|
Трудовая Коряжма
15 октября 2002 (115)
Е. ХРЕНОВА
"Я тебя НЕ ОСТАВЛЮ!.."
Вы не представляете, как важно ребенку знать это всегда
Ну вот и заканчиваются самые тяжелые месяцы в жизни маленьких хозяев детских
яслей. Хотя никто не знает, для кого они были тяжелее: для некоторых мам,
которые со слезами на глазах отдавали своего малыша, или для ребенка, который
переживал стрессовую ситуацию. Ведь адаптация - это привыкание ребенка к
условиям новой для него среды. 1,5-2 года он был рядом с мамой и днем, и ночью,
и вдруг его "бросили", оставили с чужими тетями. Он ничего не может понять и
боится, что мама больше не придет и не возьмет его домой. Малыш громко кричит,
вырывается из рук воспитателя и старается догнать маму. Но не все дети ведут
себя так. Некоторые с первого дня приходят, как к себе домой, сразу же находят
игрушки, улыбаются взрослым. Видно, что эти дети не были лишены дома общения,
они часто ходили в гости, где есть малыши, или же у них много родственников,
которые уделяли ребенку внимание. ~| ногое в поведении маленького человечка
зависит и от нас, взрослых. Дети -наше зеркало, ребенок "отражает" наше
настроение, даже интонацию. Вот например: утром папа привел Сашу в ясли. Быстро
раздевает, старается не встречаться с сыном взглядом. Я вижу, что папа
переживает: сын может заплакать. Чувствую и состояние ребенка, в его глазах
стоят слезы, готовые вот-вот брызнуть: он не хочет расставаться с папой и
старается поймать его взгляд.
И вот взгляды встречаются. Всё. Ребенок плачет. Плач - как защитная реакция:
может, папа передумает и уведет его домой? Но папа строго спрашивает: "Это еще
что за слезы? Мне надо на работу". Дети уже давно понимают такие слова, как
"надо" и "нельзя", но мы часто считаем, что они еще маленькие, а они уже
хитренькие и пользуются нашей слабостью. Папа берет сына за ручку и подводит к
воспитателю. "Иди ко мне, мой хороший, я тебя пожалею", - сажает ребенка к себе
на колени и он быстро успокаивается.
В такой же точно ситуации другой папа. Увидев слезы своей дочки, начинает ее
жалеть, успокаивать и ребенок плачет еще сильнее, цепляется ручками за отца, не
хочет идти в группу. Возмущенный родитель сердито говорит: "Ну что это такое?
Вчера хорошо ушла, а сегодня орешь. Тебя что, здесь обижают?" И не догадывается,
что сам же вызвал такую реакцию на свою жалость. Да, надо жалеть ребенка, но это
лучше делать после детского сада. "Здравствуй, ну как ты здесь играла, я так по
тебе соскучился". А утром: "Я тебя люблю, - говорит мама Данилке, -ты побудешь в
ясельках, и я за тобой обязательно приду, я тебя не оставлю". И сын идет в
группу намного спокойнее.
А ритуал прощания? Не могу забыть, как Яна плакала горькими слезами. Между
всхлипами объясняла: "Мама мне не помахала". "Но она же тебя обняла и поцеловала
в щечку", - успокаиваю я. "Нет, - всхлипывает девочка, - она мне не помахала".
Вечером выясняю с мамой, что надо было обнять, поцеловать в щечку, а у дверей
обернуться и помахать рукой. Решили, что ритуал надо упростить.
Сейчас уже эти малышки устанавливают свои правила прощания. Оксану надо за ручку
проводить до дверей группы, Данилка еще чуть-чуть посидит у своего шкафчика
после ухода мамы. Но если ваш малыш бежит в группу и машет вам рукой в окно, то,
как бы вы ни спешили на работу, не забывайте об этом: ведь он может долго стоять
у окна и не идет играть с другими детьми, ждет, когда мама помашет ему рукой.
Е. ХРЕНОВА, воспитатель детского сада "Тополек".
*Примеры взяты из многолетнего опыта работы.
| |