

 |
Коношские ведомости
13 декабря 2007 (49)
Инф.
Экскурсия в прошлое
Когда-то, несколько лет назад, у учителя младших классов Коношской средней школы
Розы Александровны Горчаковой был очень трудный класс. Что дисциплинирует
больше, чем общий интерес? И как настоящий педагог она решила увлечь ребят общим
полезным делом.
Роза Александровна слышала от своей матери много историй из жизни крестьян 19
века, об укладе их жизни, а в доме было несколько старинных предметов. Решив
начать с малого, Роза Александровна принесла эти вещи в класс, рассказала их
историю и предназначение, чем и сумела заинтересовать ребят. Школьники стали
приносить предметы, сделанные руками предков, потом подключились и учителя.
Экспонатов становилось все больше и больше, многие из них подарила жительница
деревни Прилуки А.И.Антаманова и школьник Николай Васильев. Вскоре в классе
стало тесно от экспонатов, и Розе Александровне пришла в голову идея - почему бы
не создать в школе музей?! На предложение живо откликнулся нынешний директор
школы А.А.Коновалов: предоставил помещение и нашел деньги на его оформление.
Сейчас в музее - среди экспонатов много предметов крестьянского быта, которые
издавна делали мужчины.
В старину, если мужчина встречал в лесу дерево с раскидистыми корнями, он
обязательно его примечал, ведь именно из таких цельных деревьев делали прялки, а
для хозяйки лучшего подарка и не придумаешь. Пряжу накидывали на зубцы и
круговыми движениями пальцев скручивали нити.
Предмет, напоминающий швейную машинку, назывался скально, эта вещь
использовалась для сматывания ниток. Оказывается, катушки, к которым мы
привыкли, придуманы давно. Кусочек бересты опускали в горячую воду, он
сворачивался трубочкой, эту трубочку нанизывали на штырь и крутили колесо, тем
самым наматывая на нее нитку. Получалась катушка. Ее можно было вставлять в
челнок и ткать.
Русские крестьяне 19 века носили только льняную одежду, сама по себе она была
очень грубой. Чтоб хоть как-то добавить себе комфорта, размягчить ткань
использовали рубель. Льняную ткань наматывали на круглую палку, а потом катали
ее и били ребристой поверхностью. Сколько было терпения у хозяйки, настолько и
ткань будущего платья становилась мягкой.
Деревянная емкость с носиком называется дойник, что-то вроде наших нынешних
подойников, но, как вы сами понимаете, гораздо тяжелее. Этот предмет быта
никогда не мыли, но, как ни странно, вреда здоровью от этого не было.
А еще меня заинтересовала сухарница. Вы пробовали когда-нибудь что-нибудь
подобное у ваших бабушек, помогая на сенокосе? Хлебные сухари толкли в ступе
пестом, потом разводили их водой или суповым бульоном. Честное слово, на жаре
ничего нет вкуснее!
А супы раньше варили очень просто: в воду кроме мяса добавляли лишь горсть
какой-нибудь крупы, овощи не использовались. Непонятно только, почему? Чугун, в
котором варили суп, весил 5 кг, вместе с содержимым еще больше, поэтому из печи
его доставали особым способом: подцепляли ухватом, а под него клали круглый
деревянный брусок и выкатывали чугун.
Светец или лученицу использовали для освещения дома, в зажимах укрепляли лучину
и поджигали ее, а под ней в специальное углубление наливали воду, туда падали
огарки. (Тут же вспомнила, как неделю назад у нас оборвало провода. Вот бы где
этот светец пригодился, ведь свечей я так и не припасла!)
В хранилище музея очень много экспонатов, ведутся дневники с описаниями, в
которых подробно рассказывается о тех или иных предметах.
Скоро учащиеся представят новую композицию, работа по сбору материалов
продолжается. Если у вас есть старинные вещи 19 в., вы тоже можете принести их в
музей Коношской средней школы. Обращайтесь к Розе Александровне Горчаковой, она
будет вам очень признательна за помощь в обновлении фонда музея.
|  |