|
Известия НАО
17 августа 2004 (23)
Анатолий МЯНДИН
Большая "кормушка"
Что такое бюджет и как с ним "борются" власти
(Продолжение. Начало в NN19, 20, 22)
Расходная часть
Дальнейшую судьбу федеральных налогов, передаваемых центром субъектам, решает
окружная власть: их можно оставить в окружном бюджете или оправить в
муниципальные образования. Администрация Ненецкого округа, в частности, идет по
такому пути: полностью отдается администрациям на селе только подоходный налог.
К сожалению, сегодня там предприятий мало. Это такие мизерные поступления, что
их, конечно, не хватает. В Нарьян-Маре подоходного налога, который собирается в
городе, остается лишь 50%, остальное поступает в окружной бюджет. А налог на
добычу полезных ископаемых полностью остается в окружном бюджете.
Получается, что с учетом всех распределений бюджеты сельских муниципальных
образований обеспечены своими налоговыми поступлениями лишь на 5-10%. То есть
только до 10% доходов, которые им требуются, они получают в виде налоговых
платежей, 90-95% - в виде дотаций из окружного бюджета. Это прямая зависимость
от окружной власти как главы администрации сельсовета, так и всего населения
муниципального образования. Это нарушает ту самую независимость бюджета, о
которой мы говорили выше, и создает нездоровую ситуацию, благоприятную для
подхалимажа. Глава администрации муниципального образования должен ходить в
администрацию округа и просить: дайте деньги.
Как правило, окружная администрация дает эту дотацию не в первом полугодии, а
начиная со второго, а иногда и в конце года. Это тоже очень нехорошая практика,
потому что селу нужны деньги к лету: что-то отремонтировать, что-то завезти,
построить, отпускников отправить. Главы администраций мучаются: они не могут
нормально запланировать и провести объем работ, который нужно сделать именно в
это время. Порой финансирование приходит в декабре: как их освоить, что на них
купишь, что построишь? А деньги нужно потратить в этом году, потому что если
что-то останется, окружная власть это будет учитывать и на следующий год
дотацию дадут меньше. Получается, что развитие жизни на селе зависит от окружной
власти, и когда какие-то деньги выделяются, глава администрации округа выглядит
благодетелем. Это очень порочная практика.
Отрегулировать эти поступления можно, например, с помощью налога на добычу
полезных ископаемых. Нефть - это достояние всего населения округа, значит,
каждый житель должен получить какую-то часть. Можно 50% от поступлений оставить
в окружном бюджете и 50% разделить среди муниципальных образований по количеству
жителей, чтобы каждое муниципальное образование и каждый житель свой процент от
этого налога имел через свой бюджет. А муниципальный бюджет, в свою очередь,
должен учитывать интересы населения. Тогда и население будет заинтересовано,
чтобы нефтедобыча в округе развивалась. А сегодня деньги от нефтедобычи идут в
окружной бюджет, и никому неизвестно, как они расходуются. Мы не ощущаем, что
живем в богатом краю: что 5 миллионов тонн в год добывали, что сегодня 10
миллионов тонн добываем, кардинального улучшения жизни округа нет.
Окружная власть к проблемам муниципальных образований должна подходить
справедливо. Если в Нарьян-Маре и поселке Искателей живет более половины жителей
округа, и они не имеют достаточных средств для финансирования текущих расходов,
о каком развитии может идти речь?
По нашим подсчетам в этом году за счет хорошего сбора налогов окружной бюджет
получит дополнительно 600-800 миллионов рублей. Как окружная власть распорядится
этими деньгами - это вопрос. В 2000 году, например, была такая же ситуация, и
власть не знала, как их истратить. Тогда на конец года осталось более 300
миллионов рублей. Полагаю, что и в этом году администрация не будет готова
распределить дополнительные деньги. Дай Бог, чтобы они разумно их расходовали на
благо жителей округа.
Я предлагаю передать их в Нарьян-Мар и сельским муниципальным образованиям для
погашения всех расходов, в том числе ПОК и ТС, коммунальным службам: Детские
сады и школы должны за питание, свет, тепло, в Пенсионный фонд в виде единого
социального налога. Бюджетным организациям города нужна помощь именно окружного
бюджета.
Сегодня есть возможность повысить заработную плату бюджетникам, не дожидаясь
конца года, а с 1 октября за счет дополнительных доходов. Необходимо учесть, что
со следующего года отменяется единая тарифная сетка, и регионам дают право
самостоятельно устанавливать размер заработной платы бюдженикам: есть деньги,
плати зарплату больше, по крайней мере, низкооплачиваемым категориям
бюджетников. У нас такая возможность есть. Есть возможность увеличить пособия
для пенсионеров - не на 500, а до 2 тысяч рублей. Это не такие большие деньги
для бюджета, и с такими доходами округу повышение по силам.
К сожалению, это не происходит. Говорят, рыба гниет с головы. Округу нужен
достойный руководитель: хороший экономист, финансист, менеджер, юрист. Именно
эти специальности дают возможность современному руководителю вести грамотную
экономическую политику региона, а жителям - жить достойно.
Руководитель налоговой службы НАО Анатолий МЯНДИН
| |