Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
14 марта 2002 (27)
Владимир НОГОВИЦЫН.

"На мель обычно садится тот, кто ни о чем не думает"

ТАК СЧИТАЕТ ПАВЕЛ ИЗОСИМОВИЧ БАШАНОВ, БЫВШИЙ НАЧАЛЬНИК РЕЙДА ПРИПЛАВА КОТЛАССКОГО ЦБК.

Речное дело передалось Павлу Башанову по наследству. Вырос-то парень в Задовой, в большом поселке, в окнах которого, образно говоря, плескалась Вычегда. Красота несусветная так и привораживала! Отец - бакенщик, понятно, приохотил сына к своему делу. Но тот по первости нашел другое занятие - трактирил: суша казалась по-надежнее... Но предначертанного судьбою всё же не избежать.

После женитьбы нужно было как-то устраивать дальнейшую жизнь. Деревенское житьё- бытьё не то чтоб не прельщало, просто хотелось чего-то большего. Поэтому и отправились молодые в 1961-м в Коряжму. Всё-таки какая-то перспектива, а главное - есть возможность получить жильё. И работа нашлась: на лесобирже. Помнит, как подбодрил начальник Михаил Адамович Ковальчук: не робей, всё у тебя, хлопец, будет нормально. Механик теплохода -профессия хорошая, денежная...

Да и после - другой начальник -Алексей Матвеевич Необердин относился к нему исключительно хорошо.

Невелико было хозяйство на водном - всего-то два теплохода да баржа-самоходка. Начало же первой навигации даже несколько разочаровало: вместо древесины, как выразился Башанов, "песни возил". Впрочем, вскоре дела пошли в гору. 2 августа на лесобиржу подан первый пучок леса - чуть больше 10-ти кубометров. Начало положено.

Вскоре назначили Павла Изосимовича старшим механиком на новый и мощный теплоход КЦБК-12. "Работал, видимо, неплохо, вот и выдвинули..." Впрочем, к большой карьере он никогда не стремился, не было у него этого порыва. А вот специалистом хорошим хотел быть всегда. Во всё вникал дотошно. Вроде бы и необязательно знать -пригодится... Спрашивать у знатоков не стеснялся. В принципе, у них невозможно быть "узким" специалистом: всё надо уметь! В 1964 году решили в цехе совмещать профессии. Первыми на комбинате, кстати. Зачем, спрашивается, на судне держать четырех человек - капитана, механика, моториста, матроса, если и двое с этими обязанностями прекрасно управятся. Эксперимент прижился. Башанову же предложили должность старшего механика цеха. На тридцать лет... А с декабря 1998-го он стал начальником рейда приплава, сменив Вениамина Григорьевича Балушкина. Прибавилось ответственности!

Как только не называлось их хозяйство за длинные годы - и объединенным лесным рейдом, и цехом водного транспорта, и рейдом приплава... Суть, впрочем, не в названии, а в том, сколь велика была отдача этого комбинатского подразделения. Однажды в восьмидесятые побили здесь рекорд по поставке древесины: 1 миллион 300 тысяч кубометров. Максимальная цифра!

Запарки хватало, соглашается Павел Изосимович. А то: с регулярностью в два-три часа по Вычегде вели на ЦБК плоты. Много плотов. Правда, продолжалась такая картина до девяностых годов, пока не начались перестроечные дела и Республика Коми не отказалась снабжать лесом наш комбинат.

-Помню, как еще при Дыбцыне остро стоял у нас вопрос со снабжением запчастями двух десятков самоходных единиц, -рассказывает. - К тому ж в Коряжме капитальный ремонт судов не производился. Надо -едешь в Лименду и Шипицыно ремонтников "уговаривать". А там очередь, со всего Северного речного пароходства...

Иной раз приходилось договариваться "через бутылочку". "Бутылка пробивала любую дверь", - признается Павел Изосимович. И тут же соглашается: нехорошо это. Зато сейчас можно без всяких поллитровок укомплектовать всё, что угодно. Были б деньги...

Тогда же на водном призадумались и решили: да нам никто не нужен, сами судоремонтом займемся! Сварка, резка, покраска - всё наше. И представьте, получилось. Даже разрешения речного регистра и разных лицензий не понадобилось. В результате - по 30-40 тысяч рублей экономии. По тем временам сумма громадная. Комбинат остался в выигрыше. "Нам же ни подъемных, ни премиальных не платили, один оклад", - говорит Павел Изосимович. Инициативу "наверху" одобрили, людей похвалили. В девяностых годах удумали (жизнь заставляла) отказаться от поставки плотов на комбинат теплоходами Котласского речпорта. Стали направлять в Литвинове свои суда. И тоже сэкономили.

А раньше исключительно одной поставкой леса обычно не довольствовались. В обязанности водников входило и содержание русла реки. В начале пуска ЦБК свой землеснаряд "Индустриальный Север" для этого имелся (обычно по окончании навигации чистка рейда от песка и ила, проволоки - обязательное дело). "Как метлой всё выметешь, бывало". Да еще и из Котласского техучастка приходило несколько землечерпалок. Что такое мели - почти не знали. Изосимович до сих пор уверен: "На мель обычно садится тот, кто ни о чем не думает..." Спорное, быть может, рассуждение. В те годы Вычегда была куда полноводнее, чем сейчас...

...За 39 лет работы на рейде приплава привык Башанов являться сюда раньше других. До сих пор ему, пенсионеру, по утрам случается боязно: а не проспал ли? Взглянет на будильник по старинной привычке: 6 часов... Нет, не у дел он нынче. Грустно. А ближе к лету и вовсе изнывает: как там наши. "Думка-то есть такая..." - признается. И тогда названивает своему преемнику - нынешнему начальнику рейда приплава Николаю Павловичу Пономареву: доложи обстановку, будь добр...

Вся его ближняя родня работала и работает на ЦБК. Прикинули как-то - 150 годков на всех в сумме набирается. Братья же -все до единого - речниками были. И всех, как выражается, "комбинат сюда переманил". Супруга, как боевая подруга, "надежный тыл" (выражение Павла Изосимовича), тоже на водном работала - табельщицей. Так что в курсе всех его дел была. Дочка, бывало, удивлялась: "Ой, мама, ты что, всю Коряжму знаешь?!"

"Коллектив у нас славный, -продолжает Павел Изосимович. -Я тут всех знаю, они - меня... А сколько людей замечательных у нас перебывало, о которых до сих пор только доброе помнится. Василий Павлович Афанасьев, Аркадий Иванович Халтуринский, Алексей Васильевич Стариков, Борис Анатольевич Низовцев, Валентин Павлович Волков, Александр Александрович Волков... Ой, не забыть бы кого ненароком! Клавдий Степанович Ваньков еще, Алексей Павлович Путилов, Павел Павлович Цетович, Александр Филитёрович Арзубов... Вспомнишь каждого - и на душе покойно становится.

...А еще Башанов-старший всю жизнь учился. Дочка Люда в первый класс пошла, а он - в техникум; Ольга в школу направилась, а он - в студенты АЛТИ. Надо! "Бывало, хвастались друг перед дружкой, кто сегодня "пятерку" получил", - говорит.

Владимир НОГОВИЦЫН.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя