Каргополье
12 апреля 2006 (27)
Наталья ЗМЕЕВА
Приоритет - социальной миссии
Состоялось очередное отчетное собрание уполномоченных пайщиков района
Много хорошего сделано на предприятии за последние годы: ремонтируются
магазины, закупается современное оборудование, наполнились товарами прилавки.
Растет розничный оборот, что в немалой степени связано с во-влечением в торговлю
собственной продукции. В райпо стараются держать на уровне свое производство.
Хватает здесь и проблем, в первую очередь финансовых. Высоки затраты на
электроэнергию, отопление, ремонт ветшающего оборудования, транспортные
расходы. Бесперебойная работа цехов во многом зависит от стабильного
обеспечения сырьем. К сожалению, сегодня в районе практически нет мяса для
производства колбасы и консервов, закупать его приходится на стороне. Это тоже
требует немалых денежных средств.
Еще одна проблема - заготовки. Вроде бы и цены закупочные регулируются, и
заготовителей на местах, в первую очередь пайщиков, кооператоры стараются как-
то стимулировать. Но поскольку кредиты на заготовки нынче не дают,
рассчитываться с ними приходится из оборотных средств, которых и так крайне не
хватает. Отрицательно сказывается и увеличение налогов. Только за прошлый год
их пришлось заплатить более шести с половиной миллионов рублей. Включая налог на
загрязнение окружающей среды.
Материальные затраты несет предприятие и по так называемой социальной миссии. Ее
выполнение потребкооператоры считают для себя одной из приоритетных задач. В
убыток себе торгуют они в отдаленных населенных пунктах. Находящиеся там
торговые точки имеют, как правило, небольшой оборот. Расходы по содержанию,
доставке товаров значительно превышают доходы. Понимая, что в деревнях с
небольшим числом жителей магазины, пожалуй, единственное, что осталось от
социальной сферы, предприятие пока не идет на их закрытие. Хотя вопрос об этом
стоит уже не первый год. В райпо считают, что только совместными усилиями, при
поддержке со стороны органов муниципальных образований, в том числе сельских,
можно его решить.
Важность социальной работы райпо отмечали все выступающие на собрании: от главы
районной администрации В.Б.Байпшиса до священника Виктора Пантина, настоятеля
храма Рождества Иоанна Предтечи. О наказах своих членов пайщиков еще раз
напомнили уполномоченные, предложения по улучшению работы кооператоров высказал
председатель правления облпотребсоюза Ю.А.Брянцев.
Наиболее интересные выступления мы решили опубликовать.
Отец Виктор ПАНТИН:
- Наша общая обязанность - предо-ставить возможность трудиться райпо, причем на
условиях более выгодных. Конкурентов сейчас много, но преимущество должно быть
у местных производителей. Это одна из тех организаций, которая пользуется
доверием у населения. Как и церковь, служит его интересам.
Я не экономист, не могу давать рекомендации. Но считаю, что администрация района
должна оказывать сельским магазинам помощь в приобретении оборудования и др.
Предприниматели, занимающиеся заготовкой леса, могли бы, например, бесплатно
давать материал для ремонта.
Е.Е.КОЛЛЕГИЧЕВА, уполномоченная д.Печниково:
- Беспокоит большая текучесть кадров. Молодежи работает мало, зарплата
мизерная, а семью надо кормить. Молодежь надо заинтересовать, с ней надо
работать, обучать, а не выезжать на ветеранах. Просим возобновить продажу
товаров под запись, тогда и оборот увеличится.
Л.А.ПОПОВА, глава МО "Ошевенское":
- Я провела опрос среди жителей нашей деревни: устраивает ли их работа магазина
и какие бы изменения хотелось бы им видеть. Многим нравится большой выбор
продукции собственного производства, разнообразие ассортимента. Больше стали
торговать промышленными товарами.
Заявки в основном выполняются, но вот строительные материалы (ДВП, шифер,
кирпич, стекло) поступают с большим опозданием или не поступают вообще.
Беспокоит, что кафе "Ошевенские зори" признано комиссией аварийным, а впереди
лето - период массового отдыха людей. В плохом состоянии находится и
автомашина, которая обслуживает наш тракт.
В.Б.БАЙПШИС, глава МО "Каргопольский муниципальный район":
- Хочу поблагодарить за ту большую социальную нагрузку, которую вы несете. Надо
посмотреть моменты, которые мешают вам в работе. Конкуренция ведь тем и хороша,
что она двигатель прогресса. Если предприниматель оказался в лучших временных
условиях, то надо гибко подходить к этому во-просу. Не надо течь по течению,
надо своевременно реагировать на налоговые изменения. У нас есть депутат Госдумы
В.А.Мальчихин, я могу выйти на него с законодательной инициативой насчет
налоговых послаблений для потребкооперации.
Ясно, что райпо несет социальные издержки. Если магазин в селе убыточный, надо
выносить этот вопрос на Собрание депутатов и убеждать, что он нужен жителям. Для
этого нужны расчеты и доказательная база. Сельские поселения также могут
принимать решения на местах, нужно выходить в МО со своими предложениями.
Что касается производства, то ваша продукция, несомненно, высокого качества, но
ее (дорогую) не может купить население с низкими доходами. Значит, надо думать
над освоением выпуска более дешевых видов колбас.
Подготовила Наталья ЗМЕЕВА.
|