|
Каргополье
9 декабря 2006 (95)
Ирина РЫКОВА
Не упустить главное
В рамках областной конференции на тему "Муниципальная модель межведомственного
взаимодействия по профилактике асоциального поведения в детской и подростковой
среде", которая состоялась в Каргополе в середине ноября, был проведен "круглый
стол", где обсуждалась наработанная практика взаимодействия всех
заинтересованных структур в этом вопросе.
Тон в разговоре задала ведущий специалист департамента образования и науки
администрации области А.А.Ощепкова. Также на вопросы собравшихся за "круглым
столом" отвечали представители районов: Е.А.Дунаева - начальник отдела по
надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры
Архангельской области, В.В.Илюшина - ответственный секретарь областной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав, И.С.Терлецкая - начальник отдела
организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних управления
областного УВД.
А.А.Ощепкова:
- Во главе всей системы взаимодействия и координации деятельности всех органов
стоит КДН, все остальные органы работают под ее началом.
В связи с разделением полномочий проблема взаимодействия несколько осложнилась,
по крайней мере, с 2006 года. Раньше на территории МО школы, дет-ские дома,
центры социальной реабилитации были муниципальными, поэтому их было легче
контролировать, координировать и объединять усилия в работе. Сегодня у нас все
детские дома государственные, центры социальной реабилитации и органы социальной
защиты тоже, с первого января и коррекционные образовательные учреждения
перейдут на областной уровень. Поэтому могут возникать проблемы в работе по
профилактике подростковой преступности из-за разного подчинения учреждений. Но,
несмотря на это, КДН должны брать всех под свою опеку, под свое крыло.
Представитель г.Мирный:
- Мы в КДН неодно-кратно сталкивались с проблемой, когда детям в магазинах и
торговых точках продают спиртные напитки, а действенных мер на таких продавцов
нет.
Е.А.Дунаева:
- Статья 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) была и
есть, и она предусматривает в таких случаях продавцу штраф в размере от 500
рублей и выше, а юридическому лицу - до 3 тысяч рублей.
- Нам объясняли, что в данном случае необходимо иметь двух свидетелей, которые
видели, что несовершеннолетнему были проданы спиртные напитки.
Представитель из Онеги:
- У нас по этому поводу есть положительный опыт. Мы проводим рейды, уже около
четырех, два в районе и по городу. Сначала мы все делали своими силами. Брали
подставное лицо, шли в магазин. Ребенок покупает спиртное, мы это оформляем.
Берем с ребенка объяснение. Все остальное делает инспектор, потому что нам не
положено, мы не имеем права составлять протоколы. Дальше документы отправляем
или мировому судье, или в Архангельск. То есть основанием для разбирательства
является признание ребенка, что спиртное ему продали в таком-то ларьке. Этого
бывает вполне достаточно, чтобы привлечь к ответственности недобросовестных
продавцов и владельцев магазинов. Из ситуации выходим еще и следующим образом.
Идем к родителям, и они нам пишут заявление, что они не возражают и что их
ребенку подобная процедура не нанесет нравственной травмы. У подростка
спрашиваем, согласен он или нет, объясняем ему его права и обязанности. То есть
все делается только с согласия подростка и его родителей. Сначала у ребенка
спрашиваем, потом идем к родителям.
Представитель Вельска:
- Скажите, пожалуйста, есть ли какой либо закон, регламентирующий, на каком
расстоянии от школы могут быть расположены торговые точки, в которых продают
алкоголь и табак? И еще, дети находятся без надзора родителей после 22
часов. Что делать?
Е.А.Дунаева:
- Пока ничего на этот счет сказать нельзя, хотя эта тема обсуждается достаточно
широко. Генеральная прокуратура однозначно высказывается, что, если вы издадите
закон, запрещающий пребывание подростков на улице в вечернее время, это будет
нарушением их конституционных прав. Но, например, в Белгородской области есть
закон об ответственности родителей за воспитание, содержание, обучение
несовершеннолетних. Там сказано, что родители несут ответственность за
воспитание детей, и конкретизируется, в чем это проявляется: обязаны обеспечить
посещение ребенком школы, следить, чтобы он в ночное время дома был и так далее.
Нормы прописаны. Ответственность законодательно несут родители, ни о каком
ущемлении конституционных прав несовершеннолетних речи не идет. К сожалению, у
нас в области такой специальной ответственности родителей за воспитание детей
не предусмотрено. Но кто вам мешает воспользоваться в таких случаях статьей 5.35
КоАП РФ? Надо лишь как можно тщательнее подходить к написанию протоколов:
аргументировать и мотивировать.
Представитель Онеги:
- У нас опыт есть по применению статьи 5.35. Коллеги из ГИБДД как-то спросили,
что можно сделать, когда за рулем сидит несовершеннолетний до 16 лет,
естественно, без прав. Мы долго думали. Потом внимательно посмотрели Семейный
кодекс и стали привлекать в подобных случаях родителей подростков, описывая
фабулу статьи 12.17, которую ребенок нарушает, и прописывая, что он тем самым
подвергает свою жизнь опасности. Статья работает, КДН такие протоколы
принимает. Все действия, естественно, согласованы с прокуратурой.
Представитель Мирного:
- Что делать, когда ребенок во время учебных занятий посещает игровые автоматы?
Е.А.Дунаева:
- До восемнадцати лет ребенок не имеет права без сопровождения взрослых
посещать залы игровых автоматов в любое время, не говоря уж о вечернем и тем
более ночном. Следить за этим должны владельцы таких залов. Если они эти правила
игнорируют, значит, их надо наказать. Оштрафуете один раз, в другой он уже и
близко не пустит подростка к своему заведению.
Представитель Каргополя:
- Я представляю здесь Каргопольский детский дом. Очень часто предприниматели
забирают наших воспитанников на работу на пилораму укладывать доски. Подъезжают
к детскому дому, забирают детей и увозят. Мы несколько раз обращались в
милицию, но все заканчивалось тем, что там констатировали: нарушений никаких
нет, дети едут на работу по своему доброму согласию.
Е.А.Дунаева:
- Давайте определимся, во-первых, с возрастом ваших воспитанников, которые
привлекаются предпринимателями к работам.
- Возраст разный, где-то лет с четырнадцати. Увозят даже в Архангело, даже в
лесосеки могут увезти. Мы утром отправляем ребенка в школу, а он там не
появляется.
Е.А.Дунаева:
- Вы, насколько я понимаю, являетесь законным представителем ваших
воспитанников. По Трудовому кодексу можно привлекать к труду подростков с 14-16
лет, но при условии, что труд не вредит их здоровью и не мешает
образовательному процессу. Но только с согласия их законного представителя, то
есть вас. Вы должны провести разъяснительную работу прежде всего с самими
ребятами. Что касается предпринимателей, то, думаю, здесь надо тоже работать
законными путями, в плане соблюдения трудового законодательства. Сообщить
предпринимателям, что они могут быть привлечены к ответственности за незаконное
использование труда несовершеннолетних без согласия законных представителей
детей.
Представитель из Северодвинска:
- Хочется высказаться по поводу статьи, о которой сегодня шла речь: о
ненадлежащем исполнении своих родитель-ских обязанностей. Прозвучало, что не
все семьи, которые привлекаются по этой статье, могут быть должным образом
наказаны. Штрафы у них нечем платить. По опыту других областей я знаю, что такие
родители привлекаются к общественным работам. Нельзя ли хотя бы на областном
уровне сделать такой закон?
Е.А.Дунаева:
- Это можно сделать даже на уровне школы, инициатива должна идти от родителей,
от их общественного органа, педсовета школы. Норма вводится в правила поведения.
Эта норма уже есть во многих образовательных учреждениях.
Представитель Вельска:
- У нас эта статья работает хорошо, сотрудники комиссии по делам
несовершеннолетних актов составляют очень много. Но я хочу обратить внимание на
то, как работает эта статья. Она работает на тех родителей, которым еще стыдно
пойти на комиссию. Очень согласны с предложением Северодвинска: не всегда надо
наказывать нерадивых родителей рублем. Иногда - и общественными работами. Кроме
того, мы у себя давно обсуждаем проблему родителей, которые лишены родительских
прав. Уж очень государство к ним лояльно. Ребенка забирают, и родители не несут
за это никакой ответственности. Забрали, и хорошо, они снова свободны. Считаем,
что какую-то ответственность эти родители должны нести, например оплачивать
содержание детей в детских домах.
Е.А.Дунаева:
- Думаю, что это предложение бесперспективное в плане установления
ответственности родителей, лишенных родительских прав. Единственное действие,
когда лишают родительских прав, - это взыскание алиментов. А чтобы алименты
взыскивались, надо, чтобы заработали в полную силу судебные приставы. Структуры
все есть, законы предусмотрены, в наличии имеются, плохо подчас работают
судебные исполнители. Есть ведь и уголовная ответственность за неуплату
алиментов.
Представитель Вельска:
- Мы тоже обсуждали позицию президента по увеличению рождаемости по стране. Кто
нарожает детей, это большой вопрос. Может случиться так: женщины получат
материнский капитал, а потом их дети окажутся в детских домах.
Е.А.Дунаева:
- У меня будет конкретное предложение в резолюцию нашей конференции:
руководствуясь новым законом, который принят в Архангельской области о
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должен быть
создан специальный уполномоченный орган исполнительной власти Архангельской
области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Он пока не создан. Но мы, я думаю, если такое предложение запишем, убьем сразу
двух зайцев. Во-первых, мы заставим власть создать этот орган, во-вторых, мы
сразу ему поручим разработать постановление главы администрации области о
порядке межведомственного взаимодействия по координации деятельности всех
заинтересованных органов и учреждений. На сегодня такого закона нет, но пусть он
будет рожден на уровне главы администрации области.
Представитель Вельска:
- Хотелось бы защитить педагогов в таком плане. У меня создалось впечатление,
что все, что сейчас делается в плане профилактики безнадзорности и подростковой
преступности, неэффективно, потому что у нас до сих пор сохраняется уровень
преступности несовершеннолетних. Но педагоги, которые заняты этим, делают очень
много, и им надо сказать огромное спасибо за ту работу, которую они проводят в
своих образовательных учреждениях. Думаю, что предложение по поводу еще одного
контролирующего органа абсолютно неуместно и неэффективно.
Представитель Каргополя:
- У многих педагогов отношение к КДН однозначное. КДН для всех родителей без
исключения является карающим органом. Давайте не забывать, что категории
родителей разные, есть мамы, попавшие в сложную ситуацию и воспитывающие детей в
одиночку. Я понимаю, что реабилитационные центры нужны. Но сегодня должны
работать в первую очередь комиссии, помогать мамам и папам в воспитании их
детей. Когда в комиссии работает один секретарь, вообще непонятно, что он может
сделать. Полагаю, что там должен быть психолог, там нужен социолог. Комиссия
должна помогать, а не наказывать. Давайте сделаем акцент на защиту прав
подростков. Здравоохранение привлечь, когда маму-папу можно еще в чувство
привести, пока ребенок еще маленький. А то мы беремся за подростка, который уже
совершил правонарушение, когда мы уже почти его потеряли. Возможно, нужны законы
на уровне МО. Давайте их примем, чтобы сохранить семьи и детей, в них растущих.
Е.А.Дунаева:
- Я считаю, что законы у нас написаны неплохие. Ведь функция КДН по
рассмотрению дел в отношении подростков и их родителей - только одна из многих.
Вы почитайте все остальные функции. В том числе и по координации усилий всех
заинтересованных органов. Главное - соблюсти интересы детей. Это как раз и есть
главная работа КДН.
В.В.Илюшина:
- Ждать, что штатный работник комиссии разрулит все проблемы, - это утопия.
Утопия, если мы не поймем, что комиссия - это орган, где можно согласовывать все
возникающие вопросы, можно разобраться в проблемах. Насчет приютов и центров
другого мнения и быть не может - они нужны. Но на государственном уровне должны
быть предусмотрены меры не только по их созданию и содержанию, но и меры
поддержки семей. Ведь сегодня, чтобы создать место в дошкольном детском
учреждении, надо затратить тысяч пять рублей. А может быть, лучше поддержать
мам, которые хорошо воспитывают своих детей? Это должна быть государственная
политика. Если мы не будем поднимать престиж семьи, кого же мы воспитаем?
Никакие наши рейды и акты не спасут детей. Психологов надо вводить не в
комиссии, психологические службы надо вводить на уровне муниципалитетов. Сейчас
на уровне правительства решается вопрос о помощи семьям, разным семьям -
приемным, патронатным и так далее. Но и профилактика от нас с вами не уйдет. И
работы хватит еще на долгие годы, к сожалению.
Представитель Мирного:
- Мы, что зависит от нас, выполняем. Но есть своя специфика. У нас нет проблем
с трудоустройством граждан, наоборот, родители в семьях очень много работают. Но
и в благополучных семьях мамам и папам некогда воспитывать ребенка, они заняты
зарабатыванием денег.
Представитель Вельска:
- У нас много лесных поселков, в которых на сегодняшний день царит
безработица. Приходится проводить много рейдов по профилактике безнадзорности.
Выезжаем в школы, где в течение целого дня ведется работа: внеклассные часы,
индивидуальные профилактические беседы, выход в трудные семьи, выездные
заседания КДН в некоторых пунктах проводим. Все это заканчивается родительскими
собраниями, где выступают, кроме сотрудников мной названных, представители
здраво-охранения и т.д. Что касается взаимодействия, то координирует все по 120-
му закону КДН. У нас она работает отлично.
Представитель Мирного:
- Мы хотим рассказать о нашей работе по профилактике пропусков занятий детей в
школах. Город у нас разбит на зоны. В каждой зоне создается группа, в которую
входит представитель ОВД. Школы предоставляют списки учащихся, которые
пропускают занятия без уважительных причин, составляется общий список по городу.
Потом комиссия ходит не только по квартирам, но охватывает и игровые территории,
на которых может находиться подросток, пропускающий уроки, ходит просто по
улицам в учебное время. С детьми ведутся беседы. Потом составляется общий отчет,
подводятся итоги. Мероприятия эти, как показала жизнь, очень действенные.
Раньше мы это делали каждую четверть, теперь только раз в полгода. Третий год мы
проводим декаду знаний, которая проходит в одно и то же время. Все структуры
межведомственного характера работают одновременно. Выбираем очень интересные
формы. Например, пресс-конференция для старше-классников, куда одновременно
приглашаются представители церкви, органов власти, ОВД, социальной защиты и
т.д. Дети не только слушают, но и задают во-просы.
Представитель Вельска:
- У нас тоже есть опыт в плане взаимодействия различных структур. Совместно с
общеобразовательными учреждениями поселка Кулой у нас разработана программа "Я
гражданин России". Вышли на местную администрацию, заложили на эти цели в бюджет
35 тысяч рублей. Появилась возможность вывозить ребят на экскурсии, подключаем
сюда депутатов областного, районного Собраний. В мае ездили в Каргополь,
несколько раз возили детей в Вельск. С туристической фирмой у нас завязались
неплохие отношения. Кроме этого, проводим спортивные мероприятия. А 14
ноября у нас закончился конкурс плакатов "Я против алкоголя, наркотиков и
курения". Администрация нам выделила деньги на поощрение всех участников.
Опираясь на опыт, я призываю коллег использовать нестандарт-ные методы работы.
Польза от них очень большая.
А.А.Ощепкова:
- То, что прозвучало, очень актуально. Нужно выносить эти вопросы на широкое
обсуждение в средствах массовой информации. Проблема профилактики подростковых
правонарушений ни в коем случае не должна замалчиваться.
Подготовила Ирина РЫКОВА.
| |