|
Бизнес-класс. Архангельск
19 сентября 2005 (35)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Молодёжи надо преодолеть отчуждение от власти
За последние девять лет размышления о том, что представляет собой
государственная поддер-жка бизнеса, приводили к выводам полярным - можно
сказать, взаимоисключающим. В 1996 году, когда Фонд поддержки малого
предприниматель-ства "Форпост МП" начинал свою работу в Архангельске, с потоком
информации, поступающей из международных источников, было связано немало надежд
и планов. Прежде всего, продолжить и привязать к жизни недавно полученное
образование, чтобы осмысленно заниматься своим делом. Предкризисные времена были
временами растерянности. Новые модели управления не укоренялись в отечественной
почве, и, чтобы частная инициатива приносила плоды, был объективно необходим
существенный сдвиг - как в общественном, так и в индивидуальном сознании.
Меняется экономика и политический климат в стране, меняются запросы
предпринимателей и принципы менеджмента, однако российский бизнес, которому нет
ещё и пятнадцати лет, уже переживает "кризис среднего возраста". Не так давно из
уст директора департамента экономического развития Архангельской области Евгения
МИХАЙЛОВСКОГО прозвучал тревожный сигнал: большинство людей, занятых в
негосударственном секторе, уже преодолело сорокалетний рубеж. Почему молодёжь не
стремится преуспеть на этой ниве? Что сдерживает выпускников наших вузов и
колледжей - страх перед неизвестностью, "ошибки и поздний ум" отцов или просто
недостаток знаний? Два этих вопроса в числе других я задала исполнительному
директору Архангельского делового центра Инне КОРЕЛЬСКОЙ. "Школа молодого
предпринимателя" - первый проект, с которого начинала свою работу Инна
Александровна, получив второе высшее, юридическое, образование.
- Фонд "Форпост МП" был выделен из структуры областной администрации.
Информационно-консультационные программы и издательские проекты, которые
развивались в его стенах, в основном финансировал Tacis. На какой основе
осуществляет свою деятельность Архангельский деловой центр?
- Мы работаем в рамках городской программы поддержки и развития
предпринимательства на 2005-2008 годы и позиционируем свою организацию как
информационно-консультационный центр, в первую очередь - для формирования и
поддержания предпринимательского имиджа. Занимаем помещение, которое находится в
муниципальной собственности, получаем финансирование из городского бюджета.
Центр пытались реорганизовать в учреждение дополнительного образования, но это
сужает перспективу его развития. Ведётся проектная работа. В этом году были
поданы две заявки. Особенно интересен проект по нидерландской программе Matra
Cup "Защита предпринимателей от покупательского экстремизма", ориентированный на
тех, кто занимается торговлей.
- Значит, вы используете смешанную схему финансирования?
- Да. Есть деньги из городского бюджета, есть привлечённые средства, за счёт
которых мы помогаем устанавливать контакты, необходимые для развития того или
иного направления бизнеса.
- На какой организационно-правовой форме вы остановились?
- Архангельский деловой центр - это некоммерческое партнёрство. На мой взгляд,
это перспективная модель хозяйствования с точки зрения разумного использования
инфраструктуры организации и всех её ресурсов.
В октябре прошлого года, когда я возглавила центр, его финансовое состояние
трудно было назвать устойчивым. Изучив отчётность, пришла к выводу, что прежнее
руководство не использовало "упрощёнку", которая де-юре приемлема для
некоммерческих партнёрств. Лишние затраты можно было направить на повышение
скудного жалования персонала и организацию новых мероприятий. Сначала налоговая
инспекция отказала нам в изменении системы налогообложения, но вскоре суд
удовлетворил заявку центра.
В результате, к примеру, офис-менеджер, получавшая чистыми 1900 рублей в месяц,
теперь зарабатывает 4500-5000 рублей. Разница есть, и разница существенная! За
счёт рационального распределения средств мне удалось повысить мотивацию
персонала. Сегодня в деловом центре постоянно работает пять человек, четырёх
консультантов мы привлекаем к сотрудничеству на договорной основе.
- Какими информационными ресурсами располагает сегодня центр и на какого рода
консалтинговые услуги может рассчитывать начинающий предприниматель?
- У нас работает юридическая фирма "ПРАВИС" - эта аббревиатура расшифровывается
как "правовое и информационное содействие". Фирма создавалась специально для
работы с субъектами малого бизнеса, поэтому специализируется на арбитражном
праве, гражданско-правовых отношениях в предпринимательской деятельности,
налоговом праве, порядке открытия, закрытия и реорганизации предприятий. В
помещении делового центра действует малое предприятие "Аренда недвижимости",
предоставляющее риэлтерские услуги для частного сектора. Далее. Кредитный
потребительский кооператив "Содействие" - он даёт небольшие ссуды, от одной до
тридцати тысяч рублей. В маркетинговом центре "НИКОМ" можно заказать
исследование рынка, необходимое на старте. Помимо того, "НИКОМ" осуществляет
социальную программу, занимаясь трудоустройством активных пенсионеров
пятидесяти-шестидесяти лет, которые ещё полны сил и охотно выступают в качестве
интервьюеров.
Сам механизм деятельности центра, с точки зрения руководителя и хозяйственника,
очень удачен. Причём он создан не мной, а предшественником - Николаем ГОДИЕВЫМ.
Моя задача - сохранить и усовершенствовать уже существующую схему. Компании, о
которых я говорила, автономны. Они зарабатывают или, если говорить о
потребительском кооперативе, самостоятельно привлекают средства. Они же являются
арендаторами, пополняющими бюджет Архангельского делового центра, и одновременно
- надёжными партнёрами.
Первичные консультации по выбору профиля деятельности и системе регистрации
частного предприятия можно получить непосредственно у меня или у одного из
штатных сотрудников центра. Другая категория - действующие предприниматели, у
которых возникают целевые вопросы. Их мы направляем в одну из партнёрских
компаний, которые предоставляют специализированные платные услуги.
- К вам приходят выпускники вузов - достаточно грамотные и продвинутые молодые
люди. Каких навыков им не хватает для того, чтобы осуществлять свои замыслы?
- Прежде всего, они не владеют искусством самопрезентации. В деловом центре они
могут бесплатно пройти курс тренингов под руководством опытного психолога Ольги
РОГАЧ, чтобы, преодолевая внешние и внутренние барьеры, грамотно и
последовательно излагать суть своего проекта.
Психологическая поддер-жка, список конкретных адресов, необходимых для
организации собственного дела, консультации по бизнес-планированию - всё это
бесплатные услуги, которые ложатся в основу алгоритма создания предприятия. А
затем молодой предприниматель выберет необходимые ему циклы семинаров и
тренингов, которые будут поддер-живать имидж компании, работать на её внешние и
внутренние связи.
- На научно-практической конференции "Общественные организации - одна из
составляющих структуры поддержки малого предпринимательства", которая проходила
14-15 сентября, у меня сложилось впечатление, что в этой сфере происходит смена
поколений. Последний вопрос - как вы определите роль делового центра?
- Деловой центр - одна из трёх структур, которым в настоящее время делегированы
полномочия поддержки малого бизнеса. Когда к нам приходят консультироваться по
налогообложению, мы охотно рекомендуем обратиться в учебно-деловой центр
"Предприниматель" к Михаилу ТЕСТОВУ, как самому опытному консультанту по данной
тематике. Агентство "БИНАР" справилось с перерегистрацией предпринимателей, где
требовались не столько информационно-консультационные услуги, сколько лавина
технической работы. Предпринимательская аудитория неоднородна по возрасту,
образованию и роду деятельности компаний. Мы выделили конкретную целевую группу
- молодёжь, для которой деловой центр должен стать "мостиком" между бизнесом и
властью. Я намерена привлекать к участию молодых профессионалов ко всем
мероприятиям городского и областного уровня.
| |