Пресса Архангельской области
 


Каргополье
18 марта 2006 (20)
А.Попов

Подводному флоту - 100 лет

"ДЕЛЬФИНЫ" XXI ВЕКА

19 марта 1906 года приказом по Морскому ведомству России подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей флота. Моряки-подводники своими победами в годы войны и мирное время вписали яркие страницы в историческую летопись флота России. Вместе с моряками славу флота приумножали и российские корабелы. В воскресенье, 19 марта, наша страна, морская держава, будет отмечать 100-летие подводных сил и День моряка-подводника.

А как в России начиналось рождение подводного флота? Сделаем краткий экскурс в прошлое. В начале 18 века плотник Ефим Никонов (подмосковное село Покровское) подал на имя Петра I челобитную с предложением "построить потаенное судно". Работы начались, но после смерти Петра I прекратились.

В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге была построена подлодка по проекту инженера К.А.Шильдера (субмарина двигалась по принципу утиных лапок - попарно на каждом борту). Их приводили в действие матросы-гребцы. На электродвижение Шильдер эту подлодку так и не успел перевести. В 1841 году работы по совершенствованию субмарины были прекращены.

В 1884 году русский изобретатель С.К.Джевецкий установил на подлодке своей конструкции электродвигатель мощностью в 1 л.с. с новым в то время источником электроэнергии - аккумуляторной батареей.

Проект первой русской боевой подлодки "Дельфин" был разработан в 1901 году кораблестроителем И.Г.Бубновым, инженером-механиком И.С.Горюновым и первым командиром М.Н.Беклемешиным. Новизна проекта заключалась в том, что цистерны главного балласта были вынесены из прочного корпуса в легкий, обшитый досками и покрытый листами оцинкованного железа. Лодку построили на Балтийском заводе в Петербурге, а в строй подводный корабль вступил в мае 1904 года в разгар русско- японской войны. По железной дороге субмарину до-ставили во Владивосток, где в феврале-мае 1905 года она неоднократно выходила в море на поиск неприятельских кораблей.

Принимал "Дельфин" участие и в первой мировой войне. В 1916 году лодку вновь отправили по железной дороге, но уже в Архангельск, для участия в обороне Кольского залива. Находилась субмарина в строю до августа 1917 года. Советское подводное судостроение развернулось к 1921 году. К началу Великой Отечественной войны наш флот насчитывал 212 подводных лодок, подавляющее большинство которых составляли "щуки" - средние подводные лодки. За боевые подвиги гвардейского звания было удостоено 5 подводных лодок этой серии, а орденом Красного Знамени награждены 12. Высокого звания Героя Советского Союза в годы войны удостоились 25 совет-ских подводников, среди которых И.Колышкин, Н.Лунин, В.Стариков, М.Гаджиев, А.Маринеско. На счету последнего гибель немецкого лайнера "Вильгельм Густлов", на борту которого находилось более 6 тысяч гитлеровцев, из них 3700 подводников, направлявшихся к месту службы.

В 50-е годы наша страна взяла курс на строительство атомного подводного флота. В сентябре 1955 года на Севмашпредприятии Молотовска (ныне Северодвинска) была заложена первая атомная подлодка К-3 проекта 627А "Ленинский комсомол". Спустили корабль на воду 9 августа 1957 года. Именно "Ленинский комсомол" впервые в СССР в 1962 году достиг в подводном положении Северного полюса. С внедрением на подлодках ракетно-ядерного оружия они превратились в главную ударную силу флота. С 1967 года в СССР было построено 196 атомных подлодок.

Именно с этого года флоту были переданы АПЛ нового поколения трех классов:

АПЛ стратегического назначения, вооруженные баллистическими ракетами для поражения наземных целей;

АПЛ с крылатыми ракетами для борьбы с надводными кораблями;

АПЛ многоцелевые с ракетоторпедным комплексом для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.

Подавляющее большинство атомных подлодок по-строено на верфях северо-двинского Севмаша; отремонтировано и переоборудовано - на северодвинской "Звездочке". Эти орденоносные предприятия и сегодня продолжают быть лидерами в атомном судостроении и судоремонте России. Только один пример: в начале текущего года "Звездочка" после ремонта передала Краснознаменному Северному флоту очередной ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула". Это отличный подарок Родине в канун 100-летия подводных сил ВМФ.

Можно с гордостью сказать, что среди моряков-подводников, судостроителей и судоремонтников немало наших земляков. Они, как и в прошлые годы, несут океанские вахты, строят и ремонтируют подводные ракетоносцы. С праздником, подводники и корабелы России - великой морской державы!

А.Попов, член Союза журналистов России, ветеран-подводник.

На снимках: каргополец Дмитрий Карбасников - торпедист с атомной подлодки "Рязань" (слева); ракетный подводный крейсер "Тула".

Фото В.Николаева и В.Ковпака.

Как нам стало известно, группа наших земляков, работающих на северо-двинской "Звездочке", в канун 100-летия юбилея подводных сил России, который отмечается 19 марта, награждена медалями "100-летие подводных сил России". В числе их и наш коллега. С наградой, Анатолий Андреевич!



Каргополье:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя