Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
5 сентября 2005 (33)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ

Наши действия защищают бизнес от монополистов

Действия федеральной антимонопольной службы напрямую касаются предприятий малого и среднего бизнеса, несмотря на то, что новый закон "О защите конкуренции", обсуждаемый сейчас в Госдуме, вроде бы ослабляет влияние государства на малое предпринимательство. Об изменениях в законодательстве, перспективах работы территориального управления ФАС и его роли в решении экономических проблем рассказала руководитель управления Валентина ЛОСЕВА.

- После принятия закона "О защите конкуренции" малые и средние предприятия фактически выйдут из поля зрения ФАС. Означает ли это, что у антимонопольного управления будет гораздо больше сил и времени, чтобы сосредоточиться на монополиях и крупных сделках?

- Не только с принятием нового закона "О защите конкуренции", но и уже сейчас, после внесения 7 марта 2005 года поправок к существующему закону, малые и средние предприятия вышли из-под контроля антимонопольных органов при совершении сделок с имуществом, акциями, долями:

Сейчас под контроль попадают сделки с участием компаний, активы которых превышают 200 миллионов рублей, либо организаций, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. В связи с этим количество ходатайств, связанных с приобретением акций и имущества, в 2005 году сократилось. При этом количество рассмотренных уведомлений об избрании советов директоров предприятий, о создании новых хозяйствующих субъектов осталось на прежнем уровне.

С принятием нового закона должно значительно сократиться количество сделок, для совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве. Ранее компании, чья капитализация в процессе слияния превышала 20 миллионов рублей, обращались за разрешением в ФАС. Сейчас это значение уже увеличилось в 150 раз - до 3 миллиардов рублей. Кроме того, предлагается повысить и второй порог - приобретаемых активов. С одной стороны, это означает, что из-под нашей опеки будет выведен малый и средний бизнес, давление на него со стороны государства уменьшится. С другой стороны, и наш объем работы в данном направлении сосредоточится на крупных сделках, действительно оказывающих серьезное влияние на экономику страны.

В настоящее время мы работаем по двум конкурентным законам: "О конкуренции на товарных рынках" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Новый законопроект "О защите конкуренции" объединяет эти два направления. Это важное структурное изменение. Сейчас готовится второе чтение законопроекта. Он дорабатывается в ФАС России. Надо отметить, что новым законом вводится понятие предоставления государственной и муниципальной помощи. Это принципиально новый момент. И там будут оговорены разрешения антимонопольного органа на получение госпомощи. Вводятся новые понятия. Кроме того, возможны изменения в статью 5, касающиеся доминирующих хозяйствующих субъектов.

Говорить о том, что "малые и средние предприятия выйдут из поля зрения ФАС" вряд ли правильно, ведь именно наши действия в рамках закона "О конкуренции" защищают малый и средний бизнес от монополистов. Это главная наша функция.

В дальнейшем мы будем размещать на сайте (www.arhmonopol.nm.ru) все решения нашего управления, а также все те изменения в законодательстве, которые могут быть интересны неопределенному кругу лиц.

- Валентина Дмитриевна, вы недавно были в Швеции на стажировке. Какие положительные стороны организации антимонопольного контроля в этой стране вы бы подчеркнули?

- Стажировка была организована в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между ФАС России и Шведским конкурентным ведомством.

Основные положения шведского конкурентного законодательства также направлены на препятствие злоупотреблениям доминирующим положением, заключению соглашений, ограничивающих конкуренцию и контроль за экономической концентрацией.

Предварительному согласованию с конкурентным ведомством Швеции подлежат сделки, направленные на приобретение контрольного пакета акций либо получение контроля над иной компанией. При этом если одна компания приобретает другую с целью последующей перепродажи или материнская компания приобретает дочернюю, такие действия не считаются экономической концентрацией.

Если сделка приводит к возникновению или усилению доминирующего положения приобретателя на всей территории Швеции либо на большей ее части, конкурентное ведомство передает материалы дела в суд, который и принимает решение о запрете сделки.

Существенным отличием от российской системы контроля за экономической концентрацией является то, что ходатайство подается после подписания договора сделки. Однако документ содержит обязательное условие о вступлении в силу только после одобрения конкурентным ведомством.

- Если рассматривать тематику проводимых ФАС расследований, какие статьи закона "О конкуренции" нарушаются чаще всего?

- Это статья 5 "Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке", статья 7, регламентирующая действия органов власти в отношении необоснованного предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Среди отраслей по количеству выявленных нарушений лидируют естественные монополии - энергетика и связь.

- Какие административные проблемы мешают предпринимателям сегодня? И тут, прежде всего, надо сказать о нарушениях, связанных с проведением конкурсов:

- Чтобы устранить административные проблемы, конечно, следует соблюдать правила проведения конкурсов и тендеров. Даже отстаивание интересов должно осуществляться в рамках закона. Для иллюстрации - в конце августа мы выдали предписание противотуберкулезному диспансеру. При проведении конкурса на поставку молочной продукции было установлено особое требование - "остаточный срок годности на момент поставки должен составлять не менее 90% от общего".

Комиссия антимонопольного органа посчитала, что при этом условии поставщиками молочной продукции могут быть только ОАО "Молоко" и компании, реализующие его продукцию, а поставщики из других регионов лишаются права состязательности. Таким образом, антимонопольное законодательство нарушается. Мы не вправе отслеживать правильность проведения самого конкурса, это не входит в наши полномочия, но если заказчик хочет создать преференции какой-либо компании, а для этого могут быть и вполне объективные причины, то это надо делать при полном соблюдении закона. Конкурс на то и конкурс, чтобы выбрать лучшего:.

Аналогичная ситуация была рассмотрена в 2004 году в отношении областной клинической психиатрической больницы.

- Но возможность внеконкурсного размещения заказа оговорена законодательно:

- Внеконкурсное размещение государственного и муниципального заказа с точки зрения антимонопольного законодательства рассматривается как предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам. В соответствии с законом "О конкуренции" проекты решений органов власти по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ подлежат согласованию с антимонопольным органом.

При срочной потребности в продукции или услугах, в связи с чем проведение конкурса нецелесообразно, надо документально обосновать причину срочной необходимости и выбор организации с указанием ее наименования. При этом представленные материалы должны подтверждать, что обстоятель-ства, обусловившие срочную необходимость в продукции, невозможно было предусмотреть заранее и они не стали результатом медлительности заказчика.

Год назад мы согласовали внеконкурсное размещение заказа на ремонт детской больницы г. Новодвинска. Но в феврале этого года по представлению прокуратуры была проведена проверка. Оказалось, что мэрия Новодвинска заключила контракт с ЗАО "Новодвинскстроймонтаж" на выполнение работ по капремонту всего здания детской поликлиники. Ориентировочная стоимость работ по заключенному договору - около 30 миллионов рублей. Срок выполнения работ определен - сентябрь 2005 года.

Налицо необоснованное предоставление льготы отдельному хозяйствующему субъекту, ставящему его в преимущественное положение по отношению к другим. Однако 15 августа Арбитражный суд Архангельской области удовлетворил иск администрации Новодвинска о признании недействительным решение антимонопольного управления. Мы намерены оспорить решения суда в апелляционной инстанции. У нас есть примеры, когда в Архангельске наши решения не признавались, а в судебных органах высшей инстанции мы находили поддержку.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя