Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
5 сентября 2005 (33)
Анастасия ШОЛОМИЦКАЯ, журналист

Свобода слова получит финансирование?

С 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Документ начнёт действовать и в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления. Среди отменённых 131-м законом полномочий - право муниципалитетов выступать учредителем газет и других СМИ, а также финансировать расходы на производство печатных и электронных материалов из муниципального бюджета.

Перейти на хозрасчет большинству районных СМИ просто не под силу. Но надо хотя бы поднять процент окупаемости. Сейчас в среднем по области он составляет 40%. То есть районные газеты самостоятельно зарабатывают лишь 4 рубля из каждых десяти, необходимых на их издание. А нужно, чтобы окупаемость была на уровне хотя бы 70%.

Ждут указаний

По словам начальника Управления печати и средств массовой информации департамента общественных связей администрации Архангельской области Людмилы Снежко, в Архангельской области еще рано говорить на тему перерегистрации муниципальных газет.

В управлении ждут указаний "сверху", а в Москве уже идет разработка документов, касающихся нового статуса муниципальных газет. Кстати, таких газет в Архангельской области 21, а в 2005 году на их содержание в областном бюджете запланировано потратить немногим более 12 млн рублей. Исследования, проведённые в различных федеральных округах России, показали занятный парадокс: чем больше субъект получает дотаций из центра, тем больше он тратит на СМИ.

На данный момент все районки в Архангельской области зарегистрированы как государственные учреждения (ГУ), у которых два учредителя - управление печати и муниципальное образование. Но кроме ГУ, занимающихся изданием газеты, зарегистрированы еще и сами СМИ. В их регистрации участвуют три субъекта - управление печати, муниципальное образование и редакция газеты.

Без финансовой поддер-жки со стороны районных и областных властей районные газеты все равно не останутся. Но сам механизм финансирования СМИ должен претерпеть существенные изменения. Деньги "просто так" районные газеты получать уже не должны, ни из областного, ни из муниципальных бюджетов.

Теперь есть два варианта взаимодействия власти с районными и городскими СМИ. Первый - заключение договоров на информационное обслуживание, то есть на освещение деятельности органов власти.

Второй механизм - это получение районными СМИ областных грантов на освещение социально значимой для граждан информации. В этом случае "привязки" к деятельности органов власти не требуется. Главными темами сюжетов и публикаций могут быть, к примеру, проблемы здравоохранения, наркомании, криминала, социального обеспечения населения и любые другие вопросы, представляющие общественный интерес. Размер денежной суммы, выделяемой районной газете из областного бюджета, должен зависеть теперь от многих факторов. От тиража газеты, степени доверия к ней читателей, качества журналистских материалов и т.д. И это, безусловно, хорошо, так как является дополнительным стимулом для самих редакций к их дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

Ведь в прежние годы наблюдалась парадоксальная картина. Чем хуже работала редакция районки и чем выше были ее убытки, тем весомее оказывался размер получаемой дотации. Теперь этого не будет.

АНО поможет гласности?

На подобную же схему взаимодействия с районными СМИ должны перейти и муниципальные власти. Фактически это должно произойти с 1 января 2006 года, когда муниципалитеты окончательно потеряют право входить в состав учредителей общественно-политических СМИ. Все отношения должны строиться на договорной основе.

В Вологодской области, например, всем районкам предложено, не дожидаясь 31 декабря, выйти из муниципальной "юрисдикции" и стать автономными некоммерческими организациями (АНО). Именно эта юридическая форма в наилучшей степени будет способствовать переходу газет на новые формы хозяйствования. Но одной лишь регистрацией в виде АНО, понятно, этот переход не закончится. Редакциям придется быть экономнее в расходах, снижать издержки, привлекать новых читателей. Кстати, региональная власть Вологодской области намерена предоставить возможность участвовать в областных тендерах на право получения информационных грантов и альтернативным, частным СМИ. И победить в этих тендерах, по задумке региональной власти, должны только самые интересные и читаемые газеты. Ведь областные власти напрямую заинтересованы в том, чтобы публикуемая информация доходила до самого широкого круга читателей. Другое дело, что распределение государственных и региональных бюджетных средств через различные конкурсы оговаривается рядом жестких условий. В том числе и доступом к информации о реальном положении дел в бухгалтерии каждого из конкурсантов. Коммерческие же издания, в силу ряда причин, открывать свои финансовые "карты" пока не спешат.

Есть только МИК:

Итак, по закону тратить бюджетные деньги на СМИ запрещено. Однако "заказывать музыку", то есть учреждать и финансировать СМИ, могут связанные с исполнительной властью частные структуры. Такой пример есть и в Архангельской области, когда заказ администрации области на изготовление передачи, посвященной деятельности губернатора Николая Киселева, получила Морская информационная компания (МИК). За изготовление тележурнала под "кодовым" названием "Куда ходил губернатор?" МИК получает в месяц 200 тысяч бюджетных рублей. А столь выгодный заказ абсолютно частная структура получила, как мы предполагаем, потому, что хозяином ее является не кто иной, как бывший руководитель областного департамента по связям с общественностью и СМИ.

Очевидно, что отношения органов государственной власти и местного самоуправления с редакциями общественно-политических газет должны перейти из разряда "финансово-спонсорских" к договорным. К тому же за местными органами власти по- прежнему сохраняется право быть учредителями официальных газет и информационных бюллетеней. Причем такие бюллетени даже не придется регистрировать. Но в этих изданиях можно будет публиковать лишь официальные постановления властей, нормативно-правовые акты, законы и толкования к ним.

Вопрос пора обсуждать!

Депутат городского Совета, председатель депутатской комиссии по связям со СМИ Валентина Сырова, считает, что говорить о новом статусе районных газет пока рано. Валентина Васильевна сообщила нам, что этот разговор будет более уместен накануне рассмотрения бюджета Архангельска. Однако ведь 1 января 2006 года наступит всего через четыре месяца. А, например, газета "Архангельск", которая по старинке считается городской, имеет в учредителях и мэрию областного центра, и администрацию области (в лице управления печати). Неужели перерегистрация не потребует никаких дополнительных усилий, особенно если учесть, что газет, желающих получить новые свидетельства, будет немало?

Виртуозно, на наш взгляд, вышли из ситуации законодатели Калининградской области, приняв 23 июня 2005 года на региональном уровне закон об экономической поддержке муниципальных газет. В документе, прежде всего, прописано, что такое "муниципальная газета". А это, с точки зрения калининградских депутатов, газета, издаваемая и распространяемая на территории одного муниципального образования, за исключением газет, издающихся в административном центре Калининградской области - городе Калининграде.

Далее закон определяет, что такое областной реестр муниципальных газет. А это - перечень муниципальных газет, издаваемых в Калининградской области, формируемый администрацией Калининградской области и утверждаемый Калининградской областной думой. Именно перечисленные в областном реестре газеты и будут получать финансовую поддер-жку из областного бюджета. Причем самое интересное, что, как гласит пункт 3 статьи 3 областного закона, "правом внесения в комиссии по муниципальным газетам заявок на включение муниципальной газеты в реестр обладают редакции муниципальных газет, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, региональные организации Союза журналистов России и другие объединения журналистов".

И еще одна интересная запись имеется в калинин-градском областном законе "Об экономической поддер-жке муниципальных газет". В документе записано, что "вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в профессиональную деятельность муниципальных газет при распределении средств, выделенных из областного бюджета, не допускается".

Возможно, кому-то может показаться, что при этом нарушается действовавший до сих пор принцип взаимоотношений власти и СМИ - "кто платит, тот и музыку заказывает".

Однако, если разобраться, платит из бюджета журналистам не власть, а налогоплательщики, население. И именно в интересах населения и должна осуществляться информационная политика СМИ.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя