Корабел
8 февраля 2005 (10)
Юрий АНАНЬИН
Беру ответственность на себя
Среди основных профессий Севмаша есть такая, которая говорит сама за себя.
Строитель корабля, например. И есть должность, название которой тоже не несет
двойного смысла. Это ответственный сдатчик. Вынесенные в заголовок слова только
подтверждают сказанное. И профессия, и должность создают объемное представление
о работе предприятия. Об ответственном долге специалистов, ведущих строительство
корабля от его закладки до предъявления ВМФ, мы ведем разговор с В.А.
Прокофьевым, начальником пятого отдела, главным строителем производства военной
техники.
Спрашиваю Владимира Алексеевича, не тяготит ли его сегодняшнее затишье на
сдаточном конвейере. В частности, в реализации гособоронзаказа. Полным ходом
идут работы на "Горшкове". Не ослабевает накал на "Приразломной". К подлодкам же
подобные темпы никак не отнесешь. Может быть, и должность ответственного
сдатчика не востребована нынешним временем?
- Ни о каком затишье не может быть и речи, - отвечает Прокофьев. - А если
говорить о темпах строительства, то они определяются сроками сдачи заказа и
достаточностью финансирования работ на нем. Темпы строительства экспортных
заказов можно сравнить только с периодом завершения строительства лодок 2-го
поколения.
Об этом не пишут, а там почти без выходных трудятся коллективы
строителей во главе с Константином Захаровым и Валерием Сучковым. Заказы на
глазах меняют свой облик! Для всего завода эта работа наиглавнейшая. Совсем
недавно мы были свидетелями возвращения "Дмитрия Донского" с заводских ходовых
испытаний. Завершен большой и объемный этап работ, что говорит о
профессиональной зрелости сдаточного коллектива, его руководителей Евгения
Слободяна, Александра Ларинского, Валерия Семушина.
- К напряженной работе по модернизации крейсера, давно уже занявшего мecmo у
причальной стенки завода, мы как-то привыкли. А есть ли оживление на стапелях
монтажных цехов. К примеру, на подлодках 4-го поколения?
- Главный строитель кораблей отметил, что объем работ на основных заказах пятого
отдела, определенный на 2005 год, составляет 60% всего товарного выпуска
продукции предприятия. Приоритетное внимание отводится проектам 4-го поколения.
А из них - сдаточному заказу Александра Марушина. Выведенный из цеха в августе
2003 года, корабль еще на стапеле привлек внимание главкома ВМФ. Естественно
своими техническими возможностями. И от коллектива строителей потребуется
многое, чтобы на финишной прямой закрепить достигнутый успех.
Гособоронзаказом-2005 предусмотрено существенное продвижение работ на подлодках
нового поколения, строящихся в цехе 55. По мере приближения сроков передачи их
на участок испытаний, будет возрастать напряжение и на стапелях цеха. Прибавится
забот и ответственным сдатчикам. В частности, Валерию Добровольскому, Николаю
Семакову. Его коллега Виктор Романов недавно получил новое назначение -
заместителя начальника отдела 5, передав ему "бразды правления" на заказе
проекта "Борей".
Мозговой центр пятого отдела -старшие строители. Именно они совместно с
экономическим отделом производства военной техники ведут всю подготовительную
контрактную работу с генеральными заказчиками и десятками предприятий-
контрагентов.
Выбор контрагентов, оформление контрактов, их согласование с
представительством заказчика и координация действий тоже за ними. Другими
словами, старшие строители совместно с экономической группой 5-го отдела ведут
деловые отношения с контрагентскими предприятиями, организациями, научно-
исследовательскими институтами с момента оформления контракта до поэтапного его
исполнения и оплаты.
- Сегодня в работу запущены 150 таких договоров. С учетом перспективной
государственной программы вооружений этот объем со временем не уменьшится. А
если учесть, что количественный состав пятого отдела последние шесть лет
оставался неизменным, нагрузку на одного специалиста трудно и представить. Где
же черпает силы и находит кадровое подкрепление коллектив строителей 5-го
отдела?
- И силы, и кадры мы находим в недрах нашего предприятия, в основном во втузе. В
этом помогает управление кадров, ОНОТиЗ, ОТО. Настоящие корабелы в одночасье не
рождаются, - размышляет Владимир Алексеевич. - Их воспитание - процесс
длительный, трудоемкий.
Возьмем для примера строителей, самую массовую в отделе
должность. Располагаются они в конторках эллингов, в непосредственной близости
от формируемых на стапеле кораблей. Их предназначение - быть рядом с
производством, с исполнителями работ на заказе, создавать им оптимальные условия.
Из числа наиболее подготовленных, опытных строителей и
подбираются ответственные сдатчики. Именно так в свое время появились на Севмаше
признанные кораблестроители Чувакин и Рынкович, Лапшинов и Кирейчев, Палкин и
Кабанов. Этот ряд имен можно удлинить как с его конца, так и с начала.
- Брать ответственность на себя - это удел специалистов, умудренных солидной
практикой?
- Совсем не обязательно. Опыт, говорят, дело наживное. Важно разглядеть в
будущем корабеле интерес к профессии, желание работать. В Севмашвтузе я вот уже
лет восемь читаю пятикурсникам курс лекций "Сдаточные испытания кораблей". Из
года в год "вдалбливаешь" студентам привычные, казалось бы, вещи - подготовку
корабля к выводу из цеха, спуск на воду, этапы швартовных, заводских ходовых,
государственных испытаний, организацию работ, технологию.
При этом замечаешь, у
кого глаза горят, а у кого блуждают по сторонам. Из тех, что с божьей искрой в
глазах, взял на работу Эдуарда Усова, Алексея Терентьева. И не только их двоих.
Присматриваемся, конечно, и к производственным мастерам. Резерв этот испытан
временем, хотя есть в таком подходе и оборотная сторона...
Владимир Алексеевич рассказал, как совсем недавно не оправдался расчет на
мастера цеха 42. Ему предложили, должность строителя-механика. Взяв тайм-аут,
мастер затем ответил отказом. Выяснилось, что его не
устроил заработок. А опытных и в то же время молодых мастеров на стапелях сейчас
не найти.
- А не так давно, - посетовал В.А. Прокофьев, - в отделе стала проявляться и
другая тенденция. Опытные специалисты, в том числе и старшие строители, стали
переходить в другие производства. Туда, где повыше оклад и более гибкая система
оплаты труда. Хорошо, конечно, что эти люди остаются в стенах завода, но нам от
этого не легче. Мы теряем ответственных сдатчиков и опытных строителей, которые
заводской команде испытателей наших заказов сегодня крайне необходимы.
...В который раз возвращаемся в разговоре с главным строителем к основам
заводской школы ответственности за сдачу ВМФ кораблей разного класса и назначения.
Анализируем ее
развитие, истоки. Спрашиваем самих себя, а есть ли сегодня в нашей среде Бахтины
и Белопольские, Гречковы и Фроловы. И без доли сомнения даем удовлетворительный
ответ, отмечая жизненность трудовых традиций.
И в дополнение к сказанному, Владимир Алексеевич вновь оживился, рассказывая о
профессионализме и технической эрудиции Александра Марушина, об ответственности
и уверенности в действиях Евгения Слободяна, о высокой самоотдаче и преданности
делу Валерия Добровольского, Николая Семакова, Виктора Сорокина, Виктора
Романова...
|