|
Каргополье
1 апреля 2006 (24)
Маргарита ПОТАПОВА.
Гламур во сне и наяву
Тот, кто успел подзабыть творчество драматурга Островского, после просмотра
спектакля "Женитьба Бальзаминова", премьера которого состоялась накануне
Международного дня театра в прошлое воскресенье в Центре культуры, вспомнит его
пьесы, а читатель, знакомый с его произведениями, осмыслит их по-новому.
За два часа сценического времени народный театр сумел вместить и показать
зрителям целый пласт русской жизни середины позапрошлого века. И хоть с тех пор
прошло много времени, не покидает ощущение, что перед нами картины, напоминающие
современность. Похоже, мир не только остановился в своем развитии, но и повернул
вспять. Как и тогда, перед нами богатые и бедные, страдающие от своей бедности
и одержимые непременно стать богатыми. Как и тогда, никчемными для многих
кажутся лучшие чувства и качества, потому что мерилом ценности человека стали
не ум и не талант, а количество имеющихся в кармане денег или умение их добыть
любой ценой. Как резонно, с железной житейской логикой рассуждают герои
спектакля в гостиной Бальзаминовых: "Зачем нам ум? С деньгами-то мы и без ума
проживем!"
Впрочем, спектакль меньше всего страдает каким-либо морализаторством. По замыслу
авторов, это легкое и искрометное действо, комедия положений. Убегая через
забор из дома Анфисы Поженовой, Миша Бальзаминов попадает в сад вдовы
Белотеловой и, чтобы не быть заподозренным ею в воровстве, вынужден, по совету
свахи, сказать, что влюблен в нее. Признание зажигает в Белотеловой настоящую
страсть. И пусть она слишком толста и далека от идеала, нарисованного
воображением Бальзаминова, зато состоятельна и по этой причине, по всем правилам
жизни, завидная партия для любого бедного жениха.
Восприятие спектакля лишь усиливают внеш-ние эффекты, которые можно назвать
находкой режиссера С.П.Федосеевой. Не отягощенное раздумьями о смысле жизни
существование обитателей Замоскворечья скрашивают лишь сны, отражающие их явные
и тайные стремления. Зрители словно проникают в подсознательную жизнь героев.
Вот незнакомка сладким голосом зовет и манит за собой нашего героя со словами:
"Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!". Одурманенный видением, он
приподнимает вуаль, видит под ней чудовище и просыпается со страшным криком. Вот
Белотелова, убаюканная сладкими речами свахи, засыпает прямо на стуле и видит
нагаданного ей червового короля в опасном окружении пиковой и крестовой дам.
В этих снах нет полета фантазии, они как продолжение скучных и серых дней
героев, единственным развлечением которых становится толкование этих снов между
бесконечными чаепитиями и пустыми разговорами.
Поразительно переживание зрительного зала игре актеров, выбор которых сделан
режиссером очень точно. Андрей Агапитов изображает своего героя, созданным
изначально с душой более тонкой и деликатной, нежели окружающие его люди.
Недаром все они то и дело пытаются внушить ему, что он глуп. И небезрезультатно,
ибо в мечтах он предпочитает видеть себя в образе своего друга Лукьян Лукьяныча
- нахрапистым, беспардонным, не верящим ни в любовь, ни в дружбу, способным ради
богатства на самые рискованные поступки. Очень хорош в этой роли Радик Аднобаев!
Убедительно играют Маргарита Богачкина (Бальзаминова) и Лидия Мартынова
(Белотелова). Вдохновенно и легко исполняют свои роли Светлана Григорьева
(сваха) и Татьяна Аннина (Матрена). Уверенно чувствуют себя на сцене молодые
актеры Н.Богачкина, Н.Богданова и А.Филина. Еще одной находкой режиссера стало
участие в спектакле воспитанниц С.А.Григорьевой из танцевального коллектива
"Калейдоскоп". При минимуме с большим вкусом оформленных декораций (спасибо
Е.И. и П.П.Диковым) каждое их появление на сцене - словно яркая связующая
ниточка между различными сценами.
В финале сваха передает Бальзаминову часы покойного мужа Белотеловой как ее
признание в любви. И он, и все окружающие счастливы. Нет причин быть
недовольными и нам, зрителям, получившим в начале весны от талантливого
коллектива народного театра прекрасный подарок - зрелищный и яркий спектакль.
Фото В.Успенского.
| |