|
Трудовая Коряжма
24 января 2002 (08)
Наталья ЖИХАРЕВА.
Под чью музыку петь и плясать будем?
Куплет
Саша родился в поселке Черемуха. Двух лет от роду его увезли в далекий Казахстан
-родители подались на целинные заработки. Степь и горы снятся ему до сих пор.
В семье Кладько пели все и всегда. Еще в Казахстане Саша выпросил у отца
гармошку и, забравшись куда-нибудь от всех, часами подбирал любимые песни.
Вечерами родственники пели хором. А если взять во внимание, что родня Кладько
вся поголовно из "хохлов", то легко представить, какое это было звучное
многоголосье. Особенно запомнилось мальчишке, когда дядьки и тетки выводили
протяжные украинские песни.
Через восемь лет Кладько вернулись в Коряжму. Узнав, что в поселке есть
музыкальная школа, родители непременно решили определить туда сына. И когда его
приняли в первый класс, Саша с удовольствием ходил в деревянное еще здание школы
(тогда на краю города), почти ежедневно таская с собой тяжеленный баян.
Музыкой он был болен всегда, поэтому учеба давалась ему легко и радостно. Очень
любил оркестровые занятия, которые проводил директор школы Александр Иванович
Елизаров.
Знания и опыт пригодились Саше, когда после окончания "музыкалки" его пригласили
преподавать в школу N16. В первый день ребята, часть из которых была из детдома,
решили пошутить над молодым педагогом, проверить его, так сказать, на прочность.
Мало того, что намелили все, к чему должен был прикоснуться учитель, так еще и
галдели целый урок. Потом эти болтуны и хулиганы стали самыми любимыми его
учениками "Детдомовские души чистые, без червоточины - считает Александр
Константинович. Музыка растопила их сердца и примирила нас".
С армией Александру тоже подфартило - попал служить в областной Дом офицеров, в
ансамбль песни и пляски гарнизона. Пел, играл на баяне, тромбоне и трубе. Тогда
и состоялись первые гастроли. "Дом офицеров Архангельска "гремел" не только в
области. Пригласили нас на фестиваль "Весна-72" в Ленинград, - вспоминает
Александр Константинович. - Дворец спорта "Юбилейный" был полон. Вышли мы на
сцену, а перед нами - темное людское море. Вначале даже оторопели. Потом
настроились. Отработали как надо".
А когда Александр вернулся из армии и устроился на работу в Дом культуры
Котласского ЦБК, то и плясать научился. Тогда в ДК танцевальным ансамблем
руководила Тамара Зеленская. А Кладько при ансамбле "служил" аккомпаниатором.
"Не пришел однажды один танцор, подвел весь состав. Что делать? Кто плясать
будет? Тамара Васильевна отрепетировала со мной несколько движений и - на сцену,
- улыбается своему самодеятельному прошлому Кладько. - Плясали мы тогда
"Зимушку". Пляшу и только об одном думаю как бы чего не забыть".
В этом ансамбле и пришли к нему ЕГО первые мелодии. Танцы ставили тогда по
хореографическому рисунку и лишь потом накладывали на него музыку. Вот и
пришлось сочинять.
С того времени Александр обручился с музыкой. Они не расставались ни днем, ни
ночью Потом пришли стихи. Первые он посвятил Вере, будущей своей жене. "Чувства
так переполняли меня, что, если бы в то время не "вышел" в стихи, заболел бы. И
до сих пор жена - моя муза. Десять лет живем вместе душа в душу. Она - ангел.
Не знаю, за что мне так повезло".
"Но все это время меня будто "преследовали" "неродившиеся" песни. Я знал, что
когда-нибудь они обязательно появятся. Поэтому я "ушел" от танцевальной музыки и
пришел через фольклор к хоровой, - вспоминает Кладько. - Долго ездил по
окрестным деревням и собирал уже почти стертые из памяти народные песни. Как
свободный день - магнитофон в коляску, сам на мотоцикл и - по бабкам. У
старины - особая мелодия. В народных песнях горе и радость -все очень близко.
Есть у меня в запаснике рекрутские песни, рождественские, обрядовые, свадебные.
Но СВОЕЙ песни я тогда так и не нашел".
В 80-х Александр Константинович стал хормейстером народного ансамбля "Зори
Вычегодские". "Было у нас несколько композиций на фольклорную тему. Девушки на
сцене вышивали, вязали и при этом пели уникальные, на мой взгляд, песни, -
продолжает свои воспоминания маэстро. - Помню, были мы с "Зорями" на гастролях в
Баку. Принимали нас тогда прекрасно. Удивительное было время. Кстати, в этом
году ансамблю исполняется 35 лет. Но, конечно, такого успеха, как был раньше,
уже нет. Представьте себе тот состав ансамбля 35 танцоров, хор из 25 человек, да
еще и оркестр - 12 музыкантов. Мы были ведущим коллективом в области. В 76-ом
году ездили в ФРГ на фестиваль молодежи".
Припев
Передо мной сидит человек-оркестр. За 32 года творчества Александр
Константинович освоил баян, гармонь, трубу, альт, тромбон, бас-гитару,
балалайку, фортепиано, домру, бубен, трещотку и все прочие народные инструменты.
Вообще мне показалось, что он может сыграть на чем угодно. Но, кроме всего,
Кладько еще и сочинитель. Композитором себя не считает, просто записывает
звучащую в его душе музыку. Так появились в его "багаже" четырнадцать песен.
Определился и авторский круг. С удовольствием работает Александр со стихами
Альбины Окуловой, Геннадия Ершова и Владимира Ноговицына. Есть у него и СВОЯ
песня - "Коряжемский вальс" на стихи Веры Лютоевой. Помните "Коряжма, Коряжма,
пусть годы идут, я знаю в Коряжме друзья меня ждут..."
"Когда мне попадают в руки настоящие стихи - я в них влюбляюсь и хочу их петь, -
раскрывает свои секреты Кладько. - Не знаю, откуда и как приходит мелодия.
Никогда не мучаю свою душу. Своей музыкой я лишь подчеркиваю лирику стиха и
чувств. Например, встретился я со стихами Володи Ноговицына - и все не могу
спать. Я стал "обрастать" мелодией. Она мучила меня сутки. День и ночь без обеда
и ужина. Наконец, она из меня вышла. Кстати, на моем творческом вечере песня
"Тебе, Коряжма" прозвучит впервые. В тот день будет много премьер. Приходите,
все вместе споем..."
29 января Александр Кладько будет отмечать свой юбилей - 50 лет, а 27-го января
в 16 часов в ДК бумажников -юбилей своего творческого пути.
Наталья ЖИХАРЕВА.
| |