Корабел
22 ноября 2005 (90)
Михаил СТАРОЖИЛОВ
"Приразломная". Тернистый путь к шельфу
Первая российская морская ледостойкая стационарная платформа - серьезный прорыв
нашей "оборонки" в мировую
нефтегазовую индустрию. Не менее серьезными оказались и проблемы в реализации
проекта. Бесчисленные изменения конструкции, неритмичное финансирование,
политические игры инвесторов, непродуманные решения заказчика - все это легко
тяжким бременем на плечи руководителей и специалистов Севмаша.
Тема нашла благодатную почву для
спекуляций в СМИ. Оправдываться Севмашу не в чести - над акваторией завода гордо
возвышается стальная громада кессона платформы, уже построенного руками
корабелов. Итак, все о "Приразломной" в Новой рубрике "Судьба проекта".
Приразломной" приписывают статус десятилетнего долгостроя. Однако считать 1995
год реальным стартом строительства платформы было бы неправильно. Вернемся к
истокам. Масштабный проект по освоению арктических шельфовых месторождений
возникает в начале 90-х, когда президент Б.Н. Ельцин поддержал предложение
академика Е.П. Велихова об использовании конверсируемых мощностей оборонной
промышленности для освоения морских месторождений нефти и газа в Арктике.
С этой целью в 1992 году по распоряжению правительства РФ создается национальная
компания ЗАО "Росшельф", которая получает лицензии на освоение Штокмановского и
Приразломного месторождений. Учредителями ЗАО становятся 19 госпредприятий, и
в первую очередь такие гиганты, как Севмаш, "Газпром", Череповецкий
металлургический комбинат, проектные организации ЦКБ МТ "Рубин", СПМБМ
"Малахит", ЦНИИ им. ак. Крылова, ЦНИИ КМ "Прометей" и т.д. В 1995 году "Росшельф",
"Газпром" и австралийская компания "ВНР Petroleum" подписывают
соглашение об освоении Приразломного нефтяного месторождения. Казалось, вопросы
с финансированием проекта решены.
4 декабря 1995 года на Севмашпредприятии в цехе 50 в торжественной обстановке
закладываются секции платформы для Приразломного месторождения в Печорском море.
Первоначально платформа так и называлась "Печора". В дальнейшем, в связи с
изменением проекта, секции разбираются на стапеле, а новые чертежи поступают
лишь в мае 1996 года. Осенью в цехе закладываются первые 16
секций МЛСП "Приразломная". Однако об интенсивном строительстве не может
быть и речи.
С середины 90-х годов "Газпром" сокращает финансирование проектов "Росшельфа",
компания "ВНР Petroleum" выходит из проекта, сказываются и последствия
экономического кризиса 1998 года. В результате плановые сроки работ срываются
окончательно.
Стоимость освоения Приразломного месторождения составляет около 1,5 млрд
долларов США. В 1993 году "Газпром", получив контрольный пакет акций
"Росшельфа", берет на себя финансирование его Проектов, в том числе
строительства МЛСП "Приразломная". Но средства компания вкладывает в основном в
реконструкцию Севмашпредприятия и в проектирование платформы. Финансирование
же строительства "Приразломной" практически не ведется. Как, впрочем, и
Федеральной целевой программы "Шельф".
Фактически до начала 2000-х годов строительство МЛСП "Приразломная" в полной
мере так и не начиналось. Что делать с проектом, если денег на его реализацию
нет? Стапель уже занят, значит, и возможности разместить другой заказ тоже нет.
Такая проблема на несколько лет становится головной болью для Севмаша.
Вопросы строительства платформы рассматриваются во время рабочих визитов в наш
город правительственных делегаций (1999-2000 гг.). Благодаря вниманию
руководству страны проект сдвигается с мертвой точки. В сентябре 2001 года
компании "Газпром", "Росшельф" и "Роснефть" подписывают соглашение о совместном
финансировании проекта.
В качестве заказчика
платформы создается ЗАО "Севморнефтегаз", которое в 2002 году заключает с
Севмашем договор, но только на изготовление кессона МЛСП "Приразломная". С
августа 2003 года объемы финансирования, а с ними и темпы строительства, резко
возросли (см. диаграмму). Проект спасает кредит Сбербанка, полученный Севмашем
под гарантии "Роснефти". Именно этот момент можно считать действительным началом
строительства кессона МЛСП "Приразломная".
Фактически за два с половиной года
изготовлены в цехах, спущены на воду и сварены между собой четыре масштабных
суперблока опорного основания платформы. Все это выполнено в сжатые сроки и с
высоким качеством, несмотря на то, что в ходе перепроектирования масса кессона
увеличилась с 60 до 70 тыс. тонн.
Мировой опыт показывает, что морские платформы строятся не менее пяти лет. Можно
говорить, что строительство МЛСП "Приразломная" Севмаш ведет в хорошем темпе. К
началу 2005 года проект профинансирован практически наполовину Весной 2005 года
ситуация становится еще стабильнее. ОАО "Газпром" приобретает пакет акций НК
"Роснефть" в ЗАО "Севморнефтегаз", став единоличным инвестором проекта.
Но несмотря на позитивные сдвиги и налаженное финансирование, проект во многом
теряет от того, что Севмашпредприятие не имеет реального генерального подряда на
строительство МЛСП "Приразломная".
P.S. В следующих номерах мы расскажем о том, какие непростые решения пришлось
принимать руководству предприятия в ходе строительства платформы, об уникальных
разработках и технологиях Севмаша.
|