Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
8 октября 2007 (37)
Татьяна Потапова

Поморье грезит атомом...

По планам атомщиков, уже в 2011 году будет запущена в эксплуатацию первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция, строительство которой ведется с апреля нынешнего года на заводе "Севмаш" в Северодвинске. Мощность станции составит 70 мегаватт с зоной энергопотребления от 100 до 300 км. Этого хватит, чтобы обеспечить светом и теплом город с населением примерно 200 тысяч человек или большое предприятие. Предполагается, что экспериментальная станция положит начало целому флоту судов с реакторами на борту. По словам архангельских чиновников, строительство ПАЭС открывает большие перспективы для развития региона. Экологи, напротив, в один голос заявляют: Поморье стало площадкой для "опасного эксперимента"...

Напомним, проект по строительству ПАЭС в Северодвинске стартовал в июле 2006 года, когда глава администрации Архангельской области Николай Киселёв и руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко подписали протокол "О сотрудничестве в области строительства атомной теплоэлектростанции малой мощности на базе плавучего энергоблока". После завершения строительства и начала опытной эксплуатации первой плавучей атомной теплоэлектростанции (через четыре-пять лет) аналогичные станции, как ожидается, будут востребованы за рубежом. Как отмечают в Росэнергоатоме, новым проектом уже сегодня заинтересовались более 20 стран Африки, Азии и Ближнего Востока.

Отходы вернутся в Северодвинск

Интерес к ПАЭС зарубежных заказчиков во многом связан с возрастающей проблемой дефицита пресной воды в ряде регионов мира. По прогнозам МАГАТЭ, объем рынка опреснительного оборудования к 2015 году достигнет $12 млрд в год, для сравнения: в 1995 он оценивался в $3 млрд. Основной сложностью сегодня является чрезвычайная энергоемкость процесса опреснения морской воды. Атомная энергия, по мнению специалистов, позволит минимизировать затраты по сравнению со всеми остальными видами топлива.

Плавучие атомные теплоэлектростанции предполагается строить на верфях Северодвинска, а затем буксировать к месту работы. Через двенадцать лет плавучую АЭС доставят обратно на предприятие для замены ядерного топлива, а на ее место встанет новая "ядерная баржа". По истечении же 40 лет станцию утилизируют, а на месте базирования останется экологически чистый причал. При этом будет сохранен принцип экстерриториальности атомных объектов. Иначе говоря, продаваться будет энергия, ПАЭС же останутся собственностью Российской Федерации. С одной стороны, суда будут принадлежать России и ею же эксплуатироваться, поэтому передачи ядерных технологий не произойдет. С другой - это значит, что электрическая и тепловая энергия будут оставаться за рубежом, а баржи с ядерными отходами вернутся в Северодвинск - для разборки и утилизации отходов.

Между тем, как утверждают экологи, в мире пока нет безопасных методов утилизации ядерных отходов. "Вот если бы эти станции оставались там, где они дают энергию, если бы страны, на территории которых были произведены радиоактивные отходы, несли за них ответственность, я думаю, никто бы не заинтересовался возможностью купить у нас ПАЭС, - комментирует ситуацию физик-ядерщик, участник группы "Экозащита", эксперт комиссии ООН по устойчивому развитию Андрей ОЖАРОВСКИЙ. - Никто в мире не знает, что делать со все возрастающим количеством отходов атомных станций. Северодвинск будет просто завален горой ядерных отходов, потому что не умеют пока в России разбирать атомные электростанции. Есть примеры остановленных станций, но нет примера разобранных".

Кто гарантирует безопасность?

Архангельские экологи строительство ПАЭС называют не иначе как "опасным экспериментом". Поддерживая западных коллег из "Гринписа", уверенных, что строительство и эксплуатация атомных станций грубо противоречит целому ряду российских экологических законов, они провели несколько акций, высказывая свой протест "мирному атому". По их мнению, АЭС опасны: они выбрасывают радиоактивные вещества даже в штатном режиме работы, производят тонны ядерных отходов, а также могут стать целями террористов. "По официальной информации Росатома, в Москве и Санкт-Петербурге, а также в непосредственной близости к ним реакторы строиться не будут, - отмечают участники группы устойчивой энергии архангельской молодежной экологической организации "Этас". - Похоже, сами атомщики все же учитывают коварство своих "безопасных" реакторов - по крайней мере, для столичных городов".

Особую тревогу экологов вызывает то, что в проекте ПАЭС предполагается использовать экспериментальные реакторы КЛТ-40С. Реакторными установками типа КЛТ-40С обычно оснащают ледоколы и подводные лодки. Здесь они хорошо себя зарекомендовали, соглашаются экологи, но работать в течение 40 лет с полной нагрузкой агрегатам пока не приходилось. А именно на такой срок службы рассчитаны ПАЭС. "Те реакторы, которые предлагают сейчас для ПАЭС, КЛТ-40С, - это бывшие ледокольные реакторы, - объясняет Андрей Ожаровский. - Их хотят заставить работать совершенно в других режимах, нежели на судне. Изменятся размеры активной зоны, а это меняет многое. Более того, в этом реакторе применены другие технические решения, чем в штатном КЛТ-40". Экспериментальным, как утверждают экологи "Этаса", будет и топливо для реактора КЛТ-40С - уран с обогащением по U235 20%.

Создатели плавучих АЭС, напротив, уверяют, что в реакторах будет использоваться низкообогащенный уран - не такой, как в ядерном оружии, а значительно менее опасный.

"При самой тяжелой аварии с повреждением активной зоны проведение мероприятий по защите населения не требуется за чертой одного километра вокруг станции", - убежден главный конструктор Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ) имени Африкантова Олег САМОЙЛОВ.

Проектировщики утверждают, что безопасность была поставлена во главу угла с самого начала разработки проекта, который прошел очень жесткую государственную экологическую экспертизу. На станции предусмотрена пятикратная защита от радиации. Проект получил утверждение главной государственной экспертизы России в 2003 году, прошел более 40 государственных и общественных согласований и экспертиз, поддержан исполнительными и представительными органами власти Архангельской области.

По их словам, плавучая атомная станция может эксплуатироваться без перезагрузки топлива в течение 12-15 лет и имеет повышенный уровень радиационной безопасности, не оказывая при нормальной эксплуатации радиационного воздействия на окружающую среду.

ПАЭС вытеснит монополистов

В администрации Архангельской области и в мэрии Архангельска строительство ПАЭС называют одним из наиболее интересных и перспективных гражданских проектов, реализующихся в регионе. По мнению мэра Архангельска Александра Донского, проект строительства ПАЭС дает перспективу развития региону в целом. В Архангельске на сегодняшний день энергоисточников, помимо ТЭЦ, нет, город же продолжает расти. Как следствие растет и потребность в энергоресурсах. В 2006 году объем энергопотребления в Архангельской области вырос на 5,1%, Поморье вошло в число регионов пиковых нагрузок. Не за горами то время, когда ТЭЦ не в силах будет обеспечить растущее городское хозяйство электричеством и теплом. Кроме того, в случае появления плавучей АЭС в Северодвинске, монополия на поставку тепла и электроэнергии у "Архангельской генерирующей компании" и "Архэнерго" будет прервана. Это, как считают чиновники, приведет к удешевлению данных видов энергии.

К тому же благодаря своей мобильности ПТЭС может работать по всему северному побережью, в Арктике. По словам губернатора Архангельской области Николая Киселёва, для Поморья этот проект означает не только заказы, но и подготовку новых специалистов, которые смогут работать на этих установках, их обслуживать.

Но есть и обратная сторона медали. По российскому законодательству инвестиции в строительство береговых сооружений, которые, собственно, и обеспечивают безопасность, планируется осуществлять за счет местных бюджетов. Получается, что муниципалитеты в случае ядерной аварии должны нести основную тяжесть ответственности за ее ликвидацию. Это в равной степени касается муниципалитетов и всех соседних населенных пунктов. Будет ли у них достаточное количество денег - большой вопрос.

Последствия Чернобыля долетели до Шотландии, до Швеции - за тысячи километров от места выброса, подчеркивает Андрей Ожаровский. Эксперт считает, что чиновникам нужно всерьез задуматься о возможности аварии на ПАЭС и предусмотреть финансы для ликвидации возможных ее последствий.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



www.radialp.ru/page/scraping.html">Циклевка паркета

Ответы на вопросы. Стоимость работ и товаров.

radialp.ru