 2015 года эту цифру следует увеличить до 40 млн тонн, а к 2020-му - до 80 млн тонн. Нефтяные и газовые компании "Лукойл", "Роснефть", "Газ-пром" начинают строитель-ство танкеров ледового класса и судов-снабженцев, которые предназначены для обеспечения работы как нефтяных, так и газовых морских добывающих платформ и отгрузочных терминалов.

Северный морской путь, в сущности, - это самоокупаемая транспортная магистраль, которая будет иметь как национальное, так и международное значение.

В Национальной морской доктрине определено, что Севморпуть должен консолидировать усилия и ресурсы как федерального центра, так и субъектов РФ.

- Вы подошли к вопросу, который интересен непосредственно архангелогородцам и жителям области: а какую роль администрация Архангельской области может сыграть в судьбе Северного морского пути?

- С Министерством транспорта достигнута договоренность о создании в Архангельске представительства администрации Северного морского пути. Вот и кабинет напротив моего - на нем висит табличка с надписью "Мин-транс России. Представительство Администрации СМП в г. Архангельске". Сегодня он пустует и ожидает своего часа. Но сейчас, когда снова поднят вопрос о восстановлении администрации Севморпути в ее прежних полномочиях, мы очень надеемся, что такое представительство или филиал снова будет работать в Архангельске. И это логично, потому что Северный морской путь начинается на территории Архангельской области. В Архангельске немало предприятий, заинтересованных в успешном поддержании Севморпути: "Норильский никель", "Северное управление Гидрометеослужбы", "Архангельская гидрографическая служба", ОАО "Второй архангельский объединенный авиаотряд", нефтяные и газовые компании, ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Архангельский морской торговый порт". И, конечно, именно администрации Архангельской области непосред-ственно придется заниматься кадровыми вопросами Северного морского пути. Все моряки, механики, все специалисты - на местах. Поэтому какой смысл расширять администрацию СМП в Москве, если гораздо эффективнее организовать ее работу на местах.

P.S. В Москве сейчас создана рабочая группа для выработки предложений по созданию администрации СМП. Чиновники, входящие в ее состав, - представители Минтранса, Федерального агентства морского и речного флота и бизнесмены, представители основных работающих в Арктике компаний и основных перевозчиков - все заявляют, что "дело сдвинулось с мертвой точки". А так это или нет, покажет время.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя