Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
11 июня 2002 (62)
Владимир ЗАВАДОВСКИЙ.

Умирают деревни. Отмирают корни наши?

Коряжму называют городом интернациональным. Но немало у кого "корни" - в этой округе, в деревнях, которые тихо исчезают с лица земли русской...

Отдых - дело святое (сам господь Бог на седьмой день отдыхал). Не надо нам Канар - будем отдыхать здесь! Как живешь, северная глухомань? 10 мая на утренней зорьке первой "Зарей" отправились мы по Ленскому району. Народу мало: о теплоходе еще немногим известно, да и погода - уж точно не канарская...

День первый

Деревня Тимасова Гора. Прибыли. Вот уж действительно Гора - с пристани мы буквально лезли вверх к самой деревне. В этих краях я впервые - интересно абсолютно все. "Программа" у нас обширная, но вначале - за рыбой, проверить сети. Мои спутники, прибывшие сюда за сутки, расставили их загодя. Лодка "Крым" с движком в тридцать лошадей натужно заревела - вперед!

В лицо бьет снежный заряд, закрадывается сладкая мысль о деревенской баньке. Проверяем сети - пусто. Рыбы нет (а сетки -сотня метров!). Так, на уху. Забегая вперед, скажу, рыбы за те несколько дней, что там были, мы так и не наловили. Вода большая. Давно такой не было: верхушки больших деревьев из-под воды не всегда заметишь.

Рев мотора - к нам мчится "Казанка". Свои, коряжемские. Рыбачат тут с 29 апреля, в Коряжму улов отвезут и обратно. Каждый год, говорят, отпуск в апреле берут - и сюда. Живут в землянке, обросли невероятно. И у них рыбы нет.

...Дотащились до деревни. Два десятка домов на постороннего человека навевают тоску и уныние. Постоянно в деревне проживают четыре человека в трех домах. Супруги Задорины - наши земляки-Коряжемцы. Зашли к ним в гости.

В деревне они лет уж 9. Как вышли на пенсию, так сразу сюда. Валентина работала в теперь не существующей организации "Союзбумпроме", в отделе кадров. Супруг - старшим прорабом в тресте Строил ТЭЦ-4, корьевую котельную.

Александр, как оказалось, "корни" его здесь, рассказывает, что деревне этой лет 200. Раньше было 42 двора. В каждой избе жила семья в 7-8 человек. "В былые времена много народу было. Сейчас летом многие приезжают сюда как на дачу. Мне отцы сказывали, в былые времена бежали через эти места псковские, новгородские мужики, мы от них родом. Край благодатный - кто хотел трудиться, всех мог прокормить"

"Здесь многие дома старше нас, стариков, - включается в разговор Валентина, - до войны построены. Много народу с нее домой не вернулось. Отец и мать - тоже... А стала Коряжма строиться - молодежь в город подалась. Лет десять - и здесь, наверно, ничего уж не будет. Поля поросли, коровники развалены, дороги нет".

Я почему-то вдруг представил зимние вечера здесь, в этой глухомани Одиноко, скучно.. Однако хозяева дома говорят, что скучать не приходится. Лошадь, корова, бычок, куры . Пока всех накормишь, обойдешь - уже и день к концу. А летом дел поболе. Вплоть до того, что самим хлеб приходится печь (к слову, коммерсанты возят сюда продукты вездеходом). А в праздники все жители деревни собираются в одном доме. "Нет, не скучно, -заключает Валентина, рассказав о их житье-бытье. - А летом племянница из Северодвинска приезжает."

Александр говорит, что в Коряжме по три года не бывает. Жена только ездит за пенсией, она и продукты купит. "В деревне хорошо, только люди почему-то этого не понимают".

Не понимают... Городским, наверное, и в голову не придет, что тут и дорог-то нет, из транспорта - только "Заря". Весной и осенью деревня совсем отрезана от внешнего мира. Зимой ее жители встают на лыжи - и к железной дороге, если куда- то надо уехать. Очень плохо с электричеством. Зимой живут без света по неделе и больше.

Александр нет-нет да и вставляет в беседу то, что считает главной мыслью: "Государство крепко тылами, а у нас тылы оголились. Остались тут старики, слезы и горе..."

Но что горевать, поселился здесь - живи! В прошлом году Задорин установил дома телефон, чуть ли не единственный не только в деревне, но и во всей округе. С полкилометра Александр тянул линию связи, номер выбил в Сольвычегодске. Избу отремонтировал, подворье - в идеальном состоянии, навозом снабжает бесплатно всех летних дачников. Деревня пьет Сашино молоко, покупает творог. И на будущее у Задорина планов немало. .

Вечером нас ждала деревенская банька и шашлыки на углях. Банька старая, в предбаннике пробивается побег молодого деревца. День, полный впечатлений, подошел к концу. Спать не хотелось, думалось о Задориных. Кто знает, может, и правда, старикам здесь лучше...

День второй

Рулим по речке в Рябово - 10 минут пути Рябово - это что-то вроде местного культурного и административного центра, вокруг которого располагаются маленькие деревни Новоселка, Заручевье, Горка. Тут даже есть телефон, почта, школа, магазин, милиция (участковый инспектор), фельдшерско-акушерский пункт! И это все на 162 взрослых души. Все в Рябово друг друга знают, в том числе и предков и родственников на "большой земле". Есть в деревне нечто похожее на улицы, по которым в принципе может проехать личный транспорт. А вот и он! Мотоцикл. Нет, это что-то сборное, естественно, без регистрационного номера. Лошадь мчится в нашу сторону, наездником -мальчик лет 10-ти. За ним на велосипеде другой, причем заднее колесо у велосипеда меньше переднего - фантастика! Маленькая девочка строит пирамидку из консервных банок. А вот и девушки - на дискотеку нас приглашают. У них в сельском клубе есть магнитофон, правда, напряжение в сельской сети такое слабое, что, кажется, включи мощный чайник и дискотеки не будет.

Так, внимание: магазин! Выручку подняли мы в тот день конкретно, и знаете, выбор приличный и цены не кусаются. Обратили внимание: водки нет. Но нас тут же "успокаивают": почти в любом доме можно купить "Антилед" (спиртосодержащую жидкость).

Для мужиков в Рябово работы нет. Деньги имеют пенсионеры да несколько десятков работающих. Школа работает, но, как тут говорят, "пока пенсионеры трудятся: молодых-то учителей почти нет"...

Проплывая по Вычегде, невозможно не обратить внимания на кирпичную Рябовскую церковь (гуляя по окрестностям, мы добрели и до нее). Стоит она на крутом берегу, нависая над рекой, -заметишь километров за пять. Сейчас она открыта для всех. Церковь очень красивая, даже в таком виде, как сейчас, приводит в трепет. В верхнем зале пол сгнил, полное опустошение. Фрески на стене стерты временем. С трудом читаем старославянскую иконопись "Сергий Радонежский". Нижний зал устлан в полметра, наверное, толщиной сухим конским навозом. Все те же фрески, красивые кованые оконные решетки. Сколько же церкви лет? Старики считают, что построена она в 1520 году. Закрыта и разрушена в 60-х годах прошлого века. Использовалась под склады, были тут и конюшни. Такое у местных впечатление, что как церковь закрылась, так и жизнь в деревне пошла в упадок. Умирает Рябово, тихо и незаметно. Многие спились, работы нет, молодежь уезжает...

Наш путь - в заброшенную деревню. Заросшие поля, брошенная сгнившая техника, провисшие провода под напряжением... Там, куда мы идем, говорят, жили интернированные поляки, строили дорогу. Александр Задорин вспоминает их с теплотой, рабочий был народ, сколько надо было им сил, чтобы выжить в этих лесах! Деревня поросла, только по остаткам можно что- то определить. Кирпичи растаскивают на печки. А рядом, говорят, еще одна мертвая деревня - Комарово...

Мы "дома". На столе нас ждут чугунки, в которых аппетитно пахнет пшенная каша, запаренная в русской печи на домашнем молоке. Чай в медном чайнике на углях, с баранками!

День третий, самый короткий

Проснувшееся солнышко обещает немного погоды, наверное, как всегда, к отъезду. "Заря" привезла новых городских пассажиров. Приезжая пожилая женщина (оказалось, в прошлом врач) разулась и пошла по деревне босиком. Мужик с Рябово, за голенищем - спирт, ищет, с кем бы выпить... Поняв, наконец, что мы скоро уезжаем, отвязался от нас.

Пока до отъезда есть время, прошлись еще по деревне. Много заброшенных домов. Никто в них не живет и не бывает. А без хозяина дом за несколько лет ветшает и разваливается. Некоторые открыты, стекла выбиты. Спросив разрешения у соседей, зашли внутрь. Просторно (не два ли этажа было?), несколько комнат. Пол под ногами скрипит - сгнил частично. На стене в рамочке - фотография, видимо, фронтовых лет. Мужчина в военной гимнастерке. Стекло треснуло мелкой паутиной, за ним - полуистлевший черно-белый снимок. На стенах подвешены мешочки с хмелем, наверное, когда-то здесь варили пиво. Большие битые чугуны, кочерга. В углу нечто похожее на прядильный станок. А вот подборка трудов великого Ленина, белые книжечки съездов КПСС...

Пообедав, направились к пристани. Народу на "Заре" набралось прилично, в Харитоново многие сели. Один час - и мы в Коряжме.

Не знаю, как бы мне отдыхалось за рубежом за большие тысячи. Но, уверен, здесь, в родных краях, нисколько не хуже. Летом обязательно поеду сюда с сыном. Порыбачим, побродим окрест...

Таких мест, как Ленский район, в стране много. Это удивительно богатые историей и самобытностью уголки Руси нашей, но очень бедные по части устроенности для жизни человека. Они не представляют прямого интереса для государства, добывать и развивать здесь нечего. И умирают деревни, вроде Рябове, Тимасовой Горы...

А может, вправду, как говорит мой новый знакомый Александр Задорин, государство тылами крепко? Тогда что же мы про тылы свои позабыли?

Владимир ЗАВАДОВСКИЙ.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя