Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Версия для распечатки  
  

Двина
1 августа 2005 (3)
о. Евгений СОКОЛОВ,

Родники великой культуры

(Из выступлений перед молодёжью) [an error occurred while processing this directive]

Остро стоит задача духовного возрождения народа, обращённая, прежде всего, к новому поколению, к молодёжи, к детям. [an error occurred while processing this directive]

Проблему массовой подготовки учителей "с православным уклоном" может решить, совместно с Православной Церковью, только государство. Если захочет. Если всё общество будет охвачено такой идеей, а не малая его часть, пусть даже с православным президентом. [an error occurred while processing this directive]

Насколько я знаю, национальная идея не вырабатывается - она даётся Богом, когда тот или иной народ собирается и по Божьей воле образуется на определенной территории. Хотел бы напомнить общеизвестную вещь: могучей Римской империи Бог дал возможность проповедовать Христианскую веру, распространить её по всему миру. Рим от этой идеи отказался. "Хлеба и зрелищ!" - потребовало общество. Вспомните, кому Рим проиграл войну? Варварам. И сегодняшняя Италия - это одна четвертая территория Архангельской [an error occurred while processing this directive]

Я убеждён: наша национальная идея предельно проста: "Святая Русь, храни веру Православную!" Вся наша многовековая история свидетельствует: с этой идеей Россия побеждала всегда. От Александра Невского и Сергия Радонежского до Минина и Пожарского; от Ушакова и Суворова до Кутузова в первую Отечественную войну; от генерала Скобелева в русско-турецкую войну до маршала Жукова (Георгий Победоносец его небесный покровитель!) в Великую Отечественную. Особенно, когда руководство страны круто изменило к лучшему свое отношение к Православной Церкви. Если мы ищем ещё какую-то национальную идею, то напрасно. Напоминаю: она не изобретается, а даётся Богом. И это хорошо бы помнить даже научным работникам... [an error occurred while processing this directive]

Кроме того, для глубинного понимания классики, надо так же, в первую очередь, готовить души детские. А ведь как мы сами обедняем их! [an error occurred while processing this directive]

Моя дочь училась в 9-м классе. Изучали письмо Татьяны. Спрашиваю, как-то невиннно: "Маша, а почему Татьяна пишет столь безнравственное письмо Евгению Онегину?" В ответ: "Она полюбила". [an error occurred while processing this directive]

прислала ему такое письмо: "То в высшем суждено совете... То воля неба: я твоя..." Что ты скажешь своему брату? Или они в Москве там все свихнулись, или она развратная... Читай "Евгения Онегина", Пушкин же показал, кто в этом виноват, почему эта неординарная, глубокая девочка пишет такое, действительно, безнравственное письмо". Знаете, мне стало стыдно за свою дочь: она трижды прочитала и не нашла, пока я не ткнул пальцем: "Ей рано нравились романы... Её отец был добрый малый, он в книгах не видал вреда...". Когда родители не знают, какой томик дремлет у девочки под подушкой, что крутится в голове девочки, отсюда и: "Душа ждала кого-нибудь...". Понятие любви в школе извращено через неправильную трактовку Пушкина (его просто не поняли). А в чём Татьяна упрекает Евгения в последней главе: "...А нынче! - что к моим ногам / Вас привело? Какая малость! / Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?". [an error occurred while processing this directive]

Я хотел бы обратиться к писателям с просьбой и вопросом - мы когда-нибудь посмотрим на историю, как, мне кажется, должно смотреть? Как на историю поиска и потери молитвы и служения человека Богу. Как только терялась молитва, как только терялось правильное служение, начинались революции, катаклизмы, потопы... [an error occurred while processing this directive]

Никто не написал ещё историю Молитвы. [an error occurred while processing this directive]

Я попросил слова и вышел: "Есть такая русская "Репка". Обычно я спрашиваю у детей, чему учит эта сказка. Типовой ответ: дружбе, взаимопониманию, коллективной работе... Хорошо, а назовите хоть одну вечную истину. С трудом рождается - терпение. Ну, хорошо, кого зовёт на помощь кошка? Мышку. А теперь объясните мне, как это мышка пришла помогать кошке? Они же непримиримые враги!.. Молчание. Что, говорю, должна сделать кошка? Попросить прощения, признать себя виноватой. Вот она фундаментальная истина - смирение и покаяние... Таким образом, через смирение и покаяние преодолеваем гордыню в соборности... [an error occurred while processing this directive]

Вообще, все русские народные сказки - удивительны. [an error occurred while processing this directive]

Есть одна сказка о любви, которую я читаю всем - в школе, в институте, военным. Это "Аленький цветочек" Аксакова. Не знаю, почему эта сказка не оценена в полной мере. Я спрашиваю детей на их сленге. "Папа уезжает за границу и берёт заказы у дочерей: ларец с драгоценными каменьями, зеркальце и аленький цветочек. Какая дочь демонстрирует максимальный эгоизм, себялюбие, самость?" К моему удивлению, взгляды расходятся. Нет единого: младшая. А ведь самые большие проблемы именно с третьим "заказом": пойди туда, не зная куда; найди при этом самый красивый в мире цветочек; сорви и привези мне в монопольное пользование. Придумать же такое! А кто виноват? Аксаков пишет - младшенькая и любимая. Вот к чему может привести гипертрофированная любовь. Когда отец попадает на остров, находит цветок, срывает его и слышит гневный окрик "как посмел!?" - то можно было ещё отказаться... Но любовь - это ведь умение и желание жертвовать собой. И отец говорит, что поедет, отдаст младшенькой цветочек и вернётся к чудовищу. А когда девочка, осознав всё, смиряется и сама едет на остров, преодолев свою самость и гордыню, самая большая загадка: что любит больше всего делать она на острове? На этот вопрос отвечает не более 10 процентов ребят. Прочитайте внимательно, и вы убедитесь, что больше всего она любит общаться с хозяином острова. Вопрос: когда она его полюбила? Ведь нельзя же было полюбить то, что она увидела. Она его полюбила в общении. А когда она увидела его, то первая реакция - обморок. А потом - "Прости меня!" И последняя сцена, когда она обнимает его и, рыдая, молит: очнись, вернись, я же тебя люблю! [an error occurred while processing this directive]

А чтобы это понять, надо просто любить источник этой великой мудрости: русский народ, с его великой культурой, корни которой - его фольклор, церковно- славянский язык, его православная религия. [an error occurred while processing this directive]