|
Добрый вечер, Архангельск!
19 марта 2004 (9)
Игорь СТЕЛЬНОВ
Правда народного выбора
Наполеон Бонапарт сказал: "Только один я имею власть над страной, и только я
могу дать правым популярность, которой у них нет... Образованные классы не
понимают народ. Поэтому народ не понимает их, отсюда все наши несчастья".
Почти за двести лет до Владимира Путина Наполеон предпринял первую в истории
попытку устройства авторитарного правления на основе свободного волеизъявления
народа. Она оказалась успешной. Луи Наполеону удалось провести Францию между
Сциллой обанкротившегося "старого порядка" и Харибдой революционного хаоса.
Основу власти принца-президента, а затем и императора Франции составило единство
лидера и нации, подтверждаемое на плебисцитах.
Подобно Владимиру Путину, Бонапарт пользовался огромной популярностью в простом
народе, но сталкивался с недоверием, непониманием, скрытой и явной неприязнью
олигархических элит, либеральной интеллигенции и "золотой молодежи". Выдающиеся
успехи Бонапарта в экономике, культуре и политике вернули Францию в число
мировых лидеров, французы же вновь обрели веру в созидательные силы нации.
Много лет спустя авторитарная альтернатива была переосмыслена, востребована и
адаптирована к новой реальности атомного века генералом де Голлем, при
строительстве Пятой республики. А сегодня президент Путин, встав во главе
актуальных идей уже следующего, информационного века, умело синтезировал в себе
идею прогрессивного авторитаризма с исконной русской верой в "народного царя".
Признаем, что Россия после 14 марта 2004 года - страна победившего
авторитаризма. Противники президентского, или, вернее будет сказать, народного
авторитаризма, должны найти в себе мужество признать банкротство на данном
этапе развития, других знаковых альтернатив - тоталитарно-коммунистической и
либерально-демократической. Эти альтернативы проиграли в силу внутренней
слабости, неукорененности в нашей культурно-исторической традиции и общественном
сознании, исчерпанности творческих потенциалов. Виноваты в этом и лидеры
демократии. Проигрывать нужно уметь, проигрывать необходимо с честью. А наши
политические неудачники до сих пор стращают нас "разграблением народа", с одной
стороны, и "ужасами диктатуры" - с другой. Разруха в "говорящих головах" - и
именно поэтому народ выбирает не их, но авторитарного лидера, способного,
готового, умеющего преодолевать разруху. Стабильность и прогресс, дарованные
всенародно избранным правителем, естественно, не идеальная из исторических
альтернатив, но лучшая сейчас и здесь, за неимением иных достойных.
Сторонники подобного развития события в России ждали его долгих 15 лет (а по
большому счету - целый век, считая с первых русских революций). Среди руин
отчаяния и невостребованности 90-х образуется новый, вернее, хорошо забытый
старый тип русского патриота: созидатель. Не "реформатор", не "критик(ан)", не
"диссидент", не "оппозиционер", не "интеллигент", не "эстет" или "буржуй" - нет,
именно созидатель. Его социальная востребованность определяется не
принадлежностью к какой-либо из клик-камарилий, не "шапошно"-тусовочными
связями, не приятельством с (бес)сильными мира сего, не личной дружбой даже, не
единомыслием, не только и не столько общностью целей, задач, конкретных
интересов - а временем и миром.
Если кто еще не понял или пугается себе признаться, здание президентского
авторитаризма, отстраиваемое на фундаменте управляемой демократии, есть самая
оптимальная, наиболее адекватная нашей современности интерпретация тысячелетней
культурно-государственной традиции нашей Родины.
Народный авторитаризм тем и отличается от тоталитаризма, с одной стороны, и от
либерализма, с другой, что возлагает в основу отношений "власть - общество"
такую диалогическую ценность, как лояльность. Лояльность - то есть человеческую
состоятельность гражданина, его внутреннюю порядочность, надежность, стойкость,
верность (матери-земле, родной культуре, отеческим обычаям, державе и государю,
чести, достоинству, слову). Из лояльности закономерно следует все остальное:
ответственность, профессионализм, инициатива, доброта, красота, отвага и т.д.
Взаимная лояльность на уровне общественном и личном также всецело конструктивна
- она возвращает в отношения людей доверие. Именно искренняя взаимная лояльность
при авторитарном строе, а не лицемерная политкорректность либерализма и не
душное единомыслие при тоталитаризме - ключ к настоящей терпимости, к учету
разных мнений и подходов.
В обществе, уставшем от словоблудий и междоусобиц, медленно, но верно
укрепляется понимание: играть против руководителя - занятие мелкое, недостойное.
Вместо того чтобы конфликтовать с вышестоящими или добиваться "дружеских"
отношений (блата), лояльный человек старается быть нужным власти. Искренность,
адекватность, компетентность - важнейшие компоненты лояльности при народном
авторитаризме.
Однако многие аналитики, и наши, и западные, похоже, до сих пор остаются
пленниками смутных 90-х. Право же, так и хочется воскликнуть: очнитесь, господа!
Оставьте для фантастов свои мудреные "сценарии".
Все четко и прозрачно.
1. Президент Путин сознательно следует по пути своих прямых предшественников -
строителей, реформаторов, законодателей русской державы - Ивана III, Петра I,
Николая I, частично Александра II, он терпеливо возрождает и тщательно
отстраивает систему народного авторитаризма.
2. Голосованием 14 марта общество выразило лояльность носителю верховной власти
- взамен же авторитарная власть должна решать задачи, стоящие перед обществом.
И что-то подобное уже было, но как бы "снизу" шло, против "верхов". Прежние
свободолюбцы - философы, просветители, разночинцы, либералы, конституционные
демократы - искали способы возврата "узурпированных" государством, но присущих
человеку от рождения "естественных прав". Этот путь привел к череде кровавых
революций, неисчислимым и напрасным жертвам. Но больше нет веских причин
бороться с государством за "права".
Враждебность легитимной власти - по новым временам слишком большая,
непозволительная роскошь. Она может завести далеко и запустить лавину
конфликтов, которая накроет и самих "борцов", и миллионы ни в чем не повинных
граждан. Оппозиционерам всех мастей нужно заново учиться осторожности и
ответственности. А государственная власть к началу XXI столетия, будем
надеяться, сумела усвоить уроки прошлого, стала более рассудительной, чуткой,
восприимчивой к общественному мнению.
Хотели ли мы продвинутой демократии? Она нас ждет на каждом избирательном
участке. Власть раз в четыре года предлагает гражданам общественный договор, в
его современной редакции. Общенациональный акт подписания отныне называется -
"президентские выборы".
| |