Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Двина
5 августа 2004 (3)
Елена ГАЛИМОВА

"А жизнь в самом главном всегда хороша..."

(О творчестве поэта Александра Логинова) [an error occurred while processing this directive]

Уже для ранней лирики Александра Логинова характерны напряженный драматизим, экспрессия, образная выразительность, заставляющие вспомнить мощь голоса молодого Маяковского, лирический напор Павла Васильева. При этом речь не идет о подражании, художественный строй его поэзии отражает органические свойства личности поэта. По природе поэтического дарования Логинов - лирик, причем лирик par excellence, в высшей степени. В предисловии к первому сборнику поэта "Два света" Ал. Михайлов, отмечая яркий лирический темперамент начинающего автора, подчеркивает: "Сила в нем корневая, устойчивая, земная, глубинная, севернорусская". В творчестве Логинова 1970-80-х годов преобладают эмоционально- чувственное восприятие явлений жизни, пантеистическое, языческое мироощущение ("Не разум - плоть моя шевелится и дышит / всей кожей, как змея, / и твердь и космос слышит"). Душа лирического героя "перуновым горит костром", наделяет его способностью "жизнь до сумасшествия любить", а стихийный хаос таинственных природных сил словно проникает в плоть и кровь, делая его частичкой этого вечного и постоянно меняющегося мира: [an error occurred while processing this directive]

В лирике Логинова оживают деревья, в речных омутах водятся волшебные рыбы, олицетворяются небо ("И только небо, словно белый аист, / Еще кружило, крыльями шурша"), ночь ("Лишь коготок ночной царапнул по стеклу"), земля, зима, снег ("Земля вздохнула и совсем по-женски / Лицом зарылась в глубину снегов"). Земная полнокровная жизнь, наполненная тайной и волшебством, завораживает поэта, сообщает его лирике пафос приятия мира, восхищения перед чудом жизни ("И жизнь, как цепь чудес, / Блистает, провисая"; "Живу. И зреет плод на ветви мирозданья, / Тяжелый, тучный плод любви моей земной"). Мифологическая природа художественного мышления Логинова роднит его лирику с поэзией Юрия Кузнецова (не случайно этот крупнейший русский поэт восторженно откликнулся на публикацию стихотворений нашего земляка в журнале "Литературная учеба" за 1982 год). Волшебный мир русской сказки, мир преданий, былин, легенд, народных языческих суеверий входит в душу Александра Логинова с детства и навсегда остается для него живым, манящим; поэт признается в том, что "одной тоскою обуян" - [an error occurred while processing this directive]

От сборника к сборнику все отчетливее проявляются индивидуальность и самобытность тематики, интонаций, пафоса, образных средств лирики Логинова. Значительным событием в жизни поэта и литературы Русского Севера стал выход в 2000 году книги "Сквозь сумерки", в которую вошли стихотворения, написанные в период с 1980 по 2000 годы. Душевная полнота и способность к обостренному восприятию всех явлений жизни обусловливают масштабность и динамичность художественного мира лирики поэта, сопрягающего современность, историческое прошлое и вечность, зримость конкретного северорусского пейзажа и его вписанность в просторы Вселенной. "Я живу в тихом городе, окруженном тайгой", "в российском захолустье", - говорит он и в то же время видит себя живущим "на северном склоне Земли", где "такие созвездья цветут!", где "за горизонт течет земля отцов, во все пределы". Мир, открывающийся поэтическому взору, "расчищен грозой и огромен, свеж и светел". [an error occurred while processing this directive]


...И по выжженным пашням
в рассветное небо уходит,
что пылает и молнится -
это колокол ангелы льют,
чтоб под рокот его
пролились освященные воды
на засохшие зерна. 
И пусть они всходы дадут.
[an error occurred while processing this directive]

Этой - реальной, сегодняшней, исторической, вечной, сказочной, мифологической - матери-сырой земле отдана любовь поэта, ей он присягает на верность, с нею чувствует его душа нерасторжимую связь: [an error occurred while processing this directive]

Поэт взращен этой полнокровной жизнью земли, языческой жизнью природы и навечно ушедшей "прямо в чрево матери-земли" жизнью предков, вольных пахарей. Поэт находит самые проникновенные слова, позволяющие передать это ощущение единства с родной землей: [an error occurred while processing this directive]

Подобно былинному Святогору, лирический герой Логинова обретает силы от соприкосновения с землей предков, в которой - все начала и все концы: [an error occurred while processing this directive]

Мифологическую окраску приобретают в поэзии Логинова и излюбленные им образы птиц; реальные синицы, голуби, вороны становятся своего рода посланцами неба на земле, вестниками из иных миров и иных времен. Они символизируют и жизненную силу, и могущество памяти, и торжество жизни, а порой, как сказочный Золотой петушок, предупреждают о том, что неправда не будет вечно торжествовать на земле России: [an error occurred while processing this directive]

Поэт ощущает себя неразрывно связанным и с историей своего рода, народа, Родины. Эта связь передается с помощью сквозных для лирики Логинова мотивов прорастания ("причудливо и мощно, / как стебель прорастал, / тянулся денно, нощно"), слияния, образов дерева, корней ("и корни родового древа / в моей груди переплелись"), земли отцов: [an error occurred while processing this directive]

Многие стихотворения поэта рождены необычайно развитой у него исторической памятью, позволяющей остро пережить и прочувствовать и "сороксмертные" годы, и жизнь староверов в дальнем скиту "лет этак двести назад", и былинные времена Святой Руси: [an error occurred while processing this directive]

Эта же историческая память дает ему возможность ощутить взаимосвязь времен, увидеть проступающие в современности черты неизживаемого прошлого, ставшие постоянными характеристиками русской жизни. В лирике Логинова с реалиями сегодняшнего дня соседствуют фольклорные образы и архетипы русской национальной культуры. Не удивительно, что мотив памяти - один из ключевых в творчестве поэта, причем памяти не столько личной, биографической, сколько родовой и даже общечеловеческой. Именно это умение пронизывать взором толщу столетий позволяет Логинову и передавать образными поэтическими средствами переплетение черт древности и современности, и открыто декларировать торжество памяти ("Мы неизбывной памятью полны"; "Памятью, памятью крепок наш дом"). [an error occurred while processing this directive]

Лирический герой поэзии Логинова при всей своей яркой индивидуальности отмечен и общенациональными чертами, родовыми особенностями русского характера в его мятущейся тоске, устремленности к высшему и осознанию своей малости, самоотвержении и жертвенности, открытости миру и людям. Он целен и в то же время многолик, его образ складывается из черт, присущих русским богатырям, странникам, сказочному Ивану, чудакам, юродивым, "рыжим", рассудительным "мужикам с головой". Это придает лирическому герою Логинова особую обобщенность и масштабность. Он, как воины и пахари всех времен, чувствует свою ответственность за все происходящее на родной земле, позиция наблюдателя, созерцателя - не для него. Активное, действенное начало - ядро личности поэта и его лирического героя. Оттого так часто возникают в его лирике интонации протеста, мотивы противостояния злу, готовности к борьбе с ним, когда "огнем необратимым залит Русский дом": [an error occurred while processing this directive]

Продолжая традиции русской гражданственной поэзии, памятуя завет Лермонтова о том, что стих поэта призван звучать, "как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных", Александр Логинов подхватывает и развивает этот образ: [an error occurred while processing this directive]

И образ поэта-защитника, поэта-воина, и напряженный драматизм стихов Логинова, их мощный энергетический заряд определяют и мелодику его лирики, чаще пафосно- ораторской, декламационной, чем песенно-напевной, и наиболее характерные звукообразы, насыщающие эту экспрессивную поэзию. Чаще всего мы слышим рокот, гром, грохот, раскаты, гул, трубные гласы, "грозный обвал" стихов, метельный свист, крики, плач, вой, причем это голоса мироздания, звуки земли и неба, стихий и пространств, людей и птиц. Молчание, немота становятся знаками небытия, поэт стремится разорвать "путы тишины", наполнить мир звуками: [an error occurred while processing this directive]

Нежные, тихие стихотворения, порой выходящие из-под пера Александра Логинова, воспринимаются по контрасту с общим настроем его лирики как особенно трепетные. Не только громы и крики, но и тихие песни, "пенье чистых голосов" дороги поэту, умеющему быть мягким и лиричным и находить чистые и ясные слова и звуки: [an error occurred while processing this directive]

Лирике Логинова свойственна метафоричность, насыщающая его стихи той особой концентрированной энергией, которая так точно отражает мирочувствование поэта. Способность по-особому увидеть привычное и обыденное делает многие его образы яркими, неожиданными и запоминающимися: "И все льется и льется в окно / Лишь душистое пламя сирени"; "Река еще трепещет. Как вывернут ее мерцающий сустав"; "Кремневая вода. Хоть высекай огонь. / И на излом река"; "Качала ночь в пушистой колыбели / высокую Полярную звезду"; "Ночь катает горошины в темном стручке"; "Небесный ледоход. Как сорванные льдины, / Качнулись и пошли на запад облака"; "Серебристые грозди миров". Естественно и органично вплетаются в образную ткань стиха и авторские неологизмы: [an error occurred while processing this directive]

Это словотворчество - не самоцель, а путь создания полнокровных и убедительных образов, потому такие неологизмы Логинова, как "долговьюжные ночи", "дым ширококлубый", "пылает и молнится", кажутся не "сочиненными", а рожденными, убедительными, точными. Стихам Логинова очень подходит определение, которое поэт дает своему лирическому герою: они "прорастают" "причудливо и мощно". [an error occurred while processing this directive]


Может, там, в поднебесье, и ястреб железный 
не свищет,
Божьи твари открыто на солнышке греют бока
и с утра до заката ни разу не встретится 
нищий,
а к реке подойдешь - так спокойна она, 
глубока.
Оглядишься вокруг, и тебя не терзают вопросы:
отчего недороды и церкви стоят без крестов?
Потому что хлеба наливаются золотом. Росы
отражают в себе Богородицы лик и Христов.
[an error occurred while processing this directive]


А жизнь в самом главном всегда хороша,
была бы способна к страданью душа
да было б окно заревое.
[an error occurred while processing this directive]


Пусть в небесах вытаивает млечность,
И сыпет сверху звездная капель.
Все впереди, покуда Бог и вечность
Раскачивают жизни колыбель.
[an error occurred while processing this directive]