Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
18 апреля 2002 (42)
Раиса СПИРИХИНА.

Как лучше считать КАЗЕННЫЕ ДЕНЬГИ? Мнения разошлись

На прошлой неделе в мэрии Коряжмы состоялся "круглый стол" по теме: "Казначейское исполнение бюджета". В нем участвовали не только коряжемские депутаты, но и их коллеги с Виледи, специалисты системы Федерального казначейства из Котласа и Красноборского района, представители финансовой и налоговой служб.

Ведущий "круглого стола" - заместитель председателя Городской Думы Александр Дементьев так определил цель мероприятия: "Поделиться опытом, определить, насколько реален перевод на исполнение бюджета Коряжмы полностью через Федеральное казначейство".

Как известно, казначейство Придумано для того, чтобы следить за расходованием казенных денег. Это своего рода "государево око", которое призвано неусыпно блюсти интересы государства: чтобы средства, выделяемые из бюджета, тратились строго по назначению, не распылялись и (упаси Бог!) не разворовывались. Года полтора назад правительство объявило о реформе казначейской системы. Если не вдаваться в технические подробности, суть ее состоит в том, чтобы "обеспечить управляемость и подконтрольность федеральных финансовых ресурсов". А для этого - создать четкий механизм, который будет отражать реальную ситуацию о движении финансовых потоков на местах. Цель - добиться прозрачности исполнения бюджетов всех уровней, эффективного управления доходами и расходами, повысить оперативность финансирования и - разумно экономить государственные средства.

По словам специалистов, сейчас ведется работа по переводу всех средств федерального бюджета на единый казначейский счет. То есть постепенно все бюджетные организации должны перейти на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, - взамен множества банковских счетов, которые существовали до этого. Понятно, что такую "вертикаль" контролировать будет проще.

Сегодня в области не существует единой схемы казначейского исполнения бюджета. Дело в том, что Бюджетным кодексом предусмотрено три варианта: бюджет муниципальных образований можно перевести на полное "обслуживание" Федеральным казначейством; создавать собственное муниципальное казначейство и, наконец, - провести реорганизацию существующего финансового органа, введя дополнительные должности специалистов - казначеев.

Коряжма пошла по третьему варианту: всю доходную часть ведет ОФК, а расходную, в том числе и контроль за тем, как распоряжаются деньгами, - финансовое управление администрации города. А вот в ближних районах - Котласском, Вилегодском, Красноборском - местные бюджеты, выражаясь казенным языком, "исполняются" Федеральным казначейством полностью -как по доходам, так и по расходам. Депутатам и хотелось разобраться, какой способ рациональнее. О том, как ведутся дела "по-новому", рассказывали руководители отделов Красноборского и Котласского казначейств.

Примерная схема выглядит так: для всех бюджетополучателей открывается единый счет и с этого расходного счета деньги распределяются по организациям (в соответствии с лимитами бюджетного финансирования). Функцию главного распорядителя кредитов, как правило, выполняет финуправление администрации. То есть сначала денежные потоки направляются на его счет, а потом уже - на бюджетные счета конкретных получателей. По словам работников казначейства, новые правила внедрялись трудно, особенно первое время. Не секрет, что финансовая дисциплина в последнее десятилетие сильно хромала, и многим бюджетополучателям пришлось заново осваивать грамотное "делопроизводство". Но, пройдя "тернистый путь" становления, преодолев непонимание, а зачастую и просто финансовую и юридическую безграмотность руководителей и бухгалтерских работников, удалось навести порядок и добиться четкости в оформлении документов. "Многие проблемы удалось снять. И сейчас районные бюджетополучатели довольны, - считает руководитель Красноборского отделения казначейства Валентина Смирнова. - Уверена: в том, что зарплата бюджетникам в последние месяцы выплачивается вовремя, есть и заслуга казначейства".

Работники казначейства не скрывают, что их призвание -следить за целевым и экономным расходованием бюджетных ассигнований, и что функции оперативного контроля позволяют "предотвратить много ошибок", а другими словами - усмирить "вольницу" бюджетополучателей, склонных расходовать деньги по своему усмотрению. В ходе дискуссии выяснилось также (и с этим согласились все), что основной причиной недоразумений остается дефицит средств - скудость местной казны и далеко не полное субсидирование из областного и федерального бюджетов. На практике, говорили гости из Вилегодского района, не все так гладко и хорошо: вопросов по- прежнему много, и тем, например, кто работает не в районном центре, очень трудно их оперативно решать.

С другой стороны, руководители, которые успели поработать с Федеральным казначейством, признают, что это хорошая школа: "Постепенно мы приучались к мысли, что каждый рубль должен быть на счету, а любые затраты - хорошо просчитаны и обоснованы". "Они заставляют думать, как тратить деньги". "Это перспективный путь: больше контроля и ответственности, усиливается платежная дисциплина".

Понятно, что коряжемские депутаты не любопытства ради затеяли эту дискуссию. Их волнует состояние бюджета, который в этом году складывается с дефицитом, они хотят его большей "прозрачности", они стараются найти неиспользованные резервы в системе планирования доходов и расходов, а также исполнения бюджета. Депутаты хотели знать, насколько реален переход на полное обслуживание Федеральным казначейством и есть ли в этом "рациональное зерно". Свою точку зрения высказала начальник отдела финансирования администрации города Ольга Бушуева.

-Наш бюджет находится на казначейском исполнении, но только по другой схеме, и Бюджетным кодексом это предусмотрено. Она действует с начала 2001 года, и сегодня все бюджетные учреждения переведены на казначейское исполнение бюджета и на них распространяются все требования, определенные законодательством. Да, работы много, объем большой и поначалу приходилось трудно. Но мы сумели переломить ситуацию, платежная дисциплина заметно улучшилась. Сегодня мы оперативно владеем информацией по расходным статьям бюджета и можем без задержек осуществлять необходимые платежи, действует трехступенчатая система контроля, которая предваряет ошибки и нарушения. В отделе создана локальная компьютерная сеть, отлично показала себя система "Клиент-банк": нет нужды бегать в банк с каждой платежкой. Система, которой мы пользуемся, прочно "встроена" в казначейскую и, на мой взгляд, нет никакой необходимости ее менять: мы пользуемся теми же документами, что и Федеральное казначейство, и выполняем те же функции.

По мнению Ольги Бушуевой, сегодня полностью переходят на обслуживание ОФК дотационные районы, поскольку там вся финансовая база строится на дотациях и субвенциях из областного и федерального бюджетов. Им, как говорится, сам Бог велел... По-видимому, осторожное отношение к перспективе полностью "отдаться" федералам связано еще и с опасением потерять "маневренность" в распоряжении финансовыми средствами - известно ведь, что государство не прочь "наложить лапу" на все, что касается распределения денег, в том числе и не совсем "своих". А это чревато...

Судя по всему, устраивает существующий порядок и самих федеральных казначеев. Во всяком случае, специалисты отделения Федерального казначейства по Коряжме не намерены торопить события. Более того, его руководитель Марина Божедомова дала понять, что если вдруг вопрос о переводе муниципалов на обслуживание расходной части бюджета "станет ребром" - это их не обрадует. Потому как на практике это означает - резко увеличить нагрузку при имеющемся штате и материально- технической базе. Пока для этого нет условий. "Весь бюджет мы пока не готовы исполнять". В этом же смысле: "не стоит торопить события" высказалась и представитель налоговой службы. При этом не исключается постепенный перевод части счетов на федеральное казначейское обслуживание, а как будет дальше - время покажет.

Что же касается депутатов, "круглый стол", по их мнению, прошел с пользой. Для одних это был своеобразный "ликбез", для других - возможность проверить свою точку зрения на ситуацию. А кому-то, наверное, разговор помог выработать свое мнение на перспективу. Как распорядятся полученными знаниями народные избранники, покажет жизнь...

Раиса СПИРИХИНА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя