|
Корабел
17 апреля 2003 (30)
Наталья ШЕВЧЕНКО
Замечательный годы
Трудно поверить, что прошло 30 лет, как закончила втуз. Кажется, это было совсем
недавно, а пройден огромный путь с непростым названием "жизнь".
Помню всех, с кем училась, и кто учил. Благодарна за совместные годы, проведенные
в аудиториях. Думаю, не для меня одной это были лучшее время. Молодость,
энергия, идеи и стремление получить образование, чтобы работать на завода, где
трудились родители, и которым гордилась вся страна.
... В один из выходных дней директор завода Евгений Павлович Егоров привез меня,
двенадцатилетнюю девочку, на предприятие, чтобы показать цех 2, где работал мой
отец. Потом поехали на берег к цеху 9 на проводы подводной лодки на ходовые
испытания. Мне разрешили смотреть на этот ритуал из окна директорской машины.
Когда вернулись во двор, где жили, Евгений Павлович сказал: "Гордись и знай, где
работают твои родители. После школы иди учиться на кораблестроителя, это
замечательная специальность, я мы построим для вас, чьи родители работают на
заводе, институт".
В десятом классе я еще сомневалась, в какой вуз поступать. И Егоров, можно
сказать, окончательно определил мой выбор. Встретив у дома после выпускного
вечера, спросил, подала ли я документы во втуз, который уже два года работал по
системе завод-втуз, и ректором которого он являлся.
Позиция родителей была такая же: учиться лучше дома, а получить работу на таком
заводе как наш - мечта выпускника любого престижного института страны. Поскольку
родители мои - металлурги, то и вопрос, на какую специальность поступать, решился
просто - "Технология и оборудование сварочного производства".
Тогда девушек принимали только на кораблестроительный факультет. Хочу сказать,
что за все прожитые годы я ни разу не пожалела о выбранных профессии и месте
учебы. Та практика, которую мы получали в цехах предприятия, вместе с
теоретическими знаниями давала бесценный опыт.
Полгода работать сварщицей в цехе 9, а вечером учиться - после школьной скамьи
очень нелегко. Из тридцати трех студентов, поступивших в нашу группу, до диплома
"дошли" только семнадцать. Помню, как одна из женщин нашей бригады как-то
спросила, не отчим ли у меня папа, раз отправил работать в такие нелегкие
условия. А я признательна отцу за ту науку, которую получила на производстве.
Иногда на вечерних занятиях мы с подругой писали лекции по очереди, давая друг
другу отдохнуть. Но при этом успевали все: и учиться, и вести активную
общественную жизнь. В это время во втузе была создана комсомольская организация.
Заседании проводили поздно вечером. Обсуждали самые насущные проблемы
студенческой жизни, обустраивали свои аудитории, выпускали стенгазеты,
"воспитывали" студентов за неуспеваемость и прогулы.
На трех курсах смешанной системы обучения училось около трехсот человек. Мы
хорошо знали друг друга, проводили вместе свободное время. Именно в 1967-1968
годах создали первые команды и организовали КВН. Тогда эта передача только
появилась на телевидении, и всем чрезвычайно нравилась. Команды формировались
по факультетам, это были незабываемые веселые вечера репетиций и выступлений.
Позже на базе команд появился студенческий театр эстрадных миниатюр.
Потом мы создали свой студенческий отряд. Не помню сейчас, куда ездили ребята,
но хорошо. Помню, сколько по осени было разговоров и воспоминаний, смешных
студенческих историй.
Евгений Павлович Егоров очень ревностно относился к своему детищу. Несмотря на
свою занятость, постоянно приезжал во втуз, решал множество проблем, связанных с
учебным процессом. Не забывал и о студентах. Его интересовали и бытовые
проблемы, и наша студенческая жизнь.
Будучи секретарем комсомольской организации, я как-то пришла к ректору Егорову
просить за двух студентов, которые имели задолженность по математике, и деканат
подготовил приказ об их отчислении. Разговор состоялся тяжелый. Евгений
Павлович сказал, что комсомольская организация должна помогать студентам учиться
на "отлично", я не защищать нерадивых. Но все-таки тогда мне удалось отстоять
своих однокурсников и поручиться за их дальнейшую учебу. Они успешно закончили
институт и работают на руководящих должностях на наших предприятиях.
Многое вспоминается. Преподаватели, казавшиеся тогда очень строгими и даже
несправедливыми, сегодня оцениваются по другому. Они учили не только предмету,
но и жизни, что, по сути, бесценно.
Однажды на экзамене по научному коммунизму преподаватель Г. П. Монастырских
поставил мне "неуд". Это был шок. Сокурсники после меня боялись идти сдавать
экзамен. Я рыдала в коридоре от обиды, "как корова": материал я знала. Взяв на
экзамене билет, прочитала вопросы и решила идти отвечать без подготовки. За свою
наглость и поплатилась. Экзамен пересдала в тот же вечер, но урок - не
высовываться и не кичиться, что все знаешь, - получила на всю жизнь.
С благодарностью вспоминаю В. В. Губарева, Л. Н. Голенищеву, В. В. Блескину,
супругов Рижинашвили и Ерыкаловых, Н. Я. Титова, А. И. Воркову, В. Т.
Соколова, Ю. К. Григорьева и других, открывших нам дорогу в прекрасную науку под
названием "кораблестроение". И горжусь, что я - корабел, 33 года работала на
самой лучшей верфи России.
Сегодня, работая в руководстве Российского профсоюза работников судостроения
отталкиваюсь от того багажа знаний, который получила во втузе и на родном
заводе. От души желаю своим сокурсникам и всем работникам предприятия удачи,
здоровья и достойной заработной платы.
Наталья ШЕВЧЕНКО,
выпускник Севмашвтуза
1973 года.
Фото М. Воркункова.
| |