|
Каргополье
20 сентября 2006 (72)
Маргарита ПОТАПОВА
Позвала Швейцария
Экслибрисы - давняя и прочная любовь знаменитого каргопольского художника
Г.А.Кулишова. Эти небольшие по размеру книжные графические знаки стали
неотъемлемой частью его творчества, знают и ценят которое не только в нашей
стране, но и за рубежом. Недавно Геннадий Александрович как мастер экслибриса
принял участие в ХХХI Международном конгрессе экслибриса (FISAE), проходившем с
18 по 27 августа в Швейцарии. В качестве сопровождающего лица и переводчицы с
ним ездила и его супруга Тамара Николаевна. Предлагаем вниманию читателей
отрывки из дневника художника, который он вел во время поездки на конгресс.
14 АВГУСТА
Выехали из Каргополя, 15-го рано утром были в Москве. Сдали вещи в камеру
хранения и отправились в музей EL, где нас уже ждал В.В.Лобурев. Он выдал
последнюю информацию о поездке, посоветовал, где лучше купить швейцарские
франки. Группа, которая едет на конгресс, большая - 22 человека вылетают из
Москвы и 8 прилетят из Питера.
17 АВГУСТА
Вылет в 7.15 на самолете швейцарской компании, экипаж и стюардессы тоже швейцар-
ские. В полете переводим стрелки на 2 часа назад. Полет на высоте 11 тысяч
метров, за бортом - минус 50 градусов. Когда при снижении рассеялись облака, в
круглое окно увидел землю Швейцарии: "расчесанные" поля, изгибы рек и дорог,
поселения. Мягкая посадка в аэропорту Цюриха, откуда на такси поехали в
гостиницу. До времени нашего вселения оставалось часа три, и мы пошли на
прогулку по Цюриху. Наш руководитель Лобурев - гид опытный, не раз бывал в
Швейцарии. Ознакомились с древней частью города. Много фотографирую, осваиваю
цифровой фотоаппарат. На прогулке сразу поразило, как вежливы пешеходы и
автомобилисты. Если "зебра" (она здесь желтая) и нет светофора - можно смело
идти через дорогу, автомобиль пропустит людей. Не замечаешь рекламы (в Москве
она повсюду), все гармонично: здания, зеленые насаждения, декоративные
скульптуры. Бережно сохраняется старина. Много уличных кафе, ресторанчиков. В
одном из них пообедали. После вселения в гостиницу оставшуюся часть дня также
посвятили осмотру Цюриха. После насыщенного дня спали очень крепко, хотя за
окном колокол отбивал каждый час.
19 АВГУСТА
В 7.30 завтрак в гостинице. Пешком идем на вокзал - близко. На экспрессе едем в
Базель. Отдельно о поездах. Их много, поэтому всегда есть свободные места. Нет
стука колес - рельсы сплошные, без стыков. Окна большие и очень чистые, любуйся
открывающимися видами. Из окна экспресса мы и любуемся сельской Швейцарией.
Страна маленькая, люди в течение веков научились жить в тесноте дружно,
осваивая каждый метр. Эх, в России бы так! Базель нравится. Одна деталь: к
остановке подъезжает автобус. Корпус его опускается чуть ли не до асфальта. Из
дверей выходит пожилой человек, у которого проблемы с ногами. После этого корпус
автобуса поднимается и он едет дальше. Осмотрели древнюю часть города с собором
и ратушей, прошли через "блошиный" рынок. В художественном музее увидел много
неизвестных мне работ известных художников - Вермеера, Ван Гога,
импрессионистов.
20 АВГУСТА
Утром Тамара почувствовала себя плохо. Решили, что ехать в Люцерну ей нельзя,
там предстояла поездка по озеру, а затем на фуникулере в горы на высоту 2130
метров. Фуникулер - это канатная дорога с вагончиками. Ехать в них красиво и
страшновато, особенно когда около опор вагончик вздрагивает и скрипит. Из группы
один отстал, внизу ждали его около часа. Шутливо требовали потом "накрывать
поляну" - все были голодны. По дороге из Люцерны в поезде за-слушался беседы
Г.Е.Климова и Б.Н.Варавы - профессора математики. Оба страстные коллекционеры
графики и много говорили о художниках книги - Фаворском, Митрохине и др.
22 АВГУСТА
Экскурсия в столицу Швейцарии город Берн. Туристы фотографируют
достопримечательности. Повсюду цветы - и внизу, на клумбах, и на окнах
балконов. Вспоминаем Плейшнера в исполнении Евстигнеева из "Семнадцати мгновений
весны". Много старинных скульптур. Одна из них с не-обычным сюжетом: змей
пожирает младенцев. Говорят, сделана была в назидание малолетним преступникам.
Завтра начинает работу конгресс. Первый из них состоялся в Австрии в 1953 году.
На конгрессе в Гамбурге (1966 г.) решено было проводить их с интервалом в 2
года. Там же делегаты экслибрисных обществ из 14 стран создали Международную
федерацию обществ любителей экслибриса, сокращенно FISAE. Теперь в федерации
более 40 членов. Согласно хартии делегаты решают, в какой стране
проводить очередной конгресс. Из этой страны на 2 года выбирается президент
федерации, которая не является ни коммерческой, ни политической, ни религиозной
организацией.
На конгрессе устраиваются выставки знаков и специальные выставки,
посвященные истории развития федерации, лекции. Идет интенсивный обмен знаками и
мнениями, завязываются личные знакомства. С 1986 года учредили пост
исполнительного секретаря федерации, на который был избран Батлер. Мои знаки
попали в каталог выставки ХIХ конгресса, который проходил в Англии в 1982 году.
Я об этом не знал, видимо, их послал туда кто-то из коллекционеров. Еще раньше,
в 1981 году, для какого-то конкурса я сделал знак на имя Батлера - выбрал его
наугад из списка организаторов конкурса. Понравилась фамилия - четкая и краткая.
И вот спустя 23 года на россий-ском конгрессе федерации в Вологде, куда приехал
и Батлер, я сказал ему об этом, а здесь, в Женеве, вручил знак и досочку из
оргстекла.
23 АВГУСТА
При регистрации нам выдают нагрудные визитки и холщовые сумки с эмблемой и
материалами конгресса. У меня, как участника, сумка довольно увесистая, у
Тамары, сопровождающего лица, чуть легче. Идем в зал. Там уже за столами
расположились для "чейнджа"-обмена художники и коллекционеры. Находим два
свободных места, раскладываю свои знаки. Зал большой, но и участников - 300.
Сплошной разноязыкий гул: говорят на всех языках мира. Подходят, расспрашивают.
Тамаре приходится говорить то на немецком, то на английском. С непривычки
начинает уставать голова. Но в 11.00 автобусная экскурсия по Женеве. Два часа
после столовой - свободная прогулка по городу. Выбираем музей искусств и истории
Швейцарии. Конечно, пойдем в отдел живописи. В 16.45 сбор у автобусов,
недалекий переезд в библиотеку BODMER FOUNDATION. Это громадный уникальный
комплекс - музей книги - прекрасно оснащенный технически. Лифты вверх и вниз.
Полутемные залы с вы-свеченными редчайшими экспонатами. Средневековые
манускрипты, печатные экслибрисы до XVII века, миниатюры, золоченые переплеты.
Рукописные тетради и альбомы - автографы знаменитых писателей, художников. После
осмотра во дворе библиотеки при вечернем солнце небольшой фуршет.
24 АВГУСТА
В 8 утра мы уже в Ньоне. До 11 будем на обмене, а затем идем в Ньонский замок,
где в зале на третьем этаже начнется официальное открытие конгресса. С 13.00 до
16.00 - посещение выставок. Они расположены в четырех разных местах. Посмотрели
лишь ту, что в замке, об остальных можно составить впечатление по прекрасным
каталогам, которые выдали при регистрации. В зале проходят доклады, но они для
искусствоведов и коллекционеров. Нам, художникам, важнее общение. Хожу по залу
между столами, рассматриваю знаки художников разных стран. Много китайцев,
вьетнамцев, есть из Японии и Тайваня. Их стиль отличается от европейского. После
18.00 собираемся уходить - посмотреть Ньон и на вечернюю Женеву. Наш знакомый
Юра Смирнов, москвич, остается до конца. Для него конгрессы - возможность
хорошо заработать. Некоторые знаки у него покупают, а по другим делают заказы,
которые он выполняет в течение двух лет. Работает он в технике офорта, который
как бы вошел в моду. И его манера близка к сюрреализму. У меня же знаки, как
сказала одна художница, выполнены в хорошей традиционной манере.
25 АВГУСТА
В 20.00 - праздничный обед на берегу Женевского озера. В программе указано: не
забудьте ваши туфли для танцев! В громадном шатре-палатке свободно вмещаются 300
человек. Рассаживаемся на деревянные скамьи по шестеро за стол. В центре зала
еще один громадный круглый стол, уставленный яркими по цвету кушаньями. Многие
его фотографируют. Раздают афиши конгресса. Я догадался на своей брать
автографы, хотя бы у соседей с ближних столов. Председатель оргкомитета Бенуа
на трех языках провозглашает тосты. Появились певица и музыкант, кажется, с
аккордеоном, спели несколько песен. И тут вдруг подходит наш руководитель
Лобурев и говорит: "Сейчас будете с Тамарой петь то, что вы пели в Москве на
открытии твоей выставки". И пошел к Бенуа. Тот со слов Лобурева объявляет по
микрофону на немецком и английском: "Сейчас выступят русские художники, которые
не только делают прекрасные знаки, но и замечательно поют". Робеть и сомневаться
было уже некогда. Тамаре я шепнул: "Скажи что-нибудь о Рубцове". И она, подойдя
к микрофону, смело и уверенно обращаясь к присутствующим на английском языке,
сказала, что жил на Русском Севере поэт со светлой душой и трагической судьбой и
что сейчас мы споем его песню "В горнице". И запели в два микрофона в
аранжировке, которую сделал покойный Борис Бершадский. И гул затих, когда
полилась мелодия. Уже после пения понял, что вспышки - это от фотоаппаратов. К
Тамаре кто-то подбежал, встав на колено, поцеловал руку. Израильская пара,
которая до этого много танцевала, сказала Тамаре, что ей надо петь в опере.
"Вот, - говорю я ей, - теперь ты и художница, завтра проснешься знаменитой". В
общем, вечер получился для нас с переживаниями.
26 АВГУСТА
У меня в этот день был наиболее интенсивный обмен. Подходили австрийцы, немцы,
говорили, что знают мои знаки, что хорошо работаю. Позд-нее, в конце дня,
подошел румын и на ломаном английском сказал, что выменял у коллекционеров 10
моих знаков. Подходил американец, поднял большой палец и пропел: "О-ла-ла-ла!",
намекая на вчерашнее. В 11.00 последняя экскурсия - в Лозанну. После возвращения
в Ньон - закрытие конгресса. На сцене награждают организаторов. Батлер награжден
золотой медалью. Он заслуживает ее. Последняя встреча участников конгресса.
Всего один стаканчик, в который можно поплакать и проститься. До встречи: в
Китае, так решило правление. А в 2010 году - в Турции. Китай вряд ли, а Турция
поближе. Едем в Женеву собирать вещи.
27 АВГУСТА
Встаем по звонку Лобурева в 5.00. Мы так старались все увидеть, что совсем
забыли про сувениры. Но Лобурев нас успокоил: их можно купить в аэропорту.
Регистрация прошла нормально. Нас не заставляли снимать обувь и не ощупывали,
как в Москве. В самолете хороший завтрак, на выбор - соки, вино. На экране
компьютеров все показано: высота и скорость полета, температура за бортом и
прочее. Только запутались со временем, потом в Москве обнаружили, что на час не
довели стрелки. Мягкая посадка - пассажиры аплодируют. Получив багаж, прощаемся
друг с другом.
Едем в Москву уже в нашем аэроэкспрессе, и начинает разбирать смех: вагон
болтает из стороны в сторону, колеса тук-тук, бряк-бряк, сквозь немытые стекла
серая от пыли трава и изрытые дороги. Ну, здравствуй, Родина!
Подготовила Маргарита ПОТАПОВА.
Фото Т.Кулишовой.
| |