Каргополье
12 апреля 2006 (27)
Ю.Кимаев.
Сегодня - день космонавтики
Лицом к лицу с Гагариным
Готовясь к очередной годовщине со дня первого космического полета человека, мы,
педагоги Мурмана, не могли предвидеть, что встретимся лицом к лицу с Юрием
Алексеевичем Гагариным: В город Североморск космонавт приезжал по приглашению
командования Северного флота на атомную подводную лодку. Адмирал флота Федор
Яковлевич Сизов по-дружески сообщил нам, что он устроит сюрприз и после встречи
первого космонавта с экипажем подводной лодки будет сопровождать его в среднюю
школу N1 для выступления перед учителями и старшеклассниками.
Все мы знали, что в первый космический отряд старший лейтенант морской авиации
был отобран из поселка Сафоново, а о своем первом полете рапортовал в погонах
майора. Радостно было сознавать: североморец стал национальным героем.
Журналисты центральной прессы дорожили каждым гагаринским высказыванием, но не
сумели попасть в закрытый город и просили меня в подробностях рассказать о
пребывании Юрия Алексеевича Гагарина в Североморске. Мои материалы были
опубликованы в двух московских журналах. В течение часа космонавт выступал в
актовом зале школы, и мы записывали его выступление на магнитофон.
Для читателей "Каргополья" воспроизвожу несколько впечатляющих эпизодов. В
кабинете директора А.А.Верещагина на беседе с Юрием Алексеевичем кроме директора
присутствовали завуч В.И.Иванова, сопровождающий космонавта-полковника адмирал
Ф.Я.Сизов и я, работавший тогда завучем школы-интерната и инспектором учреждений
образования.
- Я хорошо представляю сложности вашего труда, - сказал Юрий Алексеевич, - я
педагогику постигал, когда работал вожатым в пионерлагере. Значит, мы с вами -
коллеги.
Для нас это признание было откровением: в печати упоминания об этом факте мы не
встречали. Каждого из нас охватил внутренний подъем, когда мудрый собеседник
заговорил с нами о наиболее эффективных методах передачи знаний от человека
человеку.
Многие мальчишки и юноши бредили космосом, желая продолжать космическую
эстафету. Зная это, Юрий Алексеевич сориентировал учительство, молодежь и
научные организации на другую важную проблему:
- Изучение океана не менее важно, чем изучение космоса. Океан - это опытное
поле, имеющее неисчислимые возможности для посева и сбора урожая нужной нам всем
продукции. Назрела необходимость создать подводную плавучую научную лабораторию
типа подводной лодки.
Адмирал поддержал предложение космонавта и пояснил: решение должно приниматься
на правительственном уровне.
Правительства скороспело менялись одно за другим, земные неурядицы вытесняли
проблемы океанские. Однако учителя-североморцы жили в атмосфере готовности к
прорыву во всех областях человеческой деятельности и интенсивно искали способы
профессионального и социального совершенствования общества. Никто тогда и
представить себе не мог разоренного Отечества, в каком теперь проживаем.
Социологическое понятие "стагнация" стало привычным в нашем лексиконе:
Мне навсегда запомнились и обаятельная, весь мир облетевшая гагаринская улыбка,
и дружелюбие, и любовь к детям, и простота в общении, и крепкое рукопожатие.
Как инспектирующему учреждения образования, мне много раз приходилось
рассказывать в различных коллективах о пребывании космонавта N1 в Североморске.
|