Трудовая Коряжма
31 января 2002 (11)
А.В. КУДРЯВЦЕВА
Нужно ли менять структуру Городской Думы?
Начало в "ТК" за 29 января.
Не стоит забывать о том, что каждая штатная должность немалых денег стоит. И
прежде чем принимать решение об этом, важно определить, какая польза будет от
такого нововведения, учитывая, что 2002 год не самый благоприятный в финансовом
плане. В настоящее время годовая смета Городской Думы не превышала 500 тыс руб. На
сколько же увеличится эта сумма, если появятся в Городской Думе не только
освобожденные депутаты, но и аппарат?
Неплохо бы и с избирателями посоветоваться, прежде чем высказывать предложения о
выводе Мэра города из состава Городской Думы, объяснить им причину этого.
Может быть, избранный всем населением Мэр города по закону не должен входить в
состав представительного органа местного самоуправления? Нет, закон это
разрешает.
Или Мэр города вмешивается в компетенцию Городской Думы или на соблюдает Устав
муниципального образования? Нет, такого не происходит.
Хотя характерный для государственных органов принцип разделения властей не
применяется на уровне местного самоуправления, каждый орган местного
самоуправления должен работать, не дублируя другие органы, в пределах своей
компетенции и на основе разграничения функций и полномочий, взаимодействуя друг
с другом. Компетенция Городской Думы, администрации города и Мэра города
закреплена в Уставе МО "Город Коряжма", и Мэр города неукоснительно его
соблюдает.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ" глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению
местного самоуправления на территории муниципального образования, следовательно,
законно и обоснованно то положение Устава МО "Город Коряжма", что Мэр города,
избранный непосредственно населением, входит в состав Городской Думы, хотя и не
депутат, и руководит исполнительным органом местного самоуправления -
администрацией города. Причем Мэр города не является председателем Городской
Думы и не руководит ею, как высказываются в СМИ отдельные депутаты. Он только
созывает сессии Городской Думы и председательствует на ее пленарных заседаниях.
Руководить и председательствовать - не одно и то же. В словаре русского языка С.
И. Ожегова разъясняется, что слово "председательствовать" означает "быть
председателем на заседании или собрании", а слово "руководить" значит 'быть во
главе какой-либо организации, управлять ею".
Городская Дума не простое учреждение, где руководитель управляет на принципе
единоначалия. Это коллегиальный орган местного самоуправления, все вопросы даже
внутренней его деятельности решаются на сессии.
На сессии избираются и заместитель Мэра по работе с Городской Думой, и
председатели депутатских комиссий, эти должностные лица подотчетны всей
Городской Думе, а не отдельному должностному лицу. Заместителю Мэра города по
вопросам работы Городской Думы отведена роль координатора всех депутатских
формирований в Городской Думе, Мэру города - роль организатора всей системы
местного самоуправления в муниципальном образовании.
Будет ли в Городской Думе иная должность, чем заместитель Мэра города по
вопросам работы Городской Думы, или нет, это должностное лицо по закону не
сможет возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления в
городе, так как она входит в компетенцию только главы муниципального образования
- Мэра города.
В истории Коряжмы уже была подобная, как в настоящее время, политическая
ситуация.
После выборов в 1990 году депутаты горсовета избрали на освобожденной основе и
председателя Совета, и его заместителя, создали свой аппарат из нескольких
сотрудников, но улучшилась ли от этого работа Совета? В течение трех лет трижды
меняли председателя Совета, дважды - его заместителя. Через год после выборов
руководство Совета уже не могло собрать депутатов на сессии, и вопросы, входящие
в компетенцию горсовета, с 1992 года решались только Малым Советом из семи
депутатов, а с ноября 1993 года Указом Президента РФ была совсем прекращена
деятельность горсоветов.
Главе администрации города в то трудное, как и сейчас, в финансовом плане время
пришлось одному под свою личную ответственность решать вопросы, входящие в
компетенцию и администрации города, и горсовета. А результат его деятельности в
тот период всем известен. Город не только выжил, но дальше стал развиваться.
Очень обеспокоена, что отдельными депутатами ведется целенаправленная работа по
ликвидации существующей системы местного самоуправления в городе, и хочу
надеяться, что мои предостережения на страницах газеты помогут депутатам на
сессии Городской Думы избежать принятия непродуманных политических решений.
А.В. КУДРЯВЦЕВА, первый зам Мэра города.
|