Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
1 августа 2002 (83)
Владимир НОГОВИЦЫН.

"РАЗРЕШИТЕ вам напомнить О СЕБЕ..."

Поэтом дороги назвал нашего земляка, неутомимого путешественника-велосипедиста Николая Ступникова писатель, устюжанин Анатолий Мартюков.

А слово он все-таки не сдержал. Ведь обещал же проехать на своем велосипеде нынче 1350 километров. Но цифра не такая, а гораздо... больше -1610 км.

...На подаренной ему футболке во всю спину надпись: "Бди!". Заповедь Козьмы Пруткова, в честь которого он и обрек себя на дорожные муки. Впрочем, и без Сольвычегодского фестиваля всё равно бы отправился в странствия по местам своей молодости.

Начало путешествия ничего хорошего Николаю Григорьевичу Ступникову не сулило. Второпях - бывает! - снабдил заднее колесо старой камерой Недалеко и отъехал от Коряжмы, как понял: спускать она стала. Подкачал - та же история. Заменил на другую. Но и новая камера подвела - лопнула. Вот невезуха-то! Пришлось в Котласе покупать про запас три штуки.

Казус начисто подпортил настроение. На километраже это тоже сказалось: всего 100 вместо 150-ти и проехал-то. Первый день, как первый блин, пошел комом. Затем развредничалась погода. Потом (от Красноборска) щебенчатая дорога напоминала стиральную доску. Скорость поубавилась. Однако во второй день Ступников преодолел уже 144 километра. Мог бы и больше, но ситуацию усугубил встречный ветер - сильный и противный. Но деваться некуда, кроме одного - ехать вперед.

Снова дождь. "И опять - скука". Третий день - 150 км, четвертый - 90, пятый - 81, потому что снова очутился под ливнем ("Я замок", то есть - вымок) . Но на шестые сутки Николай Григорьевич пришел в норму - есть они, 150 "камушков" (километров то есть). На ночлег устроился на бережку речки Уфтюги. В дом осторожные хозяева его не пустили: много вас тут шляется! Ступников не удивился. Другое его позабавило' хоть и Вологодчина, да названия, как и в Архангельском краю, - те же самые: что у рек, то и у деревень: Власьевская, Кондратьевская, Васильевская...

Холодная ночь заставила не отходить от костра, а потом - юркнуть в палатку Проснулся от протяжного мычания коров. И только тут вспомнил, палатка-то красная. А что, если вслед за коровами бык пристроится: несдобровать! Не тореадор же! По- армейски шустро скатал амуницию. "Обошлось", -говорит.

Седьмой день - без приключений Какие там приключения на ходу! 135 километров - как не бывало. В Полдарсе добрый человек устроил его на ночлег: "А че искать, иди ко мне!" А оттуда уже и до Устюга всего ничего - 65 км. Не успел маршрутный лист в местном комитете по физкультуре и спорту отметить, как набежало Вологодское телевидение. "Мы вас снимем!" "Снимайте, ребята!" Хотя объектов для съемки хватало: готовились к Дню города и Прокопьевской ярмарке. Дороги "закатывали" в асфальт, траву стригли, заборы интенсивно красили... Туристы повсюду так и сновали. Мог бы Ступников здесь остаться, но совесть гражданская не позволила. В Сольвычегодск, только в Сольвычегодск - обещал же!

Лупанул дождь. Но наш спортсмен проявил твердый характер. И в непогодь ехал и ехал. До нитки промок, но не остановился... В Коряжме - передышка, мелкий ремонт транспортного средства - и в древний град. А там его - героя дня - под одобрение масс вывели на сцену, слова хорошие сказали, приз вручили. В общем, "прозвучал" товарищ. А Сольвычегодские родственники черкнули уже за всех своих земляков в его путевой дневник: "Старость тебя дома не застанет! Ты в дороге, ты в пути' Молодец!" Уговаривали и в баньке попариться, но он был неумолим, потому что снова в странствия "намылился"... Мол, я только тысячу вёрст отмахал, тогда как больше грозился. Мол, честь дорога...

Распогодилось. И под солнышком и голубыми небесами хорошо ехалось. Вновь Великий Устюг. Захотелось Николаю Григорьевичу встретиться со здешним поэтом и журналистом Мартюковым, с коим шапочно познакомился два года назад. Как в песне у Визбора вышло: "Разрешите вам напомнить о себе..." Пообщались маленько, не шибко друг дружке докучая. Признался устюжанин: сколько живу, а в Коряжме ни разу не бывал... "В чем дело - приезжайте!" На память о том дне осталась подаренная книжка - "Троицын день". И запись в ней: "Приятно встретиться с таким интересным человеком. Дальние дороги и множество впечатлений Я считаю таких людей поэтами дорог. Вечный огонь, свет звезды, и именно на их дальний зов и идут такие люди. Будь неутомим, Николай!" И ни кто-нибудь благословил его, а друг детства самого Николая Рубцова...

В этом "втором круге" Ступников провел пять дней. Трудных, скоростных, утомительных. На привалах с народом общался. На Лузе, например, молодежь недоверчиво отнеслась к его рассказам. Их речка - и судоходная?! Да тут курице по колено... "Но я же здесь на пароходе "Сергей Левашов" плавал!" Помощник механика, Лимендского речного техникума выпускник! Старики припомнили: да, было. И что подрабатывали, разгружая баржи. А это 800 тонн! Условия ставились жесткие: выбился из сил, упал - не получишь ни копейки. Хотя вес мешка доходил и до 70- ти, и до 90 килограммов. Натаскаешься так, что свет белый не мил становится... Вот тебе и тема для разговора. Впрочем, темы находились всегда. В другом месте Николая Григорьевича пригрел и накормил местный рыбнадзор. А мужчина, которого все называли не иначе, как шериф (наверное, участковый), признался: "Да я тебя еще в прошлом годе заприметил". Дескать, у меня память цепкая, ничего не ускользает. И никто.

Хоть и оставляли Григорьевича погостить, да он не захотел "выбиваться из графика". Видимо, чуял близость Коряжмы и дома. И остальные километры наяривал с удивительной скоростью. 13 часов до Ильинско-Подомского! С 4 утра до 20-ти вечера. До сих пор чувствительно. 170 км в седле - не на пуховой перине лежать... Отдохнул в райцентре - и к себе... И только в Коряжме "перевел дыхание"...

...Нынешний велопробег у него - пятый. В общей сложности более 8-ми тысяч километров преодолел Ступников - четырехкратное расстояние от нашего города до Москвы и обратно. И представьте: не надоело Интересно, говорит. Что не понравилось, так это вранье в атласах. По одному от Великого Устюга до Палемы -38 километров, а на деле - 43; от Палемы до Лузы показан 21 километр, а по правде -27.

На будущий год задумал 62-летний пенсионер наведаться в родную деревню Ступники Кировской области. "Своих" попроведать надо, говорит, шибко соскучился.

Владимир НОГОВИЦЫН.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя