Пресса Архангельской области
 


Корабел
8 февраля 2005 (10)
Юрий АНАНЬИН

Беру ответственность на себя

Среди основных профессий Севмаша есть такая, которая говорит сама за себя. Строитель корабля, например. И есть должность, название которой тоже не несет двойного смысла. Это ответственный сдатчик. Вынесенные в заголовок слова только подтверждают сказанное. И профессия, и должность создают объемное представление о работе предприятия. Об ответственном долге специалистов, ведущих строительство корабля от его закладки до предъявления ВМФ, мы ведем разговор с В.А. Прокофьевым, начальником пятого отдела, главным строителем производства военной техники.

Спрашиваю Владимира Алексеевича, не тяготит ли его сегодняшнее затишье на сдаточном конвейере. В частности, в реализации гособоронзаказа. Полным ходом идут работы на "Горшкове". Не ослабевает накал на "Приразломной". К подлодкам же подобные темпы никак не отнесешь. Может быть, и должность ответственного сдатчика не востребована нынешним временем?

- Ни о каком затишье не может быть и речи, - отвечает Прокофьев. - А если говорить о темпах строительства, то они определяются сроками сдачи заказа и достаточностью финансирования работ на нем. Темпы строительства экспортных заказов можно сравнить только с периодом завершения строительства лодок 2-го поколения.

Об этом не пишут, а там почти без выходных трудятся коллективы строителей во главе с Константином Захаровым и Валерием Сучковым. Заказы на глазах меняют свой облик! Для всего завода эта работа наиглавнейшая. Совсем недавно мы были свидетелями возвращения "Дмитрия Донского" с заводских ходовых испытаний. Завершен большой и объемный этап работ, что говорит о профессиональной зрелости сдаточного коллектива, его руководителей Евгения Слободяна, Александра Ларинского, Валерия Семушина.

- К напряженной работе по модернизации крейсера, давно уже занявшего мecmo у причальной стенки завода, мы как-то привыкли. А есть ли оживление на стапелях монтажных цехов. К примеру, на подлодках 4-го поколения?

- Главный строитель кораблей отметил, что объем работ на основных заказах пятого отдела, определенный на 2005 год, составляет 60% всего товарного выпуска продукции предприятия. Приоритетное внимание отводится проектам 4-го поколения.

А из них - сдаточному заказу Александра Марушина. Выведенный из цеха в августе 2003 года, корабль еще на стапеле привлек внимание главкома ВМФ. Естественно своими техническими возможностями. И от коллектива строителей потребуется многое, чтобы на финишной прямой закрепить достигнутый успех.

Гособоронзаказом-2005 предусмотрено существенное продвижение работ на подлодках нового поколения, строящихся в цехе 55. По мере приближения сроков передачи их на участок испытаний, будет возрастать напряжение и на стапелях цеха. Прибавится забот и ответственным сдатчикам. В частности, Валерию Добровольскому, Николаю Семакову. Его коллега Виктор Романов недавно получил новое назначение - заместителя начальника отдела 5, передав ему "бразды правления" на заказе проекта "Борей".

Мозговой центр пятого отдела -старшие строители. Именно они совместно с экономическим отделом производства военной техники ведут всю подготовительную контрактную работу с генеральными заказчиками и десятками предприятий- контрагентов.

Выбор контрагентов, оформление контрактов, их согласование с представительством заказчика и координация действий тоже за ними. Другими словами, старшие строители совместно с экономической группой 5-го отдела ведут деловые отношения с контрагентскими предприятиями, организациями, научно- исследовательскими институтами с момента оформления контракта до поэтапного его исполнения и оплаты.

- Сегодня в работу запущены 150 таких договоров. С учетом перспективной государственной программы вооружений этот объем со временем не уменьшится. А если учесть, что количественный состав пятого отдела последние шесть лет оставался неизменным, нагрузку на одного специалиста трудно и представить. Где же черпает силы и находит кадровое подкрепление коллектив строителей 5-го отдела?

- И силы, и кадры мы находим в недрах нашего предприятия, в основном во втузе. В этом помогает управление кадров, ОНОТиЗ, ОТО. Настоящие корабелы в одночасье не рождаются, - размышляет Владимир Алексеевич. - Их воспитание - процесс длительный, трудоемкий.

Возьмем для примера строителей, самую массовую в отделе должность. Располагаются они в конторках эллингов, в непосредственной близости от формируемых на стапеле кораблей. Их предназначение - быть рядом с производством, с исполнителями работ на заказе, создавать им оптимальные условия.

Из числа наиболее подготовленных, опытных строителей и подбираются ответственные сдатчики. Именно так в свое время появились на Севмаше признанные кораблестроители Чувакин и Рынкович, Лапшинов и Кирейчев, Палкин и Кабанов. Этот ряд имен можно удлинить как с его конца, так и с начала.

- Брать ответственность на себя - это удел специалистов, умудренных солидной практикой?

- Совсем не обязательно. Опыт, говорят, дело наживное. Важно разглядеть в будущем корабеле интерес к профессии, желание работать. В Севмашвтузе я вот уже лет восемь читаю пятикурсникам курс лекций "Сдаточные испытания кораблей". Из года в год "вдалбливаешь" студентам привычные, казалось бы, вещи - подготовку корабля к выводу из цеха, спуск на воду, этапы швартовных, заводских ходовых, государственных испытаний, организацию работ, технологию.

При этом замечаешь, у кого глаза горят, а у кого блуждают по сторонам. Из тех, что с божьей искрой в глазах, взял на работу Эдуарда Усова, Алексея Терентьева. И не только их двоих. Присматриваемся, конечно, и к производственным мастерам. Резерв этот испытан временем, хотя есть в таком подходе и оборотная сторона...

Владимир Алексеевич рассказал, как совсем недавно не оправдался расчет на мастера цеха 42. Ему предложили, должность строителя-механика. Взяв тайм-аут, мастер затем ответил отказом. Выяснилось, что его не устроил заработок. А опытных и в то же время молодых мастеров на стапелях сейчас не найти.

- А не так давно, - посетовал В.А. Прокофьев, - в отделе стала проявляться и другая тенденция. Опытные специалисты, в том числе и старшие строители, стали переходить в другие производства. Туда, где повыше оклад и более гибкая система оплаты труда. Хорошо, конечно, что эти люди остаются в стенах завода, но нам от этого не легче. Мы теряем ответственных сдатчиков и опытных строителей, которые заводской команде испытателей наших заказов сегодня крайне необходимы.

...В который раз возвращаемся в разговоре с главным строителем к основам заводской школы ответственности за сдачу ВМФ кораблей разного класса и назначения.

Анализируем ее развитие, истоки. Спрашиваем самих себя, а есть ли сегодня в нашей среде Бахтины и Белопольские, Гречковы и Фроловы. И без доли сомнения даем удовлетворительный ответ, отмечая жизненность трудовых традиций.

И в дополнение к сказанному, Владимир Алексеевич вновь оживился, рассказывая о профессионализме и технической эрудиции Александра Марушина, об ответственности и уверенности в действиях Евгения Слободяна, о высокой самоотдаче и преданности делу Валерия Добровольского, Николая Семакова, Виктора Сорокина, Виктора Романова...



Корабел:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя