|
Бумажник
30 ноября 2001 (50)
Елена БОРОДУЛИНА.
ПОСТИЖЕНИЕ ДОБРА И КРАСОТЫ
Понимая тленность суетных материальных устремлений, человек всегда тянулся к
духовному, к высокому, пытаясь оторваться от земли и лететь. Яркий пример
реализации этого стремления - театр. Можно только догадываться, почему с самого
начала строительства комбината и посёлка в людях была сильна эта духовная
потребность, но факт остаётся фактом - Новодвинск вырос в театральный город.
Немалая заслуга в этом и студии "Юность", появившейся на культурном небосклоне
посёлка в начале 70-х. "Дикой дивизии" Зловидова, выпускника режиссерского
отделения Ленинградского института культуры, "по-белому" завидовали. О ней
ходили легенды.
- Приготовились! Начинаем! - раздался голос режиссёра Владимира Зловидова. На
сцену, оглушительно грохоча собранными железками, шумно выбегают мальчишки и
девчонки. Сваливают лом в кучу, и на старый бак взбирается активист класса
Кирилл (его роль исполняет Коля Соснин), чтобы произнести торжественную речь по
случаю победы в сборе металлолома.
- Девочки, дорогие, двигайтесь, двигайтесь по сцене!
- Танечка, здесь ты видишь, что никто не обращает на тебя внимания, и плачешь в
голос! - Таня Ямова, закрывшись ладонями, пытается заплакать. Трудно лить слезы,
когда нет к тому причин, но сцена требует перевоплощения, нужно стать другим
человеком. Наконец, получилось Алёше Черепанову выпало играть в комедии роль
благовоспитанного пай-мальчика. Дебютанту Саше Рублеву нелегко, но Саша
Касперович ему поддержка - ведь не новичок. Оба Саши играют братьев Меликянц Вот
Валера Шестаков на сцене - в родной стихии. Движется спокойно, уверенно. Таня
Гурьева - тоже дебютантка, считает, что самое трудное -преодолеть барьер
скованности, неловкости, страха. Лена Филатова все схватывает на лету, хотя эта
шестиклассница ничем особенным не выделяется - скромная, робкая по натуре, но
стоит выйти на сцену - преображается необыкновенно. Она сумела убедительно
передать характер главной героини пьесы - бойкой, звонкоголосой Лельки. - Так
описывала в газете подготовку премьеры в начале 1975 года ученица 79-й школы
Л.Никитина.
Стараниями В.И.Зловидова Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова взял
шефство над студией. Безвозмездно передаются в дар великолепные костюмы времен
средневековья, проходят удивительные встречи с артистами. Вот что пишет рабкор
В.Русанов в своей заметке "В мире прекрасного":
У ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА Зловидова пролистываю три объемных фотоальбома студии, где
наряду с фотографиями бережно вклеены заметки из разных газет - местных и
областных, а также из "Лесной промышленности", "Строителя коммунизма" - путёвки-
отчеты о выступлениях коллектива "Юность" с похвальными отзывами,
пригласительные билеты на спектакли и вечера студии, афиши, репертуар разных
лет. Из них можно узнать много интересных и малоизвестных фактов. К примеру,
Дипломом Союза писателей СССР коллектив награжден за разборчивость в выборе
репертуара и "за активную пропаганду произведений советской драматургии".
- Помню, целый класс из школы N 74 пришёл записываться в студию, многие
остались. Валерий Шестаков работает сейчас на комбинате; сестры Титовы - Таня и
Света, Валя Калиниченко, кстати, отличница, комсорг, затем закончила
университет; Ира Юшманова совмещала работу на АЦБК с учебой и занятиями в
студии; Саша Касперович, Владимир Кожин, Олег Костюков, Галя Загрядскова, Люда
Яровая. . Первые студийцы работали с полной самоотдачей, по домам расходились
уже в одиннадцатом часу вечера, да и то приходилось выгонять. С собой приносили
сухарики, чтобы перекусить. Саша Мартюшев, сейчас заведующий химчисткой. Раум
Бармин - предприниматель, Саша Докучаев - на АЦБК Лена Мышева живёт здесь, Игорь
Иванов в Петербурге, Аня Сивкова вместе с мужем играет в народном театре. С
Васей Гореловым, помню, прямо на сцене случился приступ, но он доиграл
спектакль, только затем его увезли в больницу.
Кстати, о Саше Мартюшеве. Когда он играл в спектакле Анатолия Приставкина
"Солдат и мальчик" главную роль Андрея Долгулина - солдата, рано повзрослевшего
мальчишки, областная газета писала, что в чертах героя немало сходства с
характером артиста: честен, чист душой, он - комсорг группы в ГПТУ N 6.
- "Все не так просто" - спектакль о школьной дружбе, о взаимовыручке, о доброте
и вечных ценностях, "Бочка счастья" рассказывает о том, что не в вещах, не в
деньгах счастье, оно в труде, в любви к ближним. Помню, как от смеха падали
бабушки в клубе одного леспромхоза, когда мы ставили "Театр купца Епишкина". Это
русская театральная пародия из серии "Классики улыбаются". В спектакле "Два
мастера" лейтмотив -живи и работай для людей. Хочется добавить, что его сыграли
больше 35 раз - это для профессионального актера тяжело, а наши дети смогли.
Кстати, с постановками ездили не только в леспромхозы, выступали на судах
Северного речного пароходства. За 10 дней нашего путешествия по Двине дали 18
представлений, выступления посмотрели 53 экипажа, за что нас наградили грамотами
и вымпелом.
Многое осталось за кадром. Заслуживает подробного рассказа фестиваль
"Театраленок", который включен в федеральную программу Министерства культуры, и
вечера самодеятельной песни. Есть что сказать и о сценических этюдах, о
динамизме новых созвучных времени постановок ("Банда Васяткина" или все дороги
ведут в ПТУ"). И о том, что на областном радио в рубрике "В школьном радиотеатре"
записан спектакль студии "Юность", "Ночной мотоциклист", а на областном
телевидении - "Два мастера"...
Печалит худрука моральное растление, жестокость, алчность, пропагандируемые
телевидением. Детям не показывают старых добрых мультфильмов, классика забыта.
Тревожит, что зрительская публика и актерские труппы театральных студий в
провинции сильно сузились. Не устраивает Владимира Ивановича Зловидова и
всеобщее увлечение театральных руководителей различного рода конкурсами,
стремлением блеснуть. Нужно, чтобы было подлинное духовное творческое,
объединение, а спектакль должен стать не целью, а вехой беспрерывного воспитательного процесса.
Отмечают, что выпускники студии "Юность" легче, чем кто-либо перенесли годы
реформ, по словам худрука, похожих на ломку наркомана. Никто не сломался, каждый
нашёл свою нишу. Многие студийцы помнят, что и конфликты с родителями помогал
разрешать Зловидов, причем в мирной форме, деликатно, стараясь найти компромисс
и призывая к взаимопониманию. В каждом он видел изюминку и никого не гнал, всем
давал возможность самовыразиться, даже "трудным". Бывает, что придут такие
ребята, ругаются, курят, а начнут заниматься, и весь негатив куда-то уходит.
- Не жалею, что занимался в студии "Юность", артистические навыки очень
пригодились в дальнейшем. Жизнь была наполнена смыслом, не бездельничали. Театр
- воспитание души. Имея этот прекрасный багаж, любое дело одолеешь, и тебя
понимают, если участвует душа.
- Для нас Зловидов был кумиром. Но мы-то не всегда ответственно относились к
занятиям и поэтому, может, и имея какие-то способности, не достигли результатов
- по своей же вине. Владимир Иванович часто помогал наладить отношения с
родителями, учил нас правильно себя вести.
Елена БОРОДУЛИНА.
| |