|
Коряжемский муниципальный вестник
24 мая 2003 (39)
Валентина ЕФРЕМОВА
Какой он, правильный путь среди множества дорог?
На дворе май - пора выпускных и экзаменов. А потом:кто куда. Кто-то решится
покорять Москву и Санкт-Петербург, кто-то - местные учебные заведения, а иные
предпочтут выйти на работу или стать иждивенцами родных. Перед молодыми людьми
возникнут непростые задачи выбора. Ведь от того, какую сегодня выберешь
профессию, напрямую зависит твое будущее.
Начиная с конца 90-х, на российском рынке труда молодежь 14-29 лет стала самой
многочисленной группой среди официально зарегистрированных безработных. По
информации из ЦЗН, в 2001 г. в нашем городе было зарегистрировано 608
безработных в возрасте от 16 до 29 лет, а в 2002 г. их численность возросла. В
условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда, а также в силу
психофизиологических особенностей возраста именно молодежь испытывает наибольшие
затруднения в трудоустройстве.
Профориентационная работа среди молодежи - одно из важнейших направлений
деятельности Коряжемского центра занятости населения. Здесь проводятся
справочно-информационные семинары "Ситуация на рынке труда" и "Технология поиска
работы". Действуют специально разработанные программы "Новый старт" и "Клуб
ищущих работу". На занятиях, проводимых в рамках этих программ, молодые люди
обучаются навыкам поиска работы и самопрезентации, участвуют в деловых играх.
Профконсультанты ЦЗН оказывают психологическую поддержку людям, попавшим в
непростую ситуацию, проводят индивидуальные профконсультации с использованием
различных методик и компьютерных программ.
Центр занятости оказывает и дополнительные услуги. Специалисты ЦЗН проводят
обширную работу, в первую очередь - с выпускниками школ и с учащимися
общеобразовательных учреждений. Вот что рекомендует всем выпускникам Е.В.
Тропникова, ведущий специалист городского центра занятости:
Даже с учетом того, что большая часть выпускников школ продолжают обучение в
учреждениях профессионального образования, оставшаяся часть - это потенциальные
клиенты службы занятости. Их трудоустройство маловероятно - нет профессии, нет
опыта работы. К тому же, по ряду причин работодатели неохотно берут в
подчинение подростков до 18 лет. И здесь я обращаюсь к родителям школьников, к
работникам школ: нужно убедить ребят в необходимости дальнейшего обучения, дать
ориентацию на получение профессии любыми путями и средствами. Иначе максимум, на
что могут рассчитывать вчерашние школьники, - это неквалифицированный,
малооплачиваемый труд, зачастую без оформления трудового договора.
Основными ценностными ориентирами при выборе профессии практически для всех
являются:
2) материальное стимулирование(60% опрошенных);
18% выпускников сообщили, что выбрали профессию по совету родителей, 6%- по
совету друзей.
Хотелось бы предостеречь тех, кто решает сейчас, кем быть и куда пойти учиться,
от типичных ошибок в выборе профессий.
2.Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию). Профессию мы выбираем по
своему "вкусу" и "размеру", так же, как одежду и обувь.
3. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму
профессию. Учитесь разделять в своем сознании человека, который вам симпатичен,
и дело, которым он занимается.
В заключение хотелось бы предложить план действий для тех, кто обдумывает выбор
профессии. В первую очередь, это анализ того, что вы хотите и любите делать.
Далее - оценка ваших способностей и качеств характера. Необходимо также
проанализировать спрос на рынке труда. И, наконец, когда сфера вашей будущей
деятельности выбрана, взвесьте свои силы, определитесь, где вы будете учиться: в
вузе, техникуме или профессиональном училище. Проанализируйте предложения на
рынке образования, остановите свой выбор на варианте, оптимальном для вас. И
удачи вам в поступлении!
| |