Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
19 января 2002 (06)
Елена МАЛЫШЕВА.

"Если бы предпринимательство шло не наперекосяк..."

В ответ на публикацию "Предприниматель: старый образ врага" (об опыте сотрудничества власти, прессы и предпринимателей в Северодвинске, "ТК" от 18 декабря прошлого года) наш читатель А. Лобанцев написал: "...Простой обыватель на вопрос о том, кто такой предприниматель в Коряжме, скорее всего, ответит, что это - торгующая в своем магазине (а чаще - в ларьке) личность или "извозчик". Редко кто назовет владельца ателье или сапожной мастерской. Конечно, торговля и извоз тоже нужны, и предприниматели немало сделали в деле снабжения города продуктами и ширпотребом.

Но главный вопрос: чьи это товары? Если бы наше предпринимательство шло "всю дорогу" не наперекосяк, то большинство товаров было бы нашими, российскими. У нас же получилось, что, перекупая продукцию из-за бугра, наши предприниматели помогают загранице и не способствуют развитию самого предпринимательства.

Основная же задача предпринимательства - производство продовольственных и промышленных товаров (от ширпотреба до машиностроения) до их изобилия. Только тогда будут рынок и конкуренция, только тогда подешевеют товары.

А у нас в городе предприниматели по ценам как близнецы, потому обыватель и видит в каждом только обирателя, то есть врага..."

Специалист юридического отдела мэрии Коряжмы Юрий Борисович Логинов, как раз и регистрирующий предпринимателей, и меня, что называется, поймал на слове тех, о ком мы разговаривали, я один раз случайно назвала "барыгами". Я не вкладывала в это слово буквального смысла, сказала как бы для краткости, но... Моя оговорка была, видимо, не случайной, к большинству перекупщиков и я по инерции отношусь, как уважаемый А.Лобанцев, как 27% населения страны - отрицательно. "Перекупщик - спекулянт" - эту формулу нам буквально вбили в головы. А ведь и те так называемые спекулянты в свое время покрывали своими товарами тот самый спрос, который не могла удовлетворить традиционная торговля. А где есть спрос, появится и предложение, где один упустит выгоду, там другой ею воспользуется.

В декабре прошлого года пришлось вникать в так называемую информационную войну производителей и перепродавцов молочной продукции в Архангельской области. Суть конфликта такова. Еще несколько лет назад несколько молочных комбинатов области вполне справлялись с удовлетворением спроса на молочную продукцию. Но предприятия старели, оборудование изнашивалось, денег на реконструкцию не было... И покатились предприятия к банкротствам. Некоторые и докатились до него, чем тут же воспользовались конкуренты из соседних регионов (в производстве молочной продукции в Архангельской и Вологодской областях есть разница).

Архангельский молокозавод (сейчас ОАО "Молоко") выжил, но ему тоже потребовалась реконструкция. И в прошлом году областной бюджет выделил комбинату дотации. Перекупщики молочной продукции из других регионов сочли поддержку местного товаропроизводителя нарушением принципов конкурентности мол, нам стало сложнее добиваться взаимности с покупателем. Возможно, с точки зрения "чистоты рынка" так оно и есть. Но если область дает средства комбинату, который вкладывает деньги в СВОЕ производство, в СВОИ некогда развалившиеся совхозы, если исправно платит ВСЕ налоги в СВОЙ бюджет, - что это, если не защита областных интересов? Наконец-то СВОЙ производитель попал хоть под чью-то опеку, хоть кому-то в этом повезло: им еще успели помочь..

Есть ведь и другие примеры. Существовал в Архангельске уникальный для России Дом и театр моды. Подобных было еще два в стране: в Москве и в Сочи. Первым умер сочинский театр, вторым - наш. Не потому, кстати, умерли, что плохо работали или их продукция была неконкурентоспособной. С Архангельском намеревались сотрудничать сразу несколько стран Баренц-региона: их специалисты высоко оценили качество наших изделий - на порядок выше турецко-китайских. Отличались наши платья-костюмы и от европейских - удивительно низкими ценами (у нас дешевая рабочая сила - отсюда и дешевизна товаров). Но не успели с нами посотрудничать европейцы.

Дом моды был скуплен "на корню", театр разогнан. Производство оказалось ненужным: оно приносит прибыль не так быстро, как хотелось бы. Не как аренда... И центральный архангельский рынок, и "Детский мир" тоже жили относительно благополучно благодаря аренде. И оба центра торговли в конце прошлого года были возвращены в муниципальную собственность, и оба, как надеется город, скоро начнут приносить доход в городской бюджет.

Так что быть эффективным производителем в перестроечное время, в период передела собственности, оказалось непросто. Мало кому удалось сохранить предприятия в том виде, в каком они существовали десятилетиями. 0 создании же новых производств можно не говорить вообще.

И это вовсе не "задача предпринимателей - производство продовольственных и промышленных товаров". Производство им просто не под силу, оно требует огромных вложений в том числе на стадии становления, а начальным капиталом располагает далеко не каждый желающий. Кредит в банке и для гигантов промышленности до сих пор обременителен проценты по нему поистине разорительны. Например, самарская кондитерская фабрика "Россия" живет сейчас спокойно лишь благодаря тому, признался ее президент, что швейцарская фирма Nestle вложила в фабрику 80 млн долларов, и теперь - под ее гарантии - "Россия" может брать дешевые кредиты в любом западном банке.

А вот архангельский ювелир Андрей Лазурко, которому никто бы и никогда кредит в банке не дал, на первые свои инструменты, которые стоят, как хороший джип, копил несколько лет.

Но средний и мелкий бизнес, о котором, собственно, и шла речь в первой публикации и о котором как об "обирателе обывателя" пишет наш читатель, и во всем мире занимается в основном не производством - сферой услуг. В ней проще угадывать спрос и подстраиваться под него. Отельчики, ресторанчики, химчистки, ремонты, доставка цветов или продуктов, тот же "извоз" и так далее. Это - то, что может "потянуть" в принципе каждый. И многие, кинувшиеся в свое время в предпринимательство, искренне надеялись, что у них, у каждого, это получится. Причем, по статистике, в предпринимательство многие пошли вовсе не за тем, чтобы разбогатеть оставшись без работы, люди искали любую возможность честным путем заработать средства к существованию.

Только вот коллега Юрия Логинова - Ирина Лукошкова (начальник управления по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мэрии Архангельска, зарегистрировавшая за 10 лет около 27 тысяч предпринимателей и 8 тысяч юридических лиц и "собаку на этом съевшая") - призналась, что она сама ни за что не стала бы заниматься предпринимательством. А она знает, что говорит.

В 1990 году, когда было утверждено первое положение об акционерных обществах, никто не предполагал, что совсем скоро появится первая часть Гражданского кодекса, где будут совсем другие нормы по АО, что потом, в 96-м, выйдет федеральный закон по АО, требующий "привести документы в соответствие". Что с января нынешнего года появится новый закон, по которому и соответствия -новые.

Как во всем этом может разобраться НЕ юрист и НЕ экономист, а, допустим, человек, кладущий печи или ремонтирующий часы?!

Сегодня ни в Архангельске, ни в Коряжме никто не назовет точного числа работающих в частном бизнесе. Регистрация - одно, работа, оказывается, - совсем другое. В Коряжме, например, зарегистрировано 1720 предпринимателей и юридических лиц. Но за последние годы одни прекратили свою деятельность, другие - наоборот -расширили, наняв на работу новых людей.

Какие виды деятельности преобладают в "частном секторе" в Коряжме? Все та же сфера услуг торгово-закупочная и автотранспортная деятельность ремонт часов, обуви, квартир, бытовой техники, фото- и парикмахерские услуги, пошив одежды. Есть у нас даже две своих свахи. Чего нет? Как сказал Юрий Борисович Логинов, "нет только проката автомобилей". Я бы добавила, что нет химчистки, уборки квартир, доставки авиа- и железнодорожных билетов. Впрочем, может быть, все это тоже есть в Коряжме, только зарегистрировано оно как-то не так.

Те же няни или уборщики квартир могут ведь работать и "подпольно". Как, впрочем, и многие другие "частники", особенно те, чьи услуги популярны. Во всяком случае, в том же Архангельске или в Питере, ремонтники, сантехники, няни, уборщики квартир, гувернеры, массажисты работают, "переходя из рук в руки" -по рекомендациям. Почти у всех есть основное место работы и есть подработка. Знакомая докторша, например, вечерами сидит с чужими детьми и попутно вяжет на заказ.

И у меня язык не поворачивается назвать кого-то из тех, чьими услугами пользовалась и я сама, обирателями. Им трудно достаются деньги. Особенно тем, для кого предпринимательство - основное место работы. У них нет выходных, больничных, отпусков, хотя они им и "положены" У отдельных, разбогатевших, предпринимателей и отпуска, и выходные бывают. Но абсолютное большинство "частников" не может себе позволить ни дня "простоя". Вся их социальная защита - они сами и те средства, которые у них есть.

Ну а наличие или отсутствие в городе того или иного вида услуг, а также цены на них определяются только спросом. Проката автомобилей в городе нет, возможно, как раз потому, что автомобилей и так много в Коряжме. А вот современная химчистка - это почти производство, на нем нужны дорогостоящая техника и препараты. То ли денег на них ни у кого нет, то ли мы все научились стирать сами и не заявляем никак этот свой спрос.

Я не жалею предпринимателей. Тем же бюджетникам сегодня живется не легче. Но каждый выбирает для себя сам быть свободным и (при удачном стечении обстоятельств) богатым или жить в жестких рамках - с 9 до 18 и полагаться во всем на государство.

Но "старый образ врага" - он все-таки уже старый. Это поняли и президент с Госсоветом, разработавшие в конце прошлого года ряд мер, которые, как все надеются, помогут нашим предприимчивым гражданам и кредиты в банках получать, и от излишней опеки контролирующих органов избавиться, и от коррупции среди чиновничества уйти.

Нашим предпринимателям до сих пор больше мешали, чем помогали. Хотя и в этом деле были исключения. В том же Северодвинске, о котором я рассказывала в первой публикации, подвели недавно результаты конкурса "Предприниматель года". Участникам конкурса было приятно их труд замечают и оценивают. Правда, на конкурс власть подвигла городская газета.

Так что, возможно, и мы, журналисты, не все еще сделали для того, чтобы в Коряжме отношение к предприимчивым гражданам изменилось с негатива на позитив.

Елена МАЛЫШЕВА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя