|
Бизнес-класс. Архангельск
22 августа 2005 (31)
Марина ВАВИЛИНА
Дорога через Арктику обретет второе дыхание?
Северный морской путь с давних времен являлся транспортной магистралью для
поморов. Систематическое же освоение Арктики, положенное на научную основу,
начиналось при Петре Великом и Михаиле Ломоносове. При советской власти, в 1932
году, было принято постановление об организации Главного управления Северного
морского пути и поставлена задача: "проложить окончательно морской путь от
Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном
состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути". В те годы Северным
путем занималась команда высококлассных специалистов во главе с Отто Шмидтом.
Архангельская область имеет самое непосредственное отношение к Арктике: Земля
Франца-Иосифа, новоземельские территории входят в состав Северного морского
пути. Что представляет из себя великий путь сейчас и каковы его перспективы - с
этими вопросами мы обратились к заместителю директора департамента транспорта
администрации Архангельской области Александру БАКИНУ.
- Александр Михайлович, в июне в Совете Федерации состоялся "круглый стол", где
обсуждались вопросы возрождения Северного морского пути. Наконец-то федеральная
власть обеспокоилась нынешним состоянием российской Арктики?
- Трасса Северного морского пути проложена через шесть морей: от Новой Земли до
Берингова пролива
- и покрывает более трех с половиной тысяч миль морского пространства. Не так
давно навигацию на ней обеспечивали десятки ледоколов, метеостанции и
гидрографические суда, маяки и ледовая авиаразведка, сотни специалистов и
ученых. Это была уникальная дорога, какой не располагала ни одна страна в мире,
по ней перевозилось до семи миллионов тонн грузов. Но с началом перестройки
движение здесь замерло. Добыча руд цветных металлов, которая держала на себе всю
экономику Севера, была признана экономически невыгодной - слишком дорогими стали
перевозки при минимальном объеме добычи. В результате из оставшихся семи
ледоколов пять уже исчерпали свой ресурс. До 90% береговых объектов,
обеспечивающих проводку судов, находятся в аварийном состоянии. Увы, это
реальное состояние Северного морского пути. Как же не бить тревогу на самом
высоком государственном уровне?
- Но ведь у Северного морского пути своя управленческая команда, она-то где?
- Сейчас она входит в состав центрального аппарата агентства морского и речного
транспорта и не является сама по себе юридическим лицом - у штаба в шесть
человек нет никаких прав и полномочий. А между тем только администрация имеет
право контролировать Севморпуть: налагать штрафы, следить за каботажем, давать
разрешение судам на плавание по СМП. Следовательно, в настоящее время северные
моря часто являются зоной бесконтрольного пользования. Различные суда и
плавсредства, выходящие на тра-ссу Севморпути без получения соответствующего
разрешения от администрации СМП, будут подвергать риску экологической катастрофы
Арктику, риску гибели - экипажи судов. Кроме того, нелегальный выход судов в
Арктику приносит еще и немалые экономические убытки. Такие суда не платят
ледокольный сбор и нарушают законы о конкуренции - ведь их фрахтовые ставки на
перевозку грузов меньше, чем у законопослушных судовладельцев, платящих
ледокольные сборы (таких, как ОАО "Северное морское пароходство", ОАО
"Архангельский морской торговый порт").
К тому же в Арктику приходит бизнес, и за ним тоже необходим контроль, чтобы
грамотно использовать государственное имущество, в частности ледоколы, и
сохранить хрупкую природу Арктики. Поэтому администрацию Северного морского пути
необходимо возродить как юридическое лицо.
- А если все останется по-прежнему?
- По мнению российских экспертов, если немедленно не начнется модернизация
арктической транспортной системы, то по Северному морскому пути караваны поведут
японцы, американцы и норвежцы. Большой интерес к этой трассе у Китая, ведь путь
из Роттердама до Иокагамы, Шанхая, Ванкувера по СМП на 25-30% короче, чем южные
маршруты. Окупаемость российского ледокольного флота возможна только при том
условии, если грузооборот на трассах Севморпути составит не менее 4-5 млн тонн
грузов в год. А в 2004 году этим путем перевезено лишь 1,7 млн тонн грузов.
Полное расконсервирование Севморпути обойдется России в кругленькую сумму - $7
млрд. А выделяемых сейчас средств хватает лишь на достройку атомохода "50 лет
Победы".
- Что реально делается для восстановления управления главной арктической
магистрали России?
- В западном секторе Арктики начался подъем, связанный с освоением прибрежных и
шельфовых нефтегазовых месторождений. В Ненецком округе организована морская
перевозка нефти с Варандейского месторождения, на очереди - Приразломное и
уникальное Штокмановское месторождения. Если в 2004 году из Арктики было
вывезено 4 млн тонн нефтепродуктов, то до 2015 года эту цифру следует увеличить
до 40 млн тонн, а к 2020-му - до 80 млн тонн. Нефтяные и газовые компании
"Лукойл", "Роснефть", "Газ-пром" начинают строитель-ство танкеров ледового
класса и судов-снабженцев, которые предназначены для обеспечения работы как
нефтяных, так и газовых морских добывающих платформ и отгрузочных терминалов.
Северный морской путь, в сущности, - это самоокупаемая транспортная магистраль,
которая будет иметь как национальное, так и международное значение.
В Национальной морской доктрине определено, что Севморпуть должен
консолидировать усилия и ресурсы как федерального центра, так и субъектов РФ.
- Вы подошли к вопросу, который интересен непосредственно архангелогородцам и
жителям области: а какую роль администрация Архангельской области может сыграть
в судьбе Северного морского пути?
- С Министерством транспорта достигнута договоренность о создании в Архангельске
представительства администрации Северного морского пути. Вот и кабинет напротив
моего - на нем висит табличка с надписью "Мин-транс России. Представительство
Администрации СМП в г. Архангельске". Сегодня он пустует и ожидает своего часа.
Но сейчас, когда снова поднят вопрос о восстановлении администрации Севморпути в
ее прежних полномочиях, мы очень надеемся, что такое представительство или
филиал снова будет работать в Архангельске. И это логично, потому что Северный
морской путь начинается на территории Архангельской области. В Архангельске
немало предприятий, заинтересованных в успешном поддержании Севморпути:
"Норильский никель", "Северное управление Гидрометеослужбы", "Архангельская
гидрографическая служба", ОАО "Второй архангельский объединенный авиаотряд",
нефтяные и газовые компании, ОАО "Северное морское пароходство", ОАО
"Архангельский морской торговый порт". И, конечно, именно администрации
Архангельской области непосред-ственно придется заниматься кадровыми вопросами
Северного морского пути. Все моряки, механики, все специалисты - на местах.
Поэтому какой смысл расширять администрацию СМП в Москве, если гораздо
эффективнее организовать ее работу на местах.
P.S. В Москве сейчас создана рабочая группа для выработки предложений по
созданию администрации СМП. Чиновники, входящие в ее состав, - представители
Минтранса, Федерального агентства морского и речного флота и бизнесмены,
представители основных работающих в Арктике компаний и основных перевозчиков -
все заявляют, что "дело сдвинулось с мертвой точки". А так это или нет, покажет
время.
| |