|
Холмогорская жизнь
5 января 2003 (1)
Т. ОНУЧИНА,
Холмогорские козули
Самая ранняя дата, до 1730 года, фиксирующая обряд выпекания козуль на Севере,
относится к Холмогорскому уезду и отмечена в исследовании куростровского
священника Аркадия Грандилвеского, выпускника Архангельской духовной семинарии.
Он описывал особенности крестьянского говора на родине М.В. Ломоносова "до
бегства Ломоносова в Москву" и в словаре растолковывает слово "козуля" как
обиходное: "это рождественский пряник из теста, вылепленный наподобие деревца,
животного, птицы и т.д.".
Холмогорские козули описаны исследователями XIX-XX веков как олени с ветвистыми
рогами, как пряники из черного теста с украшениями в виде листиков. Были и более
сложные формы: "Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов
ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек,
сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого
солнца)".
Холмогорские козули лепились как небольшими, так и до 26 см высотой. Жительница
села Ломоносова Мария Павловна отмечает, что на острове промысел козуль исчез
давно, а она живет там с 1945 года, работала учительницей в местной школе. Зато
10 лет назад, оказавшись в Пинежском районе, она впервые увидела их в местном
краеведческом музее: "Козулек было 3-4 штуки, небольшие по размеру коняшки,
олени... Козульки ставили на божницу - сама видела".
Волостной писарь Пинежского уезда П. Иванов в этнографическом материале для П.С.
Ефименко сообщает в 70-х годах XIX века: "К Рождеству стряпаются хозули (козули)
из ржаного теста; изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с
ветвистыми рогами; болванят из теста уточки в виде кур". Судя по сообщению,
"уточки в виде кур" вырубали из теста жестяной формой. То есть, в конце XVIII -
начале XIX в. в 100 километрах от Архангельска пекли как лепные фигурки, так и
вырезные пряники.
В технологию лепки холмогорских козуль вводится прием наращивания теста на
каркас. Особая роль отводится дереву для каркаса, и ветвистость рогов оленя
зависит от расстояния между ветками. Этому требованию вполне соответствует ива
(не береза, не ольха и др.).У нее густые веточки, в работе не ломается.
Практические исследования показали, что оленя высотой даже в 24-26 см можно
вылепить и без внутреннего каркаса. Но в этом случае процесс изготовления
удлиняется, а главное, нарушается идея присутствия "костей" божества в обрядовом
печенье, и теряется тайный смысл жертвоприношений, когда кости животных,
предназначенных для трапезы, предстояло бросить в огонь или закопать внемлю. Для
создания образа оленя выбираются "рогатые" ветки вербы, учитывая задуманную
ветвистость рогов и высоту фигурки, и укладываются в "козлы" из
четырех(!)деталей, подчеркивая этим распространенную у местного населения версию
происхождения названия "козуля" от "козел" - устройства для распиловки дров.
Ветки обмакиваются в жидкое тесто и запекаются. Тесто наращивается по заданной
толщине ног, туловища и рогов. Следующий этап - накладывание украшений в виде
земных и солярных знаков: крестов, полукружий, снопиков. Украшения придают
фигурке вид обсыпанной зерном или создают впечатление усевшихся на нее птиц. Для
лепки украшений можно использовать как ржаную, так и пшеничную муку, замешанную
на сахаре и яйцах. Материал для украшений исследован не до конца, но матовый
блеск "птичек" удалось получить после обварки головы козули.
В изготовлении холмогорская козуля является самой сложной среди всех видов
лепных козуль, и, видимо, это послужило причиной постепенного ее исчезновения.
Некоторые архангелогородцы 40-х годов рождения XX века помнят красивые черно-
белые загадочные фигурки, стоявшие в буфетах, с их изображением выпускались
открытки. В Архангельском областном краеведческом музее хранится один из
последних экземпляров козули, поступившей в музей из села Ломоносове в 1932
году.
В 1961 году в Ломоносовский мемориальный музей поступила козуля от жительницы с.
Ломоносове Горшковой Дарьи Алексеевны. Экспонат сдала за нее Забалуева. Со слов
Л.Н. Ватлиной, главного хранителя фондов музея, фамилия Забалуева сейчас есть в
д. Залесье Ломоносовского сельсовета. О холмогорской козуле, поступившей в 1961
году, больше ничего не известно. Когда ее сделала Д.А. Горшкова или получила в
наследство от своих родственников как ритуальную, занималась ли сама
изготовлением холмогорских козуль? На многие вопросы ответа пока нет. И огромная
просьба у автора статьи ко всем, кто познакомится с этим материалом,
откликнуться, если даже ваши сведения ограничатся одной фразой.
В Пинежском и Холмогорском уездах козули сохранялись до следующего года и
служили своеобразной просфорой для разговения после наступления Рождества, а
некоторые их виды были хлебными календарями. Холмогорские козули имеют под собой
почву для размышления о календарных мотивах в обрядовом печенье, что в свою
очередь несет информацию для академической науки.
Т. ОНУЧИНА, краевед, народный мастер России г. Архангельск
| |