Пресса Архангельской области
 


Корабел
9 декабря 2008 (95)
Олег ПЕРОВ.

К ЧЕМУ ДУША ЛЕЖИТ, К ТОМУ РУКИ И ПРИЛОЖАТСЯ

"Каждый человек интересен по-своему" -так говорят. Но все же есть особый тип людей. Они каким-то непостижимым образом притягивают окружающих. К ним прислушиваются - слова их имеют вес, им верят, потому что правда на их стороне, знакомством с ними гордятся, поскольку достижения их неоспоримы. К "касте" таких личностей принадлежит Виктор Тихонович Шило - опытнейший сдаточный механик Севмаша...

Далекий 1959 год. Виктор Шило, студент ленинградской "корабелки", впервые проходит практику на Севмашпредприятии. Знал ли тогда двадцатиоднолетний парень, что с нашим заводом, с подводными атомоходами будет связана вся его жизнь, что станет он одним из самых авторитетных специалистов в своей профессии? Тогда все еще было впереди...

Виктор Шило был в числе первых студентов, изучавших новый в те времена предмет "Судовые ядерные энергетические установки". И после окончания института он приехал в Северодвинск - город, в котором создана первая атомная подводная лодка.

- Это было в 1962 году, - рассказывает Виктор Тихонович. - При поступлении на завод директор Е.П. Егоров лично беседовал с каждым молодым специалистом. Помню, спрашивает Евгении Павлович, шутя: "Откуда у тебя такая фамилия необычная?" Поинтересовался, как я обустроился на новом месте, помог с жильем... Работать сразу же попал на строящиеся подлодки. Обучались на этих заказах быстро: в апреле пришел в цех, в июне уже сидел за пультом главной энергетической установки (ГЭУ), а в сентябре пошел на "ходовые".

Выходить в море на испытания кораблей В.Т. Шило предстояло еще очень много раз. Севмашпредприятие в те годы быстро набирало мощь. Росли объемы производства, все больше АПЛ сходило со стапелей. Виктор Тихонович был участником этих значимых для истории завода, для Военно-морского флота событий. Поначалу как оператор ГЭУ, затем как сдаточный механик. Ему довелось работать на заказах с известными корабелами. Среди них Давид Гусейнович Пашаев, ставший в последующем генеральным директором Севмаша, Герой России; Юрий Всеволодович Кондратов, в последние годы жизни работавший главным инженером предприятия; Дмитрий Николаевич Фролов, Герой Социалистического Труда, бригадир турбинистов; Иван Дмитриевич Осипов, талантливейший сдаточный механик, "самородок", как о нем говорили коллеги.

Учениками В.Т. Шило на производстве когда-то были те, кто является сегодня руководителями производства. Среди них заместитель генерального директора предприятия по производству военной техники А.А. Дьячков.

Почти за полвека работы на Севмаше Виктор Тихонович участвовал в создании многих АПЛ. Рассказывать о них он может часами. Но все же есть в его памяти лодки особые, оставившие наиболее яркие воспоминания. Одним из таких "пароходов" (так сам называет иногда атомные подводные лодки В.Т. Шило) был заказ проекта 501 - "Золотая рыбка".

- Для своего времени это был самый лучший корабль, - говорит Виктор Тихонович. - Много новых систем на нем отрабатывалось, например, воздуха высокого давления, переменного тока, паропроизводящая установка.

Это была особая лодка. Рекордсмен. Достигла не превзойденной до настоящего времени скорости в подводном положении.

...Сегодня В.Т. Шило в числе лучших специалистов Севмаша занимается подготовкой АПЛ "Юрий Долгорукий" на ходовые испытания. И этот корабль, по его словам, тоже во многом необычен. При его строительстве применялось большое количество новейших технических разработок. Заказ шел непросто. Но корабелы преодолели трудности, хотя и было временами тяжело.

Говорят: "К чему душа лежит, к тому и руки приложатся". Как-то про Виктора Тихоновича слышал фразу: "Он из тех людей, которые проводят на заказе столько времени, сколько для дела необходимо". И сегодня он, как и многие другие специалисты с "Долгорукого", на работе задерживается до позднего вечера. Свет в каютах дебаркадера, к которому пришвартована подлодка, почти не гаснет: скоро корабль уходит в море.



Корабел:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя