Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/12/30/1072788900-2.shtml>В Москве здоровый образ жизни "строят", а в Поморье - "клянчат"

2003/12/30/1072788000-2.shtml>Ребятам из детдома принесли более пятисот подарков

2003/12/30/1072787100-2.shtml>Будущие выборы: застой - ощущение стабильности

2003/12/30/1072786200-2.shtml>SOS! Есть два варианта: плохой и очень плохой

2003/12/30/1072785300-2.shtml>Второе рождение Малых Карел

2003/12/30/1072784400-2.shtml>О книге Г. П. Попова "Старый Архангельск"

2003/12/30/1072783500-2.shtml>Шумахеры на "маршрутках"

2003/12/30/1072782600-2.shtml>Архангельская область "попала" в сети

  

Архангельский епархиальный вестник
11 ноября 2003 (10)
Валентина МУЗЫКИНА.

"Всякое дыхание да хвалит Господа"

О Таисии Иосифовне Мищенко, регенте церковного хора, я впервые услышала от отца Германа, игумена Соловецкого монастыря. Он попросил собрать сведения об этой женщине и рассказать о ее жизни на страницах газеты "Архангельский епархиальный вестник". Правда, батюшка добавил, что Таисия Иосифовна при жизни была настолько скромной, что вряд ли ей понравилось бы такое пристальное внимание... Но пусть по смирению своему простит она нас. Узнав лучше об этой подвижнице, уже ушедшей в мир иной, я поняла, что рассказать о ее необычной судьбе необходимо - для нас с вами.

Прежде чем начать рассказ о самой Таисии, необходимо понять, в какой семье она родилась и выросла.

Во время революции и гражданской войны отец Иосиф помогал тем, кто оказывался в трудном положении, не разбираясь, красный это или белый. В итоге страдал и за тех, и за других. При советской власти священник (ставший протоиереем в 1926 году) также проявлял принципиальность, противился несправедливостям, за что его в 1927 году репрессировали и отправили на Беломоро-Балтийский канал.

Внук Георгий, родившийся в 1932 году у дочери Иосифа Семеновича Татьяны, вспоминает, что дедушка работал в театре драмы настройщиком фортепиано. Настраивал музыкальные инструменты и в других организациях, а дома была целая мастерская по навивке струн.

В 1939 году по доносу Иосифа Семеновича снова репрессировали, осудили на восемь лет исправительно-трудовых работ и этапировали под Караганду на шахты. Но работать ему не пришлось, так как этот человек был очень болен. Священник умер в лагере в 1944 году, так и не дождавшись освобождения.

А страдать из-за того, что отец являлся "антисоветским элементом", приходилось. Долгое время Таисия не могла найти постоянную работу, хотя была прекрасным музыкантом, аккомпаниатором. Может, это еще и из-за унаследованной от отца принципиальности. Когда отца арестовали, она встала на его место регента хора в Илиинской церкви и работала там до 1946 года. Когда в Архангельске открылась кладбищенская церковь Всех Святых, Таисия Иосифовна организовала хор там и регентовала в этом храме чуть ли не до самой смерти - более четырех десятков лет.

- В те годы я был иподьяконом у епископа Никона. Владыка Никон любил служить во Всехсвятской церкви, служба шла благолепно, молитвенно. Конечно, в этом была заслуга и хора, которым руководила Таисия Иосифовна.

Таисия Иосифовна выполняла дело своей жизни бескорыстно. Показателен такой случай. В церковной среде принято отмечать заслуги верных чад перед Церковью различными наградами, грамотами. Владыка Исидор отметил архиерейской грамотой и Таисию Иосифовну - во время Малого входа на Литургии вызвал старейшего регента храма Всех Святых на амвон для поздравления. Но Таисия Иосифовна наотрез отказалась выйти за наградой. Потом она сама приехала к епископу и объяснила свое поведение. Отец заповедал ей работать на благо Церкви, не требуя платы, наград и почестей. И этот завет она соблюдала.

Таисия Иосифовна имела домашнее образование и два класса епархиального училища - еще до революции. Потом была попытка учиться на музыкальном отделении вуза, откуда ее "попросили" опять же из-за "неблагонадежности" отца. В 30-х годах, уже в Архангельске, талантливую женщину-музыканта заметила какая-то специальная комиссия из Ленинграда, и ей предложили обучаться в Ленинградской консерватории, но наученная горьким опытом Таисия Иосифовна предпочла сразу отказаться. Несмотря на то, что дипломов и аттестатов о законченных учебных заведениях у Таисии Иосифовны не было, она была настолько высоко самообразованной, что занималась (безвозмездно) с соседскими ребятишками - литературой, русским и французским языками, а также математикой, физикой, химией. И, конечно, давала частные уроки музыки. Своего племянника-скрипача, преподавателя музыкальной школы, она учила делать переложение скрипичных пьес для ансамбля. Георгий Михайлович по прошествии многих лет теперь понимает, что именно Таисия Иосифовна, при всей своей ненавязчивости, повлияла на выбор жизненного пути племянника и его детей. Двое детей Георгия Мищенко стали известными в Архангельске музыкантами, его внуки тоже получили музыкальное образование. Так что семью Мищенко начиная с Иосифа Семеновича можно назвать музыкальной династией в пяти поколениях.

В старости для Таисии Иосифовны кроме церкви и музыки уже ничего не существовало. Сохранился нотный "автограф" Таисии Иосифовны последних дней ее жизни. Старческой рукой выведены большие буквы: "Душе моя, душе моя, возстани, что спиши...". А нотки вписать в нотный стан она уже не смогла. Георгий Михайлович вспоминает, что где-то за год до смерти старушка села за фортепиано и хотела что-то сыграть. Но руки не послушались, вышло не то. Снова положила пальцы на клавиши - снова не то. Тогда Таисия Иосифовна тихо заплакала, закрыла крышку пианино и больше уже за него не садилась. Это была трагедия.

Как-то в декабре Таисия Иосифовна пожаловалась племяннику, что у нее болит нога. Посмотрели - гангрена. Почему она раньше не говорила? Может, не хотела быть в тягость? Старушку срочно отвезли в больницу, ногу ампутировали. В начале января 1991 года Таисию Иосифовну вернули домой, и в тот же день она умерла, похоже, так и не поняв, что лишилась ноги. Ей шел восемьдесят седьмой год.

- Я служил на приходе в Ширше и, когда бывал в Архангельске, обязательно посещал службы в храме Всех Святых. Пение хора Таисии Иосифовны заставляло меня плакать. Тогда я уже был монахом, но это пение было настолько возвышенным, духовным, что мне казалось: насколько мне еще далеко до таких высот.

Жалею, что мало общался с ней. Да она и не была открытой. Я не решался запросто подойти к ней, заговорить: как-то неловко было. Уже когда Таисия болела, довелось побывать у нее дома, и я увидел, что здесь уже все приготовлено к погребению. Она готовилась к смерти.

И теперь у меня появилось чувство, что, наверное, так и надо. По смирению своему Таисия Иосифовна уступила это почетное место рядом с храмом своей ученице. Именно так бы она поступила и при жизни. И после смерти она такой и осталась: скромной, стремящейся остаться на заднем плане, избегающей почестей и повышенного внимания.



Архангельский епархиальный вестник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Губернский лабиринт
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь