Бизнес-класс. Архангельск
5 сентября 2005 (33)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ
Наши действия защищают бизнес от монополистов
Действия федеральной антимонопольной службы напрямую касаются предприятий малого
и среднего бизнеса, несмотря на то, что новый закон "О защите конкуренции",
обсуждаемый сейчас в Госдуме, вроде бы ослабляет влияние государства на малое
предпринимательство. Об изменениях в законодательстве, перспективах работы
территориального управления ФАС и его роли в решении экономических проблем
рассказала руководитель управления Валентина ЛОСЕВА.
- После принятия закона "О защите конкуренции" малые и средние предприятия
фактически выйдут из поля зрения ФАС. Означает ли это, что у антимонопольного
управления будет гораздо больше сил и времени, чтобы сосредоточиться на
монополиях и крупных сделках?
- Не только с принятием нового закона "О защите конкуренции", но и уже сейчас,
после внесения 7 марта 2005 года поправок к существующему закону, малые и
средние предприятия вышли из-под контроля антимонопольных органов при совершении
сделок с имуществом, акциями, долями:
Сейчас под контроль попадают сделки с участием компаний, активы которых
превышают 200 миллионов рублей, либо организаций, включенных в реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. В
связи с этим количество ходатайств, связанных с приобретением акций и имущества,
в 2005 году сократилось. При этом количество рассмотренных уведомлений об
избрании советов директоров предприятий, о создании новых хозяйствующих
субъектов осталось на прежнем уровне.
С принятием нового закона должно значительно сократиться количество сделок, для
совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве.
Ранее компании, чья капитализация в процессе слияния превышала 20 миллионов
рублей, обращались за разрешением в ФАС. Сейчас это значение уже увеличилось в
150 раз - до 3 миллиардов рублей. Кроме того, предлагается повысить и второй
порог - приобретаемых активов. С одной стороны, это означает, что из-под нашей
опеки будет выведен малый и средний бизнес, давление на него со стороны
государства уменьшится. С другой стороны, и наш объем работы в данном
направлении сосредоточится на крупных сделках, действительно оказывающих
серьезное влияние на экономику страны.
В настоящее время мы работаем по двум конкурентным законам: "О конкуренции на
товарных рынках" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Новый
законопроект "О защите конкуренции" объединяет эти два направления. Это важное
структурное изменение. Сейчас готовится второе чтение законопроекта. Он
дорабатывается в ФАС России. Надо отметить, что новым законом вводится понятие
предоставления государственной и муниципальной помощи. Это принципиально новый
момент. И там будут оговорены разрешения антимонопольного органа на получение
госпомощи. Вводятся новые понятия. Кроме того, возможны изменения в статью 5,
касающиеся доминирующих хозяйствующих субъектов.
Говорить о том, что "малые и средние предприятия выйдут из поля зрения ФАС" вряд
ли правильно, ведь именно наши действия в рамках закона "О конкуренции" защищают
малый и средний бизнес от монополистов. Это главная наша функция.
В дальнейшем мы будем размещать на сайте (www.arhmonopol.nm.ru) все решения
нашего управления, а также все те изменения в законодательстве, которые могут
быть интересны неопределенному кругу лиц.
- Валентина Дмитриевна, вы недавно были в Швеции на стажировке. Какие
положительные стороны организации антимонопольного контроля в этой стране вы бы
подчеркнули?
- Стажировка была организована в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве
между ФАС России и Шведским конкурентным ведомством.
Основные положения шведского конкурентного законодательства также направлены на
препятствие злоупотреблениям доминирующим положением, заключению соглашений,
ограничивающих конкуренцию и контроль за экономической концентрацией.
Предварительному согласованию с конкурентным ведомством Швеции подлежат сделки,
направленные на приобретение контрольного пакета акций либо получение контроля
над иной компанией. При этом если одна компания приобретает другую с целью
последующей перепродажи или материнская компания приобретает дочернюю, такие
действия не считаются экономической концентрацией.
Если сделка приводит к возникновению или усилению доминирующего положения
приобретателя на всей территории Швеции либо на большей ее части, конкурентное
ведомство передает материалы дела в суд, который и принимает решение о запрете
сделки.
Существенным отличием от российской системы контроля за экономической
концентрацией является то, что ходатайство подается после подписания договора
сделки. Однако документ содержит обязательное условие о вступлении в силу только
после одобрения конкурентным ведомством.
- Если рассматривать тематику проводимых ФАС расследований, какие статьи закона
"О конкуренции" нарушаются чаще всего?
- Это статья 5 "Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
на рынке", статья 7, регламентирующая действия органов власти в отношении
необоснованного предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Среди
отраслей по количеству выявленных нарушений лидируют естественные монополии -
энергетика и связь.
- Какие административные проблемы мешают предпринимателям сегодня? И тут, прежде
всего, надо сказать о нарушениях, связанных с проведением конкурсов:
- Чтобы устранить административные проблемы, конечно, следует соблюдать правила
проведения конкурсов и тендеров. Даже отстаивание интересов должно
осуществляться в рамках закона. Для иллюстрации - в конце августа мы выдали
предписание противотуберкулезному диспансеру. При проведении конкурса на
поставку молочной продукции было установлено особое требование - "остаточный
срок годности на момент поставки должен составлять не менее 90% от общего".
Комиссия антимонопольного органа посчитала, что при этом условии поставщиками
молочной продукции могут быть только ОАО "Молоко" и компании, реализующие его
продукцию, а поставщики из других регионов лишаются права состязательности.
Таким образом, антимонопольное законодательство нарушается. Мы не вправе
отслеживать правильность проведения самого конкурса, это не входит в наши
полномочия, но если заказчик хочет создать преференции какой-либо компании, а
для этого могут быть и вполне объективные причины, то это надо делать при полном
соблюдении закона. Конкурс на то и конкурс, чтобы выбрать лучшего:.
Аналогичная ситуация была рассмотрена в 2004 году в отношении областной
клинической психиатрической больницы.
- Но возможность внеконкурсного размещения заказа оговорена законодательно:
- Внеконкурсное размещение государственного и муниципального заказа с точки
зрения антимонопольного законодательства рассматривается как предоставление
льгот отдельным хозяйствующим субъектам. В соответствии с законом "О
конкуренции" проекты решений органов власти по вопросам о предоставлении льгот и
преимуществ подлежат согласованию с антимонопольным органом.
При срочной потребности в продукции или услугах, в связи с чем проведение
конкурса нецелесообразно, надо документально обосновать причину срочной
необходимости и выбор организации с указанием ее наименования. При этом
представленные материалы должны подтверждать, что обстоятель-ства, обусловившие
срочную необходимость в продукции, невозможно было предусмотреть заранее и они
не стали результатом медлительности заказчика.
Год назад мы согласовали внеконкурсное размещение заказа на ремонт детской
больницы г. Новодвинска. Но в феврале этого года по представлению прокуратуры
была проведена проверка. Оказалось, что мэрия Новодвинска заключила контракт с
ЗАО "Новодвинскстроймонтаж" на выполнение работ по капремонту всего здания
детской поликлиники. Ориентировочная стоимость работ по заключенному договору -
около 30 миллионов рублей. Срок выполнения работ определен - сентябрь 2005 года.
Налицо необоснованное предоставление льготы отдельному хозяйствующему субъекту,
ставящему его в преимущественное положение по отношению к другим. Однако 15
августа Арбитражный суд Архангельской области удовлетворил иск администрации
Новодвинска о признании недействительным решение антимонопольного управления. Мы
намерены оспорить решения суда в апелляционной инстанции. У нас есть примеры,
когда в Архангельске наши решения не признавались, а в судебных органах высшей
инстанции мы находили поддержку.
|