|
Архангельский епархиальный вестник
7 октября 2003 (9)
Инф.
21 сентября (ст. стиль)/4 октября (нов. стиль) - обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, где был похоронен
святитель Димитрий, и при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное
тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и
находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос,
митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей
совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию
которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский
архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и
происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о
причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и
установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день
обретения мощей).
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая Литургии, молебны
и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных
поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых
проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую
известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и
перевел на него катехизис, Евангелие и многие молитвы. Благодаря трудам
святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на
своем родном языке якуты.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу,
и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г.
Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко
почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала
в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на
обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился
преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время игумен
сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя
преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение
святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного,
поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности
видения.
В этот день престольный праздник в храме преподобного Сергия на ст. Исакогорка
г. Архангельска.
"Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза", - говорил
святитель Тихон, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на
Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день
преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий.
"Дети, любите друг друга! - говорит в последней проповеди апостол Иоанн. - Это
заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно".
В здании Архангельского епархиального управления находится уникальная большая
икона святителя Тихона с частицей его святых мощей.
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, родом
сириец, по другим летописным сообщениям - болгарин или серб. В 989 году он
прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому
равноапостольному князю Владимиру, незадолго до этого (в 988 г.) принявшему
крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но
благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю,
проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая
первые храмы и духовные училища. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и
строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в
синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется
первоначальником.
1/14 октября - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты
и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем
за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо
уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
6/19 октября - память апостола Фомы.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других
учеников о Воскресении Иисуса Христа (Ин. 20, 25). На восьмой день после
Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог
мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28).
9/22 октября - память апостола Иакова Алфеева.
В этот день - престольный празник в храме святого Мартина Исповедника в
Соломбале.
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими
чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.
Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандрит Новоспасского монастыря)
обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой
прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок
Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении
афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно
встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви
Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти,
сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из
просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь
горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников
святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при
жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3). После Воскресения Господь Иисус
Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери, а также первых икон
святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
| |