Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Бумажник
4 декабря 2004 (49)
Павел ФАСОНОВ.

Время новых свершений

Когда приходит весна

:А на Архбум приходила весна. Северная Двина очищалась от льда и скрипом своих глыбищ возвещала северянам о приходе теплых дней.

С мая 1939 года в поселке оживилось строительство жилья. Количество жителей на Мечкострое неуклонно росло, а "квартирный вопрос" еще с трудом поддавался разрешению. Зато на лето тридцать девятого года наконец-то было намечено возведение постоянных корпусов для яслей, детского сада и больницы. Долгое время основное место работы медиков не решались сооружать из-за отсутствия строительного кирпича, но к следующему, 1940 году первые строители Архбума могли исцелять свои болезни в новеньком помещении больницы. Это здание существует и поныне как детская поликлиника.

Заложили в проектно-сметную документацию и возведение местного культурного центра - поселкового клуба, а также новой школы. Первое учебное заведение, появившееся на Мечкострое в 1936-м, уже не удовлетворяло нужд населения. Изначально оно было рассчитано на 400 учеников, которых к концу тридцатых в поселке стало значительно больше.

Бесплодные надежды

Еще в начале лета 1939-го поселок бумажников был уверен в пуске комбината к концу этого года. Инженеры ленинградского Гипробума Орлов и Сафронов разработали детальный график сдачи предприятия, а начальник строительства Теплицкий не уставал оптимистично всех заверять в реальности подобных планов. Но самым прозорливым было уже понятно - за оставшиеся несколько месяцев огромный комбинат встать в строй не сможет. Предприятие просто не имело для этого потенциала. Были не достроены жизненно важные корпуса, не хватало монтажного оборудования. В официальных отчетах причинами отставания называлось много факторов. Особенно среди них отмечали недостаток электрооборудования, отсутствие проектов использования сульфитных щелоков, арматуры и труб из кислотоупорной стали, нехватка станков в мехмастерской, фасонных частей для трубопроводов, а также низкая квалификация работников. Отдельной строкой указывалось на "недобор на стройку оперативно-чекистских сотрудников".

Еще одна причина

К этому длинному списку факторов отставания стройки можно было бы добавить еще одну. Ведь о ней никогда не говорилось в протоколах и реляциях партсобраний. Не стоит забывать о том, что АЦБК сооружало огромное количество заключенных, сопоставимое по численности с воинской дивизией. Таких людей нельзя заставить с любовью относиться к своему делу, невозможно дать им стоящий стимул для работы. Если у вольнонаемного рабочего труд оценивался рублем, то у "зэка" - дополнительной коркой хлеба.

Доходило до курьезов. Архбуму катастрофически не хватало шоферов. На стройку прибывали плотники и каменщики, но тех, кто "умел вертеть баранку", находилось очень мало. Выход, как всегда, нашли в дармовых заключенных. Из общего массы "з/к" отбирали профессиональных водителей и отправляли работать в гараж. Правда, доверить машину лагернику в одиночку опасались, ведь, усевшись за руль, узник Архлага получал отличную возможность быстро скрыться от преследователей. К таким неблагонадежным в кабину старались подсаживать стрелка-конвоира. Чтобы охранял:

С места в карьер

Архбум поглощал множество различного стройматериала. Для подготовки фундаментов и оснований комбинату требовались сотни тонн бутового камня, который добывался в Орлецком карьере. Изначально на АЦБК свозили камень по железной дороге, но выделенные обкомом вагоны явно не справлялись с объемами грузоперевозок. С начала 1939 г. на стройплощадку поступило только 45% от запланированного тоннажа. Поэтому администрация комбината заключила договор с Главречпортом о фрахтовке нескольких барж. Но и здесь не получилось гладко. Начальник Орлецкого карьера Иван Некрасов несколько дней не соглашался отпускать бутовый камень бумажникам, мотивируя это несовершенством документации. За июль одни только простои судов стоили комбинату 53 000 рублей.

С просьбой о помощи к Берии

21 августа 1939 года на очередном заседании Бюро областного комитета ВКП (б) под председательством Афанасова заслушало отчет начстроя Архбума Ш.Л.Теплицкого о ходе строительства АЦБК. Доклад произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Оказалось, что, несмотря на заверения Шаи Львовича, комбинат пустить в намеченный срок невозможно. Для этого просто не хватало ни сил, ни людей. Областные партруководители в своем постановлении включили беспрецедентный пункт: ":просить Народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берия обязать ГУЛАГ в течение текущего квартала увеличить поставки и обеспечить Архбумстрой всем необходимым". Подобное обращение говорило о многом. Местные власти, обращаясь к кровавому наркому, в опаснейшее для себя время фактически расписывались в бессилии. Это означало одно - чаяний на скорый пуск предприятия не оставалось.

От чернорабочего до начальника

В 1939 транспортный отдел Архбума возглавлял Лев Андрианович Попов, выходец из крестьянской семьи. Он родился в д.Юрома Лешуконского района в 1905 году. С 1932 года трудился директором лесозавода в Онеге, но в 1937 его "переманили" на Архбум. Правда, место для него освободилось не сразу. На бумаге Попова оформили как чернорабочего, и лишь спустя несколько месяцев он становится главным транспортником предприятия. Руководить одним из основных отделов было ответственной задачей. От его нормальной работы зависело и снабжение, и строительный процесс на комбинате. Только в ноябре 1940-го, после начала работы АЦБК, Лев Андрианович будет переведен возглавлять Лесной отдел, и проработает там вплоть до 23 июня сорок первого. На второй день войны Попов запишется добровольцем в Красную Армию, хотя у него как у руководителя была временная бронь. Бывшему транспортнику придется воевать в Заполярье в составе 43-й армии, отражавшей натиск немцев и белофиннов. На фронте Льву Андриановичу довелось заниматься знакомым делом - командовал взводом отдельной автороты. Попову удастся уцелеть на войне, и с фронта он опять будет отправлен на ставший для него родным Архангельский комбинат.

Уповая на стахановцев

Отдельным фактором увеличения производительности труда была его интенсификация. В 30-х годах она выражалась в организации всевозможных соцсоревнований и развертывании стахановского движения. С начала тридцать девятого на Архбуме появился штаб ударников и передовиков производств во главе с Яковом Захаровым. Из 8 000 заключенных и вольнонаемных тружеников стройки стахановцев насчитывалось 335 человек. Таких, как землекоп Порядин, выдававший нормы на 256%, как плотники Квашнин и Тюзов, вырабатывавшие свыше 230% от положенного, к сожалению, было немного.

Относительную успешность постоянно демонстрировал 4-й промрайон Архбума. По несколько месяцев подряд переходящее Красное Знамя социалистического соревнования на стройке находилось в этом производственном секторе. Но на одном голом энтузиазме очень сложно добиться результативности. Особенно низкой продуктивностью отличался 1 промышленный район. Здесь постоянно возникали проблемы с нормировкой труда и споры бригад со своими десятниками. К тому же, его представители постоянно жаловались на отсутствие инструмента.

Красный петух как угроза

Непролазная грязь и аварийная деревянная мостовая - в подобном виде запомнились нашим дедам улицы поселка бумажников и стройплощадка комбината. Это, безусловно, осложняло противопожарную профилактику в маленьком населенном пункте. Документы тех лет не раз обращали внимание на отсутствие в промышленных корпусах и домах пожарной сигнализации, соответствующего инвентаря. Доступ пожарных команд в случае огненной угрозы к большинству объектов был весьма затруднен, и ликвидация возгорания заняла бы значительное время. К счастью, Архбум никогда не знал страшных пожаров, но, случись подобная напасть, последствия могли быть непредсказуемыми.



Бумажник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета