Каргополье
18 марта 2006 (20)
А.Попов
Подводному флоту - 100 лет
"ДЕЛЬФИНЫ" XXI ВЕКА
19 марта 1906 года приказом по Морскому ведомству России подводные лодки были
объявлены самостоятельным классом кораблей флота. Моряки-подводники своими
победами в годы войны и мирное время вписали яркие страницы в историческую
летопись флота России. Вместе с моряками славу флота приумножали и российские
корабелы. В воскресенье, 19 марта, наша страна, морская держава, будет отмечать
100-летие подводных сил и День моряка-подводника.
А как в России начиналось рождение подводного флота? Сделаем краткий экскурс в
прошлое. В начале 18 века плотник Ефим Никонов (подмосковное село Покровское)
подал на имя Петра I челобитную с предложением "построить потаенное судно".
Работы начались, но после смерти Петра I прекратились.
В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге была построена
подлодка по проекту инженера К.А.Шильдера (субмарина двигалась по
принципу утиных лапок - попарно на каждом борту). Их приводили в действие
матросы-гребцы. На электродвижение Шильдер эту подлодку так и не успел
перевести. В 1841 году работы по совершенствованию субмарины были прекращены.
В 1884 году русский изобретатель С.К.Джевецкий установил на подлодке своей
конструкции электродвигатель мощностью в 1 л.с. с новым в то время источником
электроэнергии - аккумуляторной батареей.
Проект первой русской боевой подлодки "Дельфин" был разработан в 1901 году
кораблестроителем И.Г.Бубновым, инженером-механиком И.С.Горюновым и первым
командиром М.Н.Беклемешиным. Новизна проекта заключалась в том, что цистерны
главного балласта были вынесены из прочного корпуса в легкий, обшитый досками и
покрытый листами оцинкованного железа. Лодку построили на Балтийском заводе в
Петербурге, а в строй подводный корабль вступил в мае 1904 года в разгар русско-
японской войны. По железной дороге субмарину до-ставили во Владивосток, где в
феврале-мае 1905 года она неоднократно выходила в море на поиск неприятельских
кораблей.
Принимал "Дельфин" участие и в первой мировой войне. В 1916 году лодку вновь
отправили по железной дороге, но уже в Архангельск, для участия в обороне
Кольского залива. Находилась субмарина в строю до августа 1917 года. Советское
подводное судостроение развернулось к 1921 году. К началу Великой Отечественной
войны наш флот насчитывал 212 подводных лодок, подавляющее большинство которых
составляли "щуки" - средние подводные лодки. За боевые подвиги гвардейского
звания было удостоено 5 подводных лодок этой серии, а орденом Красного Знамени
награждены 12. Высокого звания Героя Советского Союза в годы войны удостоились
25 совет-ских подводников, среди которых И.Колышкин, Н.Лунин, В.Стариков,
М.Гаджиев, А.Маринеско. На счету последнего гибель немецкого лайнера "Вильгельм
Густлов", на борту которого находилось более 6 тысяч гитлеровцев, из них 3700
подводников, направлявшихся к месту службы.
В 50-е годы наша страна взяла курс на строительство атомного подводного флота. В
сентябре 1955 года на Севмашпредприятии Молотовска (ныне Северодвинска) была
заложена первая атомная подлодка К-3 проекта 627А "Ленинский комсомол". Спустили
корабль на воду 9 августа 1957 года. Именно "Ленинский комсомол" впервые в СССР
в 1962 году достиг в подводном положении Северного полюса. С внедрением на
подлодках ракетно-ядерного оружия они превратились в главную ударную силу флота.
С 1967 года в СССР было построено 196 атомных подлодок.
Именно с этого года флоту были переданы АПЛ нового поколения трех классов:
АПЛ стратегического назначения, вооруженные баллистическими ракетами для
поражения наземных целей;
АПЛ с крылатыми ракетами для борьбы с надводными кораблями;
АПЛ многоцелевые с ракетоторпедным комплексом для борьбы с подводными лодками и
надводными кораблями.
Подавляющее большинство атомных подлодок по-строено на верфях северо-двинского
Севмаша; отремонтировано и переоборудовано - на северодвинской "Звездочке". Эти
орденоносные предприятия и сегодня продолжают быть лидерами в атомном
судостроении и судоремонте России. Только один пример: в начале текущего года
"Звездочка" после ремонта передала Краснознаменному Северному флоту очередной
ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула". Это отличный
подарок Родине в канун 100-летия подводных сил ВМФ.
Можно с гордостью сказать, что среди моряков-подводников, судостроителей и
судоремонтников немало наших земляков. Они, как и в прошлые годы, несут
океанские вахты, строят и ремонтируют подводные ракетоносцы. С праздником,
подводники и корабелы России - великой морской державы!
А.Попов, член Союза журналистов России, ветеран-подводник.
На снимках: каргополец Дмитрий Карбасников - торпедист с атомной подлодки
"Рязань" (слева); ракетный подводный крейсер "Тула".
Фото В.Николаева и В.Ковпака.
Как нам стало известно, группа наших земляков, работающих на северо-двинской
"Звездочке", в канун 100-летия юбилея подводных сил России, который отмечается
19 марта, награждена медалями "100-летие подводных сил России". В числе их и
наш коллега. С наградой, Анатолий Андреевич!
|