Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/10/24/1067001721-3.shtml>5 ноября в 10

2003/10/24/1067001679-3.shtml>Сегодня в мэрии Архангельска состоялось очередное заседание городской комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав

2003/10/24/1066993380-28.shtml>Коми и "Северсталь" заключат соглашение о мерах по стабилизации ситуации в "Интаугле"

2003/10/24/1066991820-28.shtml>"Северсталь" довольна взаимоотношениями с руководством Коми

2003/10/24/1066989540-28.shtml>Коми заключит соглашения о сотрудничестве с малыми и средними нефтяными компаниями

2003/10/24/1066975140-29.shtml>Самые жесткие меры готово принимать Правительство Республики Коми по отношению к неплательщикам налогов

2003/10/24/1066972380-29.shtml>Избирательная комиссия Республики Коми зарегистрировала семь кандидатов в депутаты на выборы в Государственную Думу РФ

2003/10/23/1066924320-28.shtml>В Коми остался один незарегистрированный кандидат в депутаты Госдумы РФ

  

Бумажник
20 сентября 2003 (38)
Павел ФАСОНОВ.

Человек из 30-х

На улице была весна. Апрель 1938 года. Там, за стенами камеры, смеялись дети, их родители, обеспокоенные повседневными делами, куда-то спешили. Это была жизнь на свободе. А здесь - тюрьма, ожидание приговора "тройки". Мы не можем знать, о чем думал в то время Иван Петрович Бабкин, бывший начальник строительства Архангельского ЦБК. Мы вольны только догадываться. Он не оставил после себя никаких дневников, а даже, если бы они и были, то вряд ли дошли до наших дней. При аресте у Бабкина, как сказано в отчете УНКВД, было изъято: один пиджак, две рубашки, пара ботинок, халат и два чемодана - вот и всё "богатство" начальника крупнейшей стройки.

ИВАН Петрович родился в 1885 году в Москве в семье слесаря-гвоздильщика. В 1900-м он вместе с отцом переезжает в Ростов-на-Дону. С 1902-го Бабкин начинает принимать участие в политической жизни, выполняя отдельные поручения местного органа РСДРП (б). В октябре 1917-го, сразу после революции, Бабкину выдают партбилет с указанием партийного стажа - с 1902 года - почти с того же времени, что и у Сталина.

События февраля 1917-го заставили профессионального борца с режимом вернуться на Родину. В Астрахани у Ивана Петровича остались старые связи и знакомства. Именно туда он и направляется из-за рубежа и становится депутатом рабочего Совета Астрахани, потом перебирается в Нахичевань и сотрудничает с местным комитетом большевиков. В тревожные дни октября 17-го Иван Петрович вновь на передовой политической борьбы. Принимает участие в свержении власти Временного правительства в Петрограде.

В 1933-34 г.г. в его карьере начинается явный сбой. Несколько месяцев, как следует из биографических данных, Бабкин не занимает никакого поста. Лишь в 1934-м он становится зампредседателя "Экспортлеса", и новое назначение - начальник строительства Архангельского целлюлозно-бумажного комбината. Что это, если не понижение в партийно-государственной иерархии? Иван Петрович, профессиональный аппаратчик, оказывается в северной глуши, на стройке, подобных которой тогда по стране были сотни.

И вот новый броский заголовок в газете "За стахановскую стройку" от 16 июня 1937 г. "Враг народа пойман". Это о Бабкине. 7 июня 1937 г. парткомитет исключил из ВКП (б) Бабкина "как врага советского народа, двурушника и диверсанта, который три десятка лет вредил партии и делал так, чтобы сорвать стройку". В тот же день бывший начальник строительства был арестован НКВД. Статья в местной газете вторит этому решению: "Мы проглядели подлеца-двурушника Бабкина, который тридцать лет обманывал партию, выставлял на высокие хозяйственные посты презренных сообщников своей банды, являлся исполнителем поручений заклятых врагов многомиллионного советского народа Бухарина и Рыкова. Но карающий меч диктатуры пролетариата ещё не притупился и не заржавел. Он опустится на голову тех, кто хочет разорвать на куски нашу прекрасную Родину". Каков слог газет тех лет, каковы слова! Страшные слова тридцать седьмого... А на второй странице того же номера многотиражки "За стахановскую стройку" рассказывается о суде над высшим комсоставом Красной Армии - Тухачевским, Якиром, Путна. Репрессии пожирали страну, как в центре, так и на местах.

Бывшему начальнику строительства Архангельского ЦБК было предъявлено обвинение по статье 58 п.7, 8, 11 УК РСФСР в участии в контрреволюционной группе правых, в осуществлении вредительства на строительстве комбината. Как сказано в ордере на арест, "вредительство Бабкина осуществлялось в следующих направлениях: а) постройка производственных зданий комбината без геологических изысканий, вследствие чего ряд зданий разрушился (склад целлюлозы, механическая мастерская, всего стоимостью до одного миллиона рублей); б) намеренное изменение проекта строительства комбината; в) намеренный срыв правительственных сроков комбината; г) заброска на стройку некачественного оборудования".

Не смог перенести этого и пятидесятидвухлетний Иван Петрович, и уже спустя два месяца после своего ареста он начинает давать требуемые следствием показания. На допросе 17 августа 1937 г. Бабкин заявляет, что "несогласие с линией партии по вопросу коллективизации заставило встать его на путь борьбы с Советской властью". Здесь же он рассказывает о своей принадлежности к "резервному центру правых, который по заданию Бухарина и Рыкова организовывал кулацкие восстания и убийства членов партии". Далее в тексте признания Бабкин указывает на своих мнимых сообщников в Архангельске: Соболева - уполномоченного Наркомлеса, Горохова - директора Архангельского лесотехнического института, Семина - секретаря Архгоркома, Леготина - директора лесозавода им.Молотова.

Оговорив себя и других, Бабкин почти наверняка поставил на своей жизни крест. И не важно, что ему обещали за ложь - жизнь, свободу его сыну и жене, проживающим в Москве. После таких слов Иван Петрович был обречен.

Бабкин пытается хвататься за последнюю соломинку и 5 марта прямо в камере объявляет голодовку, требуя очной ставки со свидетелями, давшими на него показания. Пишет в Верховный Суд СССР, в Президиум ЦК. Тщетно. Апелляция, посланная в ЦК, даже не была отправлена. Зачем? Органам все и так ясно.

Суд над Иваном Петровичем Бабкиным, бывшим начальником Архбумстроя, 22 апреля 1938 года определил наказание за диверсионно-террористическую вредительскую деятельность - расстрел. Приговор приведен в исполнение вечером того же дня.

Жена Бабкина умерла во время войны, в 1942 г. Можно себе представить, каковы были последние годы супруги "врага народа". О его сыне не известно ничего. Никто не обратился в архивный отдел КГБ-ФСБ за реабилитационной справкой. Видимо, попросту было некому. Лишь в 2000 году начальник новодвинского муниципального архива Вера Васильевна Аксеновская сделала запрос в РУ ФСБ о репрессированных в 30-х г.г. руководителях Архангельского ЦБК. Именно тогда имя Бабкина прозвучало первый раз за последние полвека. Потом оно упоминалось в ряде исследований, посвященных предпусковому периоду истории комбината. Сегодня и мы восстановили историческую справедливость. Мир праху его.



Бумажник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Губернский лабиринт
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь