Корабел
28 июня 2005 (48)
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ
На финишную прямую выходит опорное основание "Приразломной"
В субботу т цеха 50 выведен суперблок N 1 - последний из четырех суперблоков
опорного основания платформы "Приразломная". Завершение стапельного периода
строительства кессона - важный шаг, приближающий нас к созданию уникального
сооружения для добычи нефти на Арктическом шельфе.
Срок ввода в эксплуатацию платформы - 2007 год. Работы впереди еще много. Но
половина пути пройдена, самая трудная, самая тяжелая. Все было: первые успехи и
огромные трудности (прежде всего финансовые), смена инвестора и заказчика.
Строительство шло параллельно с созданием проекта, осваивались марки
хладостойких сталей, внедрялись новые материалы и спецтехника, вырабатывался
новый стиль работы и руководства производством. Вот почему так важна сегодня эта
трудовая победа.
В торжественной церемонии вывода суперблока приняли участие руководители и
ведущие специалисты Севмаша, представители заказчика -ЗАО "Севморнефтегаз" и
инвестора - ОАО "Газпром", научных и проектных организаций, родственных
предприятий, администрации города и области. И, конечно же те, кто строил
суперблок - рабочие и специалисты предприятия, субподрядных организаций.
Накрапывающий дождь заставил раскрыть зонты, но это отнюдь
не омрачило приподнятого настроения собравшихся.
Открывая церемонию, заместитель генерального директора - начальник производства
морской техники для нефтедобычи и гражданского судостроения В.В. Бородин
отметил, что но строительству кессона "Приразломной" освоено более 60 тысяч
тонн металлоконструкций. Вес этого суперблока-гиганта около 21 тыс. т, габариты
126x37x24,3 м.
Трудной и долгой оказалась дорога к шельфу. Генеральный директор Севмаша В.П.
Пастухов вспомнил событие десятилетней давности. Тогда, в 95-м, в плохо
отапливаемом цехе состоялась закладка морской ледостойкой стационарной
платформы. Затем сложная судьба проекта.
"И вот сегодня мы выводим последнюю
часть кессона, на этом по-крупному работа в цехах заканчивается, - сказал
Владимир Павлович. - Но есть хороший задел на будущее - новый контракт на
строительство трех полупогружных платформ для Норвегии. Это хорошая работа перед
освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения".
Особые чувства, думается, испытывал в эти минуты президент Российского научного
центра "Курчатовский институт" академик Е.П. Велихов. Это он стоял у истоков
создания "Росшельфа". Именно ему, тогда в 91-м, удалось убедить Президента
России Б.Н. Ельцина в том, что страна и народ богатеют не от того, что нефть
продают, а от того, что столь сложное оборудование для ее добычи делают своими
руками. Ведь это и дополнительные рабочие места, и соответствующая оплата труда.
Как точно подметил академик, "платформа нефть еще не добывает, а зарплату за нее
уже получаете. И не только вы, корабелы, но и металлурги, заводы-поставщики".
Генеральный директор вручил Евгению Павловичу Велихову на память закладную доску
платформы, которая сохранилась с декабря 1995-го, поблагодарив за то, что он
всегда верил в Севмаш. Сам академик назвал этот день знаменательным: "Вы
открываете дорогу для освоения новой промышленности в мире, которая будет
производить энергетические установки, нефтедобывающие платформы, плавучие
атомные станции - это проекты 21 века. И в освоении их вы являетесь пионерами".
Генеральный директор ЗАО "Севморнефтегаз" И.П. Чернов сказал так: "Вывод
последнего суперблока значительно приближает нас к вводу в эксплуатацию
месторождения "Приразломное". Платформа будет давать 6,5 млн тонн нефти в год
Благодарю коллектив Севмаша за квалифицированный труд.
С выводом последнего
суперблока южный док цеха 50 просто осиротеет. Мы постараемся как можно быстрее
заполнить его другими, более сложными конструкциями для Штокмановского проекта.
В России нет другого предприятия, которое может изготавливать подобного рода
сооружения". О давнем сотрудничестве "Газпрома" и Севмаша говорил заместитель
начальника управления морских работ В.М. Рабкин.
Событием для области и города назвали вывод
последнего суперблока кессона платформы заместитель главы администрации области
М.И.Ситкин и мэр Северодвинска А.Н.Беляев.
Наступает торжественная минута. Подписывается памятное удостоверение об
изготовлении первого суперблока кессона, перерезается ленточка для освобождения
пути движения стапель-поезда. По доброй морской традиции академик Е.Н. Велихов
разбивает о суперблок бутылку шампанского. Платформа медленно покидает эллинг.
Говорят, что дождь в дорогу - хорошая примета.
|