Каргополье
12 апреля 2006 (27)
М.Вахрамеева
Предшкольное образование: во благо, а не во вред
На состоявшемся в конце марта совещании, в котором приняли участие заведующие
дошкольными образовательными учреждениями, директора школ-детских садов, наряду
с другими был обсужден во-прос так называемого предшкольного образования.
Этот термин появился в результате примечательной инициативы министерства
образования. Педагогов и руководителей ДОУ беспокоит вопрос: какая
образовательная концепция стоит за ним? Что в предшкольном образовании будет
происходить такого, чего нет в современном детском саду?
Целостность до-школьного образования дает возможность каждому ребенку от
рождения до семи лет развиваться в своем темпе, сохраняя индивидуальность.
Предшкольное образование ориентирует педагогов и родителей на специальную
подготовку детей к школе. Думаю, что преждевременное обучение не всегда идет им
во благо.
Педагогам и родителям была предложена анкета с вопросами: считаете ли вы, что
современная сфера дошкольного образования нуждается в изменениях? Является ли
важным моментом подготовка детей к школе? Достаточный ли, на ваш взгляд, уровень
подготовки ребенка к школе в условиях детского сада? Где долж-на осуществляться
подготовка к школе, кто способен наиболее качественно ее проводить?
Более половины опрошенных родителей ответили, что дошкольное образование в
основном не нуждается в изменениях, а если и нуждается, то лишь частично. Все
без исключения считают важным моментом подготовку детей к школе и необходимость
предшкольного образования. Родители написали, что дети должны готовиться к школе
в условиях дет-ского сада, в том числе посещать индивидуальные занятия с
педагогами по подготовке к школе в учреждениях дополнительного образования.
Большинство из них считает наиболее важными в воспитании и обучении
дошкольников такие направления, как оздоровление и сбалансированное питание,
физическое развитие, индивидуальный подход к ребенку, общение детей со
сверстниками, своевременную коррекцию дефектов развития и только потом -
обучение детей письму и счету, ино-странному языку.
Наверное, стоит подумать о вариативности дошкольного образования в районе. Чтобы
выбирать, надо, чтобы было из чего выбирать. Значит, должно быть многообразие
услуг: это группы для детей раннего возраста, группы развития для детей 3-7 лет,
группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Маленький ребенок непосредственен. Если ему интересно - он с восторгом поглощает
то, чему вы его учите. Если нет, никакие уговоры и строгости не помогут. Есть
точка зрения, что дети сейчас другие, жизнь другая, что ребенок - это маленький
взрослый, а значит, то, что интересно и значимо мне, полезно и моему ребенку, и
это уже реальность. С ребенком можно говорить об очень сложных вещах, но при
этом надо сделать так, чтобы ему было понятно и интересно.
Дошкольные учреждения города организуют дополнительные образовательные услуги по
обучению детей изодеятельности, хореографии, приобщению к истокам русской
народной культуры с учетом того, что дети живут в замечательном городе, имеющем
свои традиции и обычаи.
Думаю, что тема предшкольного образования еще будет обсуждаться на родительских
собраниях, методобъ-единениях воспитателей и учителей начальных классов. Но
вывод можно сделать уже сейчас. Нужно восстанавливать хорошие, создавать новые
условия для семей, детей, педагогов, проводить демографическую политику.
Безусловно, нужны серьезные федеральные программы социальной поддержки семьи и
детства.
М.Вахрамеева, ведущий специалист управления образования.
|