Корабел
9 декабря 2008 (95)
Олег ПЕРОВ.
К ЧЕМУ ДУША ЛЕЖИТ, К ТОМУ РУКИ И ПРИЛОЖАТСЯ
"Каждый человек интересен по-своему" -так говорят. Но все же есть особый тип
людей. Они каким-то непостижимым образом притягивают окружающих. К ним
прислушиваются - слова их имеют вес, им верят, потому что правда на их
стороне, знакомством с ними гордятся, поскольку достижения их неоспоримы. К
"касте" таких личностей принадлежит Виктор Тихонович Шило - опытнейший
сдаточный механик Севмаша...
Далекий 1959 год. Виктор Шило, студент ленинградской "корабелки", впервые
проходит практику на Севмашпредприятии. Знал ли тогда двадцатиоднолетний
парень, что с нашим заводом, с подводными атомоходами будет связана вся его
жизнь, что станет он одним из самых авторитетных специалистов в своей
профессии? Тогда все еще было впереди...
Виктор Шило был в числе первых студентов, изучавших новый в те времена
предмет "Судовые ядерные энергетические установки". И после окончания
института он приехал в Северодвинск - город, в котором создана первая атомная
подводная лодка.
- Это было в 1962 году, - рассказывает Виктор Тихонович. - При поступлении на
завод директор Е.П. Егоров лично беседовал с каждым молодым специалистом.
Помню, спрашивает Евгении Павлович, шутя: "Откуда у тебя такая фамилия
необычная?" Поинтересовался, как я обустроился на новом месте, помог с
жильем... Работать сразу же попал на строящиеся подлодки. Обучались на этих
заказах быстро: в апреле пришел в цех, в июне уже сидел за пультом главной
энергетической установки (ГЭУ), а в сентябре пошел на "ходовые".
Выходить в море на испытания кораблей В.Т. Шило предстояло еще очень много
раз. Севмашпредприятие в те годы быстро набирало мощь. Росли объемы
производства, все больше АПЛ сходило со стапелей. Виктор Тихонович был
участником этих значимых для истории завода, для Военно-морского флота
событий. Поначалу как оператор ГЭУ, затем как сдаточный механик. Ему довелось
работать на заказах с известными корабелами. Среди них Давид Гусейнович
Пашаев, ставший в последующем генеральным директором Севмаша, Герой России;
Юрий Всеволодович Кондратов, в последние годы жизни работавший главным
инженером предприятия; Дмитрий Николаевич Фролов, Герой Социалистического
Труда, бригадир турбинистов; Иван Дмитриевич Осипов, талантливейший сдаточный
механик, "самородок", как о нем говорили коллеги.
Учениками В.Т. Шило на производстве когда-то были те, кто является сегодня
руководителями производства. Среди них заместитель генерального директора
предприятия по производству военной техники А.А. Дьячков.
Почти за полвека работы на Севмаше Виктор Тихонович участвовал в создании
многих АПЛ. Рассказывать о них он может часами. Но все же есть в его памяти
лодки особые, оставившие наиболее яркие воспоминания. Одним из таких
"пароходов" (так сам называет иногда атомные подводные лодки В.Т. Шило) был
заказ проекта 501 - "Золотая рыбка".
- Для своего времени это был самый лучший корабль, - говорит Виктор
Тихонович. - Много новых систем на нем отрабатывалось, например, воздуха
высокого давления, переменного тока, паропроизводящая установка.
Это была особая лодка. Рекордсмен. Достигла не превзойденной до настоящего
времени скорости в подводном положении.
...Сегодня В.Т. Шило в числе лучших специалистов Севмаша занимается
подготовкой АПЛ "Юрий Долгорукий" на ходовые испытания. И этот корабль, по
его словам, тоже во многом необычен. При его строительстве применялось
большое количество новейших технических разработок. Заказ шел непросто. Но
корабелы преодолели трудности, хотя и было временами тяжело.
Говорят: "К чему душа лежит, к тому и руки приложатся". Как-то про Виктора
Тихоновича слышал фразу: "Он из тех людей, которые проводят на заказе столько
времени, сколько для дела необходимо". И сегодня он, как и многие другие
специалисты с "Долгорукого", на работе задерживается до позднего вечера. Свет
в каютах дебаркадера, к которому пришвартована подлодка, почти не гаснет:
скоро корабль уходит в море.
|