Бумажник
8 декабря 2007 (49)
Инф.
Разговор после выборов
Те, от кого зависит техническое и организационное обеспечение выборов, как
правило, остаются за кулисами процедуры голосования. Их деятельность незаметна,
но неимоверно важна для поддержания конституционных основ страны. О подробностях
минувших выборов и специфике работы Новодвинской территориальной-избирательной
комиссии мы беседуем с заместителем председателя ТИК Николаем Ивановичем
ГОЛЫШЕВЫМ.
- Новодвинцы столкнулись с определенными трудностями после изменения
месторасположения некоторых пунктов голосования?
- Выбирая депутатов Госдумы, мы опробовали новую структуру избирательной
"нарезки" города. Лучше сейчас столкнуться с определенными проблемами и
справиться с ними, чем на следующих выборах, где будем определяться с
кандидатурами президента, мэра, депутатов городского Совета и областного
Собрания.
Сегодня наше муниципальное образование разделено на 14 избирательных участков,
каждая пара из которых составляет один избирательный округ. Численность
закрепленных за участком избирателей не должна превышать 3 000. Количество
новодвинцев, имеющих право голоса, равняется 34 тысячам, следовательно, на
участок приходится примерно по 2 400 человек. В связи с этим девяносто
многоквартирных домов сменили постоянные пункты для голосования.
Минус выборов по-новодвински состоит в том, что у нас недостаточно зданий для
избирательных пунктов. В нашем городе их роль выполняют школы, корпуса
профессионального учебного учреждения, общежитие на Уборевича 12, Дворец
культуры. Поэтому многим пришлось пройти от своего дома до избирательного
участка почтительное расстояние.
Сообщения о новых выборных пунктах доводились горожанам через телевидение,
радио, с помощью информационного листка, который старались опустить в каждый
почтовый ящик. Однако нехватка сведений все же повлияла на явку наших
избирателей. Из тех, кто не смог или не захотел прийти на свой участок,
наверняка, многие по-прежнему не знают о возможном изменении места голосования.
- С чем связаны метаморфозы, произошедшие с новодвинскими избирательными
участками?
- Предыстория этого нововведения такова. Самыми сложными для ТИК являются выборы
в местный представительный орган власти, при которых труднее процедура подсчета
голосов. Раньше мы избирали 5 депутатов с округа. Я предложил поделить город на
20 одномандатных территорий. Каждый из двух десятков округов должен был
делегировать представителя в городской Совет. При такой системе ответственность
перед своими избирателями у любого депутата значительно выше, но одновременно
появляется вероятность, что в случае выбытия из состава Совета одного члена, в
его округе потребуется проводить новые выборы. И все же соответствующие поправки
были внесены в Устав муниципального образования.
Как только эта инициатива была реализована, вступил в силу Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав", отменивший порог явки и строку "против
всех". После введения такого нормативного акта отпала необходимость в
одномандатных округах. Возвращаться к пятимандатной системе не имело смысла,
поэтому решили вновь изменить число округов и, соответственно, участков. Теперь
каждый округ, а их стало 7, определяет имена 3 депутатов. Исходя из несложных
подсчетов, после принятия соответствующих поправок в Устав города наш Совет
будет формироваться из 21-го избранника. На одного больше, чем в минувшие годы.
Не думаю, что это окажется слишком дорого для городской казны.
- Поступают жалобы на работу избирательных комиссий?
- Представители партии "Яблоко", по их мнению, заметили нарушения на двух
избирательных участках. Они выразили протест, т.к. на избирательном участке
школы N 6 в помещении для голосования не имеется сейфа. Дело в том, что в
процессе голосования потребовались дополнительные бюллетени, и председатель
комиссии в сопровождении сотрудника милиции отправился за новой партией бланков
в соседний кабинет, где они хранились.
На другом участке, располагавшемся по адресу Уборевича 12, "яблочники"
потребовали перед выдачей людям бюллетеней выложить их на стол, чтобы
просмотреть бланки на предмет заранее проставленных отметок. Подобное требование
неправомерно. Ведь наблюдатель должен занимать позицию, позволяющую ему
визуально следить за "чистотой" бланков в момент их выдачи.
Замечания высказаны по несущественным поводам. Здесь речь не идет о подлоге, за
который предусмотрена уголовная ответственность.
- Как выглядел механизм подсчета голосов на избирательном участке?
- Сложность исчисления голосов заключена в долговременности самой процедуры и
щепетильности ситуации. При подсчете каждый бюллетень требуется показать членам
избирательной комиссии и наблюдателям, огласив при этом, кому отдан голос, или
объявив бланк недействительным. Бюллетени распределяются по стопкам каждой
партии, а затем считаются. Устанавливается общее количество проголосовавших
людей, в том числе и по открепительным удостоверениям. Проводится работа с
переносными избирательными ящиками, доля бланков которых должна соответствовать
числу заявлений, где граждане просят проголосовать вне избирательного участка.
Подсчет бюллетеней - ответственная составляющая выборов, как и открытие
избирательного участка, которое всегда волнительно, словно первый урок в школе
после долгих каникул.
|